Сущность и социальное назначение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - наиболее полно раскрыть понятия «социальное назначение государства» и «функции государства».
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- выявление сущности государства как такового;
- рассмотрение социального аспекта государства;
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности;

Содержание

Введение…………………………………………………………….
1. Сущность и социальное назначение государства………………….
2. Функции государства
2.1 Понятие функций государства………………………………….
2.2 Признаки функций государства………………………………..
3. Классификация функций государства
3.1 Критерии классификации……………………………………….
3.2 Внутренние и внешние функции……………………………….
Заключение………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

5. Экологическая (природоохранительная) функция — стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства.

6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения — составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Поскольку оборона  страны подразумевает пассивную  связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать  как в категории внутренних, так  и в категории внешних.

Внешние функции  государства тесно связаны с  внутренними. Они представляют собой  основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

Взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны  друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

Основным международным  органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Многие вопросы  политического характера государства  решают непосредственно дипломатическим  путем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

Борьба  с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности.15 Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями.

Культурное  и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество  в области охраны окружающей среды – это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально  учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, социальное назначение государства состоит в том, чтобы через подчинение обеспечить единство общества, развитие основных сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность. Благодаря государству социальная жизнь приобретает организованность и стабильность, разрешаются социальные противоречия, устраняется тенденция распада общества вследствие столкновения различных интересов.

 Функции государства — это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных индивидов, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г// Российская газета, 25 декабря 1993
  2. Коркунов Н.М. Русское государственное право. — СПб.: Тип. М.М.Стасюлевича, 1908. — Т. I. (Введение и общая часть)
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22
  4. Ленин В.И. Полн. собр. Соч. Т.39
  5. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2006
  6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000
  7. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001.
  8. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М.:Юристъ,  2001
  9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002
  10. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002.

 

 

 

 

 

 

 

1 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1, 1904. с. 27.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.22 с. 200-201.

3 Ленин В.И. Полн. собр. Соч. Т.39 с.73

4 Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. – М.:Юристъ, 2001, с.56

5 Матузов Н.И. Малько А.В. Указ.соч., с.57

6 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2002, с.155

7  Хропанюк В.Н. Указ. соч. , с.155

8 Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. - М.: Российское право, 1998, с.86

9 Матузов Н.И,  Малько А.В. Указ. соч. с.58

10 Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М., 1970. с.134-135

11 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Марченко М.Н.. - М.,1998. с.93 

12 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Марченко М.Н.. - М.,1998, с.94 

13 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000, с.152; Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001, с.74. 

14 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. с.57

15 Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002. с.7

16 Хропанюк В.Н. Указ.соч. с.163


Информация о работе Сущность и социальное назначение государства