Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВА 6
§1. Эволюция представлений о социальной сущности государства 6
§2. Признаки государства 9
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 23
§1. Классовый подход 23
§2. Надклассовый подход 25
§3. Современные подходы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность государства.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

I. Государство есть универсальная организация общества.[10] Его универсальность проявляется как во времени, так и в про­странстве. Органы государства действуют постоянно и на любой территории. Воздействием государства охватываются все важнейшие сферы общественной жизни. Государствен­ная власть географически распространяется на все регионы и территории страны. Универсальный характер государства заключен в его управляющих (организационных) возможно­стях. Это наиболее масштабная и всеобъемлющая организа­ция, в которую входят все находящиеся на данной терри­тории физические лица (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане), объединения граждан. Все иные орга­низации находятся в юридической зависимости от государ­ства, т.е. «подчинены» ему, – в этом смысле государство есть социально организованное общество.

Универсальность государства определяется его результатив­ностью (небесспорные суждения по этому поводу высказал Г. Кельзен. По его мнению, «разбойничью шайку» нельзя считать государством только потому, что на той же территории есть другая социальная сила, власть, более эффективная, чем власть «разбойничьей шайки». Отсюда при­каз уличного грабителя не следует сравнивать с велением, исходящим от государства. Однако же, если порядок, навязываемый «разбойни­чьей шайкой», будет на определенной территории наиболее эффектив­ным, то его надобно считан, правопорядком, а общество, организо­ванное в рамках правопорядка, и следует считать государством. В подтверждение своей правоты Г. Кельзен ссылается на так называемые пиратские государства, существовавшие и XVI-XVII вв. на северном побережье Африки, а также па признание в 1920-1930 гг. буржуазны­ми государствами актов Советского государства правовыми актами суверенного государства)[11], способностью соорганизовать общество, управлять активностью больших групп людей, подчинять их своему влиянию, не прибегая к насилию. Для достижения этой цели государство об­ладает необходимыми ресурсами, специально обученным персо­налом управленцев (аппаратом), специфическими средствами воздействия – государственным принуждением, поощрением и другими стимулами. Конечно, церковь, партии также оказыва­ют мощное влияние на людей, но у них по сравнению с госу­дарством другие формы, цели, способы влияния и, конечно же, иной эффект. Неэффективность действия государства всегда губительна для общества. В том случае, если государство утрачивает способность применять принуждение, тотчас же возникают нелегитимные структуры, которые берут на себя функцию выполнения социального арбитража.

2. Государство есть публичная организация власти. «Публич­ность, – как отмечал Гегель, – важнейшее формирующее средство для государственных интересов»; «посредством пуб­личности утверждается прежде всего момент всеобщей осве­домленности»[12]. Публичнось указывает на то, что государство есть публичная, или открытая часть общества. Публичность предполагает, что организация и деятельность государства «прозрачны» для своих собственных членов – индивидов и их множеств, а также для других государств, представлено (объявлено) им, связано с ними различными информацион­но-коммуникативными каналами[13].

Публичность государства – характеристика, имманентно при­сущая аппарату государства, всем его структурам и государствен­ным служащим, облаченным властными полномочиями: их ре­шения и действия должны находиться в «правовом поле» (иметь характер юридической связи), быть понятными, прозрачными, открытыми для граждан, подконтрольными институтам граждан с кого общества. Публичность означает, что решения и действия органов государственной власти должны иметь общесоциальную направленность, всеобщий характер, служить общей полые и общему интересу. Утрата государством данного свойства или его ослабление означает, что власть (которую символизируют ее пред­ставители в лице высших должностных лиц государства, чинов­ников, парламентариев) вырождается в свою противоположность, становится непубличной, корпоративной структурой, действу­ющей в противоречии с общим интересом.

Применительно к обществу, государство предстает централь­ным институтом власти, к которому тяготеют другие политические силы. От других политических организаций и институтов влас­ти государство отличается наивысшей концентрацией власти, суверенитетом, наличием ряда исключительных прав (прерога­тив) – на использование силы, принятие общеобязательных норма­тивно-юридических актов и пр. Можно сказать, что государство в идеале возникает для того, чтобы подчинить власть интересам об­щества. Государство – это сила, которая должна выступать про­тив монополизации власти. Сторонники распространенной в западной политологической концеп­ции децентрализации власти исходят из того, что государству не при­надлежит определяющая роль в современных властных отношениях. В частности, один из крупнейших представителей социальной и по­литической мысли Мишель Фуко считает, что каждая из составляю­щих современной социальной системы – государство, экономика и общество – в равной мере обладает своими властными отношения­ми, дисциплинарными технологиями и модусами функционирования. Государство – не как суверен, но как форма правления – проникает внутрь общества, хотя «неверно думать, будто дисциплинарные функ­ции раз и навсегда присвоены и поглощены государственным аппа­ратом». Государство, в понимании М. Фуко, всего лишь одна из сфер приложения дисциплинарных технологий, один из многих центров дисциплинарной власти[14]. Но как верно замечено в другом источ­нике, государство, которое ничем не отличается от любой другой ас­социации или властной организации в обществе, вообще не может именоваться государством[15].

3. Государство есть правовая организация власти. По своей при­роде и социальному назначению государство – это такое учреждение власти, которое в принципе противостоит про­изволу и насилию и при том достигает данной цели исклю­чительно цивилизованными (правовыми) средствами. В своих решениях и действиях властные структуры связаны правом и законом, реализуют предоставленные им полномочия в со­ответствии с общеразрешительным принципом правового регулирования («дозволено только то, что разрешено зако­ном»), в то же время предоставляя (создавая фактические и юридически благоприятные условия) гражданам и их объ­единениям возможность (право) сообразовывать свои действия и поступки, осуществлять социально полезную деятельность на основе общедозволительного принципа («разрешено все, что не запрещено законом»).

В современном понимании государство не может быть ни­чем иным, как публично-правовой организацией, т.е. правовым государством.

4.    Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Слово «суверенитет» (англ. sovereignty; нем. souverenitat; франц. souverainete), как большинство употребляемых политологических и юридических терминов, имеет латинские корни. В переводе со старолатинского superanus (supremus) означает «наивысший». В правовой, философской и политической доктрине понятие «суверенитет» возникло в период становления наций в Европе, в эпоху буржуазных революций и было развито в работах Ж. Бодена, Т. Гоббса, И. Альтузиуса, Д. Локка, Ваттеля, Ж.Ж. Руссо и других философов и ученых.[16]

Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение суверенитета: суверенитет (от фр. souverainete – верховная власть) – верховенство и независимость власти[17]. Понятие «суверенитет» длительное время было непосредственно связано с понятием «суверен-властитель», которое в прошлом активно использовалось мыслителями для определения государства[18].

5.    Государство выступает в общественной системе как организо­ванная социальная сила, обладающая монополией на легитимное применение принуждения. Одна из главнейших задач государства – разрешение противоречий между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. То есть государство и власть, политическое в целом призваны внести порядок и организованность в социально-политический процесс, обуздать стихию человеческих страстей. Поэтому естественно, что и государство, и власть самым тесным образом связаны с насилием. Государство, даже самое демократическое, – это во многих отношениях механизм принуждения, насилия над людьми.[19]

Использование государством легитимного принуждения имеет, по меньшей мере, два значения.

Применение силы всегда было средством универсализации общественной жизни независимо от подлинных или мнимых оснований ее применения.[20] Во-первых, государство таким способом добивается цели под­держания в обществе необходимого правопорядка, принуди­тельно побуждая недобросовестных адресатов права действо­вать в согласии с его требованиями. А во-вторых, и это прин­ципиально важно, государство подобным путем добивается установления монополии на применение принуждения. Сле­довательно, государство выступает единственным контраген­том общества, полномочным в его интересах, в границах и формах, определенным правом «расходовать» принудитель­ную энергию.

6. Сущность государства выявляется в его противоречии между классовым и общечеловеческим. В этом смысле сущность государства как бы раздваивается[21]. Так, уже возникновение государства было связано с необходимостью обслуживания не только интересов определенной группы людей (класса-соб­ственника), но и общих интересов всего населения. Несмот­ря на то, что представители разных классов или каст не по­лучали равного удовлетворения своих интересов, все же не­которые общие интересы (защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий и др.) государством защищались. Чем дальше в своем развитии по пути цивилизации продвигалось государство, тем в большей степени оно оказывалось способным обеспечивать общие интересы населения. Государство – это институт общества, обслуживающий его общие интересы и преследующий до­стижение общего блага. Государство возникает в силу потреб­ностей общества, и весь свой потенциал оно призвано рас­ходовать для достижения целей данного общества. Это один аспект сущности государства.

Поэтому другой, не менее важный, аспект состоит в том, что государство, возникающее для выполнения общих дел, функци­онирует в условиях социально асимметричного общества. В силу этого оно выходит из-под контроля общества, ограничивает, а то и подавляет естественное саморазвитие общества, а также свободу личности. Государство нередко становится на сторону самого сильного социального слоя, навязывая обществу нолю с точки зрения его интересов. Соответственно и его деятельности проявляются как общесоциальные мотивы, обусловленные за­дачами интеграции и организации общества в целом, так и кор­поративные, связанные со специфическими интересами государ­ственной бюрократии, политических элит и социально домини­рующих групп общества, обладающих реальными привилегиями в использовании ею ресурсов и материальной силы. В периоды политического противостояния государство не может быть ни­чем иным, кроме как организацией классового господства (что очень точно подметили классики марксизма-ленинизма). И лишь со снятием социальной напряженности между основными соци­альными силами государство преодолевает эту односторонность и становится политической организацией всего общества.

7.   Сущность государства проявляется в том, что оно с самого своего возникновения призвано выполнять функции общественного «посредника». Оно выступает в роли социального арбитра в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.)[22], устанавливающего правила игры для всех участников обще­ния и обеспечивающего следование им. Арбитражная роль го­сударства вытекает из предназначения его публичной природы и социального предназначения. Общество всегда представ­ляло собой взаимодействие различных социальных сил, оно есть средоточие интересов разных общественных групп лю­дей. Объективно поэтому существует необходимость в осо­бой социальной силе, которая всякий раз при столкновении различных интересов выполняла бы функции беспристраст­ного арбитра. С помощью легитимных средств государство призвано умерять столкновение противоречивых интересов, разграничивать и тем самым обеспечивать их удовлетворение цивилизованными способами.

В числе основных признаков государства в отечественной и зарубежной юридической литературе иногда называется такой признак, как наличие населения.[23]

Этот признак особо выделял, например, Г. Еллинек. Он писал: «Люди, входящие в состав государства, образуют в своей совокупности его население. Подобно территории население имеет в государстве двоякую функцию»[24].

Отождествляя, по существу, два разных понятия – «население» и «народ», автор рассматривает население (народ); с одной стороны, как субъект государственной власти, а с другой – как ее объект. В этом, собственно, и заключается, по мнению Г. Еллинека, двоякая функция, точнее, роль населения (народа) в любом государстве.

Не вдаваясь в анализ рассуждений автора относительно места и роли населения в государстве, по существу поставленного им вопроса о населении как об одном из основных признаков государства можно сказать следующее. Данная постановка вопроса, точнее, ее оправданность, вызывает определенные сомнения, поскольку она не отражает специфики государства как института и организации. Поскольку население является «составной частью» не только государственной, но и догосударственной организации, то с таким же успехом можно сказать, что оно (население) выступает в качестве основного признака как государственного, так и первобытно-общинного строя. Из этого следует, что население само по себе не может выступать в качестве отличительного признака государства. Любое иное утверждение является весьма спорным.

В своем единстве вышеуказанные черты государства представляют ту исходную теоретическую конструкцию, которая позволяет мысли двигаться дальше, ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению рассматривае­мого предмета. Движение теоретической мысли, направленное в конеч­ном счете на выяснение подлинной сущности государства, предполага­ет выявление главного противоречия, лежащего в его основе и служа­щего основным источником его развития.[25]

Если обобщенно указать на назначение государства, то можно заключить, что государство выступает регулятивно-управленческим механизмом общества. Государство – это регулирующее учреждение, регулятивный политический институт в обществе данной страны[26]. Суть назначения государства мо­жет быть выражена формулой: «Государство – это хорошо орга­низованная и эффективно работающая «машина власти».[27] Госу­дарство призвано действовать, систематически оказывать свое ре­гулирующее воздействие на общество в целях его интеграции и устойчивого развития.

Как и любое явление социальной жизни, государство внутренне про­тиворечиво. Это диалектическое противоречие заключается в том, что государство одновременно выражает классовый и общесоциальный ин­тересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопро­тивления угнетаемых классов на определенных этапах развития госу­дарства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официаль­ным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой «общей функции», т. е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему об­ществу и осуществляется с целый его поддержания.

Информация о работе Сущность государства