Сущность соотношения права и закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 00:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является поиск решения соотношения права и закона.
Из цели вытекают следующие задачи:
-изучить понятие закона и права;
-рассмотреть правовые критерии соотношения права и закона;
-исследовать юридическое правопонимание соотношения права и закона.

Вложенные файлы: 1 файл

Право и закон.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал, отдельные авторы описывает его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», автор приходит к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть ничто иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

 Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство – это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим – избранным народом – органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

Признаками права являются:

-нормативность;

-системность;

-обязательность;

-формальная определенность  процедурность;

-неоднократность действия;

-связь права с государством.

Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые необходимо считать, “правовыми законами”. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. В данном случае, в разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных взгляда, или подхода.

Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы - это и есть право.

Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотношения права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается “по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве над исторического естественного права или в качестве права общественного, социально - исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественных отношениях”. В данном случае, как нетрудно понять, мы имеем дело с совершенно иным правопониманием и с иным представлением о соотношении права и закона, как и государства и права. Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.

Что же касается государства, то оно при таком право понимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но и, наоборот, само объявляется повсеместно связанным или, по крайней мере, значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально-политической и иной деятельности.

Государство - исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт процесса правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают.

Каков же критерий “правовых законов”? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других - к разряду не правовых? Что делает одни законы правовыми, а другие - не правовыми?

На эти вопросы удовлетворительного ответа не найдено до сих пор. Учеными-юристами и философами предлагались различные основания - критерии для разграничения права и закона, “правовых законов” и “не правовых законов”, но все они вызывали и продолжают вызывать лишь вопросы и дискуссии.

Еще в конце 19 начале 20 в. в отечественной и зарубежной литературе в качестве критерия предлагалась “общая воля”, то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобного предложения следовало считать правовыми лишь такие законы, которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные законы следовало причислять к разделу не правовых.

Подобная постановка вопроса, как и сам предложенный критерий разграничения правовых и не правовых законов в зависимости от содержания или, наоборот, отсутствия в них “общей воли”, несомненно, засуживают одобрения и внимания. Вместе с тем они вызывают вопросы, ставящие под сомнение целесообразность, а главное, обоснованность и эффективность использования названого критерия. В частности, такие вопросы, кто и каким образом может определить, содержаться в том или ином законе “общая воля” или ее там нет; почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие “общую волю”, а в других - не отражающие ее?

Ответы на эти и подобные вопросы не всегда убедительны.

Известный французский государствовед и правовед Леон Дюги писал, что “закон есть выражение не общей воли, которой не существует, не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в сенате. Вот факт. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их” И дальше: “Если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может быть обаятельным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение ее и лишь в этих пределах. В действительности все законы делятся на две большие категории: на законы, формулирующие норму права, а не на законы, принимающие меры к ее исполнению. Я называю первые нормативными законами, а вторые - конструктивными законами”. Приведенные рассуждения и вообще государственно-правовые идеи Л. Дюги, хотя всегда и вызывали живой интерес у юристов, не дают ответа на вопрос о том, что есть “правовой закон”, а что есть “не правовой закон”, каково соотношение права и закона7.

 

 

 

Заключение

 

Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, когда-нибудь все законы будут правовыми. Но общественные отношения с течением времени претерпевают изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти неотъемлемые характеристики права- также должны изменяться. И в процессе создания новых законов всегда неизбежны ошибки как субъективного, так и объективного характера.

Поэтому сущность права служит и критерием, определяющим правовой (или неправовой) характер закона, но и ориентиром, неким "маяком" для законодателя в процессе законотворчества.

Конечно, сущность такого сложного и многогранного явления как право познать до конца достаточно трудно. И либертально-юридическая концепция лишь одна из множества других концепций, делающих попытку познать сущность права. Однако, она может сыграть позитивную роль, так как решительно порывает с узконормативной и во многом заидеологизированной трактовкой, бывшей ведущей в недалеком прошлом.

Подведя итог исследования соотношения понятий «закон» и «право», сделаем выводы.

1. Закон - это нормативно-правовой  акт, который принимается с соблюдением  правил по установленной процедуре  в соответствии с компетенцией  законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

2. Признаки закона: во-первых, закон это нормативно-правовой  акт, принимаемый только высшими  органами государственной власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума; во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права; в-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа; в-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни; в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.

3. Виды законов. Законы  подразделяются на: конституцию, конституционные; обыкновенные, а также органические законы.

4. Право - это система общеобязательных  норм, выраженных в законах, иных  признаваемых государством источниках  и являющихся общеобязательным  критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения. Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.

5. Важнейшим рычагом вхождения  России в мировое сообщество  является совершенствование ее  законодательства, адаптация юридической инфраструктуры к основополагающим европейским и международным нормам и оправдавшим себя на практике правилам. Нам предстоит создать государство, основанное на авторитете и разделении разных ветвей власти, четком формулировании законов.

Необходима единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень субъектов РФ и уровень местного самоуправления.

 

 

Список литературы

 

  1. Административное право: Учебник /Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2014. - 728с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2014. -350с.
  3. Жилин А.Д. Соотношение права и закона. М.: Инфра, 2009.- 345с.
  4. Некрасов С.И. Федеральные округа — новое звено в вертикали российской власти //Журнал российского права. - 2011. - №11. - С. 18 - 24.
  5. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2011. – 447с.
  6. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 2009. – 656с.
  7. Общая теория права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 2009.-435с.
  8. Парфентьев А.Л. О понятии правового предписания //Проблемы совершенствования законодательства. Вып. 9. - М., 2013. - С. 20 -25
  9. Разумович Н.Н. Общая теория права М.: Юристъ, 2009.-435с.
  10. Спиридонова Л.И Соотношение право и закона. М.Инфра, 2009. -379с.
  11. Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М.: Юнити. 2009.-С.235

1 Разумович Н.Н. Общая теория права М.: Юристъ, 2009.-435с.

2 Спиридонова Л.И Соотношение право и закона. М.Инфра, 2009. -379с.

 

3 Разумович Н.Н. Общая теория права М.: Юристъ, 2009.-435с.

 

4 Разумович Н.Н. Общая теория права М.: Юристъ, 2009.-435с.

 

5 Разумович Н.Н. Общая теория права М.: Юристъ, 2009.-435с.

6 Спиридонова Л.И Соотношение право и закона. М.Инфра, 2009. -379с.

 

7 Спиридонова Л.И Соотношение право и закона. М.Инфра, 2009. -379с.

 

 

 


Информация о работе Сущность соотношения права и закона