Сущность правосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 05:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я исследую вопрос о сущности правосознания. Дело в том, что в последнее время многие учёные правоведы стали выделять правосознание в отдельную отрасль правовой науки. Объясняя это непреходящим значением феномена правосознания в системе форм общественного сознания и огромным влиянием его на правовую действительность. В данной работе я сделал попытку исследовать правосознание с точки зрения правой теории.

Содержание

Введение.
Место правосознания в системе форм общественного сознания.
Структура правосознания. Правовая идеология и социально-правовая психология – структурные элементы правосознания.
Виды (формы) правосознания.
Философия правосознания.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs.doc

— 88.94 Кб (Скачать файл)

В этой связи  следует остановиться на встречающемся  неправильном, на  мой взгляд, утверждении  о том, что общественная психология является низшей ступенью развития общественного сознания12. Социальная психология—это не низшая ступень развития общественного сознания, а иной способ отражения общественного бытия, отличный от идеологии. Этот способ связан с непосредственным, в значительной степени эмоциональным восприятием общественных отношений, в то время как идеология — результат научного осмысливания, концептуальной обработки общественных отношений. В целом же идеология и общественная психология создают единый эмоционально-интеллектуальный сплав, который всесторонне отражает общественное бытие. Их взаимное влияние велико, поскольку познавательный процесс отражения действительности осуществляется в единстве эмоциональных и рациональных факторов. Идеология активно воздействует на формирование общественной психологии, различные идеологии отражают в себе свойства психики13.

Как бы ни был  высок уровень общественного  сознания, оно всегда будет выступать  в единстве своих структурных  элементов: идеологии и общественной психологии, которые наиболее глубоко и всесторонне отражают, различные стороны общественного бытия. Наряду с теоретическим, системным осознанием действительности всегда будут существовать эмпирическое познание, выражающее отношение к различным сторонам действительности, определенные общественные настроения, психологические состояния, характерные для каждого данного исторического этапа развития.

Эти сферы  присущи и правосознанию, отражающему общественные отношения в единстве правовой идеологии и общественной психологии. Правовое осознание общественных отношений осуществляется не только в идеологической форме, но и в форме общественных настроений, чувств, привычек, традиций и т. д. Обе стороны правосознания неизменно учитываются и в правотворческой, и в правореализующей деятельности государства. Неуклонное развитие правовой идеологии, обогащение ее новыми научными идеями, выводами, концепциями ни в какой мере не снимают вопроса о социально-психологической стороне правового сознания. И это связано не только со специфичностью отражения общественного бытия в категориях правовой психологии, но и с тем, что в правовой психологии заложен механизм, приводящий в движение всю систему правового сознания, в частности весь психологический комплекс, связанный с волевыми действиями. Выше уже отмечалось, что без элементов механизма правовой психологии невозможны ни формирование идеологии, ни ее действенная роль в жизни общества.

В социально-психологической  литературе  нет единства во взглядах на структуру социальной психологии. Между тем решение этого вопроса имеет большое значение, так как позволяет понять те факторы, которые лежат в основе поведения, деятельности больших и малых социальных групп.

Для выяснения  структуры социальной психологии нужно  прежде всего выявить составляющие ее элементы. Отсюда и начинаются разноречивые положения. Возможно, эти разноречия определяются неточностью понятий и терминов, которыми оперируют представители науки социальной психологии. Так, А. И. Горячева включает в структуру социальной психологии следующие элементы: психический склад социальной группы (привычки, обычаи, традиции, предрассудки); эмоциональную сторону (потребности, интересы, социальные чувства, настроения, аффекты); социально-психические явления непосредственного взаимодействия группы14.

Но едва ли правильно относить исключительно к эмоциональной стороне социальной психологии категории потребности и интереса. Эти элементы социальной психологии относятся прежде всего к ее рациональной, познавательной стороне и включены в социально-психологический механизм перевода экономических факторов в определенные выводы, положения, мысли и чувства. С другой стороны, в структуре, предлагаемой А. И. Горячевой, не нашли отражения специфические элементы, способствующие возникновению социально-психический чувств, настроений, привычек. Б.Д.Парыгин обращает особое внимание на эти элементы: способы влияния, способы взаимовлияния, способы отражения влияний и взаимовлияний в процессе общения15. В.Н.Мясищев отмечает, что психическое взаимодействие и взаимовлияние людей, динамика их развития и результаты составляют основную проблему социальной психологии16. Р.Самсонов в механизм влияния в социальной психологии включает подражание, заражение, внушение17. Б.Поршнев все социально-психологические явления делит на две категории: психический склад и психический сдвиг (т. е. настроение, создающее временную общность людей, объединенных общим стремлением, недовольством, увлечением и т. д.)18. М. Я. Ковальзон и Д. М. Угринович специфическими категориями общественной психологии считают подражание, внушение, согласие, симпатии, антипатии и т. д.19.

Даже краткий  обзор позиций относительно элементов общественной психологии показывает, что в данном вопросе пока еще отсутствует ясность. Это объясняется тем, что социальная психология — наука сравнительно молодая, она делает пока первые шаги, и нужно значительное время, чтобы в ходе дискуссий и обсуждений была внесена ясность в ряд спорных проблем этой науки.

Мне представлялось бы правильным разделить структурные элементы социальной психологии на четыре группы. В первую группу следует, по нашему мнению, включить тот социально-психологический механизм, который является связующим звеном между экономическими факторами и деятельностью социальных групп и личности. Без психологических механизмов невозможно создание и  движение идей, практическая деятельность людей. В этот механизм включены: определяемый  объективными потребностями общественный интерес, воля, цель, мотивы деятельности. Вторую группу составляют относительно устойчивые элементы социальной психологии, характеризующие психический склад социальной группу,– привычки, традиции, предрассудки, убеждения. Третья группа – динамичные, подвижные  элементы: чувства, настроения, аффекты. Четвёртая группа – способы,(механизмы) формирования социальной психологии: влияния, взаимовлияния, подражания, внушения, заражения и т.д. Внутренняя связь этих элементов и даёт в какой то мере относительно цельное представление о структуре социально-правовой психологии.

Познание  как одна из важнейших функций правовой идеологии также является социально-психологическим процессом. Известно, что все многообразие психической жизни по традиционной классификации располагают по трем группам: познание, чувство и воля20. Эта классификация общей психологии применима и к явлениям социальной психики. Идеологический процесс познания психологичен по своему протеканию и функционированию. Он неотделим от эмоциональных и волевых аспектов правового сознания.

Отмечая неразрывное  единство правовой идеологии и социальной психологии, нельзя не остановиться на вопросе об относительной самостоятельности каждого из структурных элементов правового сознания по отношению к отражаемому ими общественному бытию, с одной стороны, и по отношению их друг к другу—с другой. Правовая идеология и общественная правовая психология всегда отражают определенный конкретно-исторический характер общественных отношений. Это отражение носит гносеологический характер, поскольку отражение общественных отношений как правовой идеологией, так и социальной психологией нельзя выводить за рамки гносеологического процесса21. Но данный процесс отражения различен у каждого из структурных элементов правового сознания. Это различие определяется неодинаковой сферой охвата отражаемых общественных отношений, различным характером отражения, быстротой реакции на изменения в общественных отношениях.

Правовая  идеология отражает общественные отношения как систему, что помогает ей в комплексе определять, какие общественные отношения требуют правового регулирования, какой метод правового регулирования целесообразен для конкретной группы общественных отношений, каким образом согласовать данный правовой институт с системой права в целом. Правовая идеология не может на основе познания отдельной, изолированно взятой группы общественных отношений выдвигать идею их урегулирования без согласования с общей системой правовых норм и институтов.

Правовая  психология отражает общественные отношения, которые наиболее непосредственно примыкают к условиям жизни ее носителей—больших и малых социальных групп. Правовая психология не может в силу своих особенностей охватить системно весь комплекс общественных отношений. Поэтому отражение социально» психологией общественного бытия носит несколько ограниченный характер, охватывая прежде всего изменения, происходящие в сфере ближайшей жизнедеятельности индивидов и групп.

С этой первой особенностью отражения общественного  бытия правовой идеологией и социально-правовой психологией связана и другая особенность.

Отражение бытия правовой идеологией носит, как правило, подлинно научный характер, а социально-правовой психикой—эмпирический. Это не значит, однако, что эмпирический характер отражения непременно ведет к искажению отражаемых общественных отношений. Нередко такое отражение дает подлинную картину действительности, но ему не хватает системности, правильного осознания не только данных конкретных отношений, но и их рассмотрения во взаимосвязи всей совокупности общественных отношении. Поэтому сами по себе правильные выводы, которые сделаны на уровне правовой психологии, могут не вписываться в те общие выводы, которые вытекают из комплексного научного осознания общественных отношений. Отсюда и возможные противоречия между общественным интересом и групповым интересом, которые не исключены и в условиях  любого общества.

Особенность отражения общественного бытия  правовой идеологией и социальной психикой состоит в различной быстроте реакции каждого из структурных элементов правового сознания на изменения различных видов общественных отношений. Поскольку изменения конкретных общественных отношений находят непосредственное отражение в условиях жизни тех или иных социальных групп общества, то они могут быстрее ощутить эти изменения, эмпирически зафиксировать их в своем сознании. Правовая идеология учитывает эти изменения конкретных общественных отношений на основе их глубокого научного осознания. И хотя в целом правовая идеология опережает в своем развитии правовую психику, необходимость оценить изменения данных общественных отношений в общей системе, учесть настроения и чувства классов и социальных групп определяет «вторичность» идеологии по отношению к социально-правовой психике при отражении таких общественных отношений, которые могут быть охарактеризованы как непосредственно составляющие условия жизни данных социальных групп, классов (например, семейные отношения, сфера бытового обслуживания и т. д.). Эта «вторичность» правовой идеологии по отношению к социально-правовой психике отнюдь не означает отставания первой от второй. Такой разрыв определяется потребностью в определенном времени (более или менее длительном) для научного осознания и оценки происходящих изменений, для проверки правильности правовых выводов и предложений вытекающих из развития данных общественных изменений.

Из этих общих  положений относительно характера  отражения общественных отношений различными структурными элементами правового сознания вытекает вывод об их относительной самостоятельности по отношению друг к другу. Общественное бытие в его различных аспектах осознается различными структурными элементам] правового сознания разновременно. Как правило, правовая идеология опережает социально правовую психику в осознании, отражении общественных отношений как системы. Однако эмпирическое осознание необходимости определенных изменений в той или иной сфере правового регулирования может происходить вначале на уровне социально-правовой психики.

Здесь необходимо рассмотреть проблему относительной  самостоятельности правосознании по отношению к общественному бытию. Известно, что правосознание, как и все другие формы общественного сознания, определяется общественным бытием и поэтому является производным, вторичным по отношению к нему. Эта производность, вторичность ни в какой мере не обусловливает обязательности отставания правосознания от бытия. В развитии правосознания находят выражение закономерности, характерные для соотношения сознания и бытия в целом: сознание может опережать развитие бытия, сознание может отставать от развития бытия, сознание может адекватно отражать развитие общественного бытия.                   

Закономерностью правового сознания в целом является правильное отражение достигнутого уровня общественного развития. Вместе с тем для правовой идеологии как идеологии подлинно научной характерна ее способность опережать предвидеть перспективы правового развития. Поэтому ее гносеологические и моделирующие функции в значительной мере построены на прогнозировании.

Процесс развития правосознания, отражения в нем  потребностей и интересов общественного развития сложный и противоречивый. Противоречивость заложена и в сложном характере отражаемых правовым сознанием общественных отношений, и в сложном взаимодействии правовой идеологии и социально-правовой психики. Известно, что изменения в правовом сознании не происходят автоматически вслед за изменениями в экономике.

Отставание  правосознания от общественного  развития в условиях общества составляет временное явление, поскольку подлинная научность

 

 

идеологии—важный фактор ликвидации возможного разрыва между правосознанием и достигнутым уровнем развития общественных отношений, подтягивания социально-правовой психики до уровня развития общественных отношений.

Причем когда  мы говорим о возможности отставания общественного правосознания от бытия, то речь идет об отставании не правосознания  в целом, а отдельной группы правовых взглядов, которые не успели преломить происшедших изменений тех или иных сторон общественного бытия. Чтобы эти изменения были зафиксированы в правовой системе, необходимо их осознание на уровне научной правовой идеологии, которая отразит и изменения в экономических отношениях, и соответствующую социально-психологическую реакцию членов общества на эти изменения. В том случае, если экономическое развитие не может быть осознано на уровне социально-правовой психологии в силу ее стихийности, неоформленности, правовая идеология выступает в качестве основы для формирования правовой психологии в направлении осознания объективных потребностей общественного развития.

Информация о работе Сущность правосознания