Судебное решение как правоприменительный акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 10:03, курсовая работа

Краткое описание

Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.1
Право применяют лишь те структуры, должностные лица, которые имеют властные полномочия. Гражданин право не применяет, хотя в некоторых случаях наделяется правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица. Например, в ситуации так называемой необходимой обороны, когда под непосредственной угрозой оказывается жизнь, здоровье обороняющегося лица, его близких.
Но, как правило, применяют право органы государства, представители власти, т.е. те, кто наделен специальной компетенцией, либо те лица, чья работа связана с правоохранительной деятельностью. Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в четко установленной процессуальной форме.

Содержание

Введение
Глава 1. Судебное решение как вид правоприменительного акта.
1.1. Правоприменительный акт: понятие и виды
1.2. Понятие, значение и виды решения суда
1.3. Требования, предъявляемые к решению суда
Глава 2. Содержание судебного решения
2.1.Вводная и описательная части судебного решения
2.2.Мотивировочная и резолютивная части судебного решения
Глава 3. Законная сила судебного решения.
3.1.Вступление решения суда в законную силу.
3.2.Правовые свойства решения суда, вступившего в законную силу.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 
Глава 1. Судебное решение как вид правоприменительного акта.

 
1.1. Правоприменительный акт: понятие  и виды 
1.2. Понятие, значение и виды решения суда  
1.3. Требования, предъявляемые к решению суда 

 
Глава 2. Содержание судебного решения 

 
2.1.Вводная и описательная части судебного решения  
2.2.Мотивировочная и резолютивная части судебного решения 

 
Глава 3. Законная сила судебного решения. 

 
3.1.Вступление решения суда в  законную силу.  
3.2.Правовые свойства решения суда, вступившего в законную силу.

 
Заключение 

 
Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Судебное решение как вид правоприменительного акта.

 

1.1. Правоприменительный акт: понятие и виды.

 

Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.1

Право применяют лишь те структуры, должностные лица, которые имеют властные полномочия. Гражданин право не применяет, хотя в некоторых случаях наделяется правомочиями активно препятствовать противоправному поведению другого лица. Например, в ситуации так называемой необходимой обороны, когда под непосредственной угрозой оказывается жизнь, здоровье обороняющегося лица, его близких.

Но, как правило, применяют право органы государства, представители власти, т.е. те, кто наделен специальной компетенцией, либо те лица, чья работа связана с правоохранительной деятельностью. Формой правоприменения может быть принуждение, насилие над личностью, однако основанное на законе. Принуждение может осуществляться непосредственно, например, для предотвращения преступления, либо в четко установленной процессуальной форме. Последняя предполагает издание соответствующим государственным органом так называемых правоприменительных актов, в которых и реализуются их властные полномочия.

Яркий пример правоприменения – деятельность судов. Вынося приговор или приняв судебное решение по гражданскому делу, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей гражданина или соответствующего структурного образования, словом, создает правоприменительный акт, на основе которого может осуществляться прямое принуждение, насилие. Такое же применение права осуществляет работник ГИБДД, когда наказывает (штрафует) нарушителя правил дорожного движения.

Но правоприменение — это не только борьба с нарушителями общественного порядка, это еще и властная организация самого порядка, отношений участвующих в социальной жизни субъектов.

Призыв в армию, зачисление в вуз, назначение на должность, награждение орденом - это все правоприменительная деятельность. Поэтому в теории права выделяют правоохранительную и оперативно-исполнительную функции правоприменения. По сути, речь идет о реализации в форме правоприменения различных правосодержащих, нормативно-правовых актов - законов, постановлений, инструкций и т. п.

Издаваемые при том правоприменительные акты имеют индивидуальный, а не общий характер, они как бы «сгибают под ярмо закона» тех конкретных граждан, которые не хотят добровольно и самостоятельно соблюдать, исполнять право, а также тех участников общественных отношений, на которых падает выбор конкретного правоприменителя для организации соответствующего порядка, стабильности, деятельности, направлений социального развития. Таким образом, правоприменитель обладает возможностью принудительно и организационно обеспечивать исполнение, соблюдение права, его действие.

Субъектами правоприменения - правоприменителями - являются органы исполнительной, судебной власти, администрация предприятий, различные инспекции, прокуратура, общественные организации (при делегировании им полномочий) и т. п.

Все эти теоретические положения (о субъектах правоприменения, об их полномочиях, функциях и т. п.) имеют важное значение. Действительно, если кого-либо штрафует тот или иной представитель власти или осуществляет другие санкции (например, увозит со стоянки автомобиль якобы за нарушение правил пользования стоянкой, да еще при этом требует возмещения расходов по буксировке автомобиля, его перевозке), то сразу возникает вопрос - а имеет ли он на это властные полномочия, имеет ли он право так поступать, а тот ли это случай, когда должен действовать (осуществляться) соответствующий закон, правовые требования?

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Эти акты теория разграничивает с нормативно-правовыми актами. Действительно, они имеют своим адресатом индивидуального, персонифицированного субъекта. У них специальные внешние атрибуты, свидетельствующие о том, какой правоприменитель и когда их принял. Эти акты имеют внешние, формальные реквизиты – печати, штампы, подписи, подтверждающие их юридическое значение. Как правило, это письменные документы, хотя с использованием ЭВМ появились и так называемые машинные документы на технических носителях информации. Однако следует учитывать, что правоприменительные акты независимо от их носителей являются официальными, т.е. принятыми в соответствии с компетенцией того или иного органа, в соответствии с полномочиями должностного лица. 2

В настоящее время существует большое количество определений понятия «правоприменительный акт».

Итак, акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.3

По нашему мнению, наиболее полным представляется определение В. В. Лазарева: «Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления».4

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1.  вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

2.  описательную часть, где излагается фактические обстоятельства дела, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия;

3.  мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, включает в себя анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;

4.  резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.5

Правоприменительные акты могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

1.  По сфере действия:

1.1.  во времени: акты однократного действия (штрафы), длящиеся акты (регистрация брака, зачисление в вуз);

1.2.  в пространстве (к гражданам Российской Федерации, совершившим преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации);

1.3.  по кругу лиц (общего действия, индивидуальные).

2.  В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

2.1.  акты представительных органов государственной власти;

2.2. акты исполнительных органов государственной власти;

2.3. акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);

2.4.  акты контрольно-надзорных органов.

3. По наименованию: постановления, приказы, указания, представления, резолюции, указы Президента о награждении, о помиловании, протоколы, решения, разрешения, предупреждения, предписания, приговоры и др.

4. По отраслевой принадлежности  применяемых норм права:

4.1.  акты применения норм уголовного права (приговор суда);

4.2.  акты применения норм гражданского права (постановление о взыскании долга);

4.3.  акты применения норм других отраслей права.

5. По функциональному признаку: правонаделительные, правообеспечительные, акты-регламентаторы.

6. По способу принятия:

6.1.  коллегиальные (например, постановление Государственной Думы о создании согласительной комиссии);

6.2.  единоначальные (например, приказ директора предприятия о принятии на работу сотрудника).6

7. По способу выражения:  акты-документы, акты-действия, акты-символы.

8. По характеру содержащегося  в них решения: обязывающие,   управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

9. В зависимости от содержания  общественных отношений и применяемых  к ним норм права правоприменительные  акты подразделяются на регулятивные  и охранительные. Такие акты выполняют  различные функции в механизме  правового регулирования.

9.1.  регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

9.2.  охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

10. По своему юридическому значению  акты применения права различают  основные и вспомогательные.

10.1.  Основные акты - это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).

10.2.  Вспомогательные - это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).

11. В соответствии с тем, какие  юридические последствия вызывают  акты применения (а они являются  юридическими фактами) их можно  разделить на: правообразующие,  правоизменяющие, правопрекращающие.

Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия.

Таким образом, правоприменительные акты являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.7

 

1.2. Понятие, значение и виды решения  суда.

Судебное решение – это постановление суда, содержащее государственно-властное, индивидуально-конкретное предписание по применению норм права к установленным в судебном разбирательстве фактам и правоотношениям.8

Посредством судебного решения суд превращает спорные материально-правовые отношения в бесспорные и предписывает субъектам этих отношений оптимальный вариант индивидуального поведения. Только судебным решением окончательно разрешается вопрос об охране и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В решение всегда содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному жизненному случаю, материально-правовым отношениям между основными участниками процесса – сторонами.

Согласно статье 194 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации постановления суда первой инстанции, которым разрешается дело по существу,  принимается именем Российской Федерации в форме решения суда.9 Решение суда, провозглашенное  именем Российской Федерации, придает выводу суда по делу властный, бесспорный и общеобязательный характер. Судебные постановления становятся обязательными для всех граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц по вступлении в законную силу. Вступившие в законную силу судебное решение, судебный приказ, определение, постановление обязательны для всех должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Суд принуждает стороны к определенному поведению. Нарушение предписания суда может повлечь за собой определенные юридические последствия: принудительное исполнение, административное или уголовное наказание, взыскание убытков. Решение обязательно не только для сторон, но и для всех граждан, должностных лиц, органов государства. Решение — акт правосудия и в этом его суть.

Информация о работе Судебное решение как правоприменительный акт