Судебник 1497 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Изучение истории отечественного государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития. Целью данной контрольной работы является освещение такого вопроса, как возникновение Судебника 1497 года, который стал первым кодексом для Московского государства, а позднее и для нынешней России.

Вложенные файлы: 1 файл

контр ИОГиП.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

За период с 1922 по 1925 г. Верховные  суды были созданы во всех союзных  республиках.

Изменилась система революционных  трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы  фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в  семи городах страны.

Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и  отделе прокуратуры Наркомюста закрепились  народные  следователи, действующие  под наблюдением прокуроров и  губернских судов17.

Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных  в октябре 1917 г. институтов прокуратуры  и адвокатуры.

Необходимость создания прокуратуры  не вызывала споров среди юристов  страны, спорным был вопрос о том. какими функциями ее наделить.

Весной 1922 г. Наркомюст вошел  в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью  следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры  во ВЦИК. Возложение на прокуратуру  надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых  противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому  следовало общий надзор исключить  из функций прокуратуры, ограничив  ее только судебной работой, как это  было в дореволюционной России18.

В основе преобразований советской  судебной системы в 20-е гг. лежал  прежде всего экономический фактор (НЭП), который потребовал усиления всей законодательной деятельности, создания новых институтов, нуждавшихся  в правовом регулировании.

Судебная реформа 1922 года явилась, безусловно, позитивным событием в истории страны. Жизненность  варианта трехзвенной системы судебных органов подтверждена многолетней  практикой деятельности судов, а  некоторые идеи и принципы тогдашней Судебной реформы сохраняют актуальность и в наши дни.

С принятием Конституции  СССР 1936 г. судебная система в стране была перестроена.

В августе 1938 г. принят Закон  «О судоустройстве СССР, союзных и  автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Первой инстанцией являлся народный суд, второй инстанцией (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. В связи с образованием СССР Верховный Суд СССР учреждался в целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Правом пересмотра дел, разрешенных судами союзных республик,  Верховный Суд СССР не обладал19.

Наряду с общими судебными  инстанциями сохранялись специальные  суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Постановлением ЦИК был  установлен особый порядок производства по делам о контрреволюционном вредительстве  и диверсиях. Этот закон состоял  в ограничении процессуальных гарантий, что позволяло расстреливать  обвиняемых в вымышленных преступлениях  немедленно после отклонения ходатайства  о помиловании20.

С принятием чрезвычайных законов начался разгул репрессий, истребление выдающихся представителей культуры, военачальников, сотен тысяч рабочих и крестьян. Были проведены судебные процессы над мнимыми врагами народа, которые должны были способствовать созданию соответствующего общественного мнения, разоблачению шпионов и вредителей. По ряду громких дел государственным обвинителем выступал прокурор СССР Вышинский, который учил прокуроров тому, что бывают в жизни общества периоды, когда законы оказываются устаревшими и их надо отложить в сторону21

   Судебная реформа  имела прогрессивное значение, ибо  новая судебная система заменила  собой крайне раздробленную систему судов.

Однако значение судебной реформы 1864 года умалялось рядом  положений судебных уставов: изъятием некоторых категорий дел из компетенции  суда присяжных (в т.ч. о государственных преступлениях), сохранением системы поощрений судей местными администрациями, которые представляли их к очередным чинам и орденам и т.д22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года.

 

Первым нормативным актом  нового государства о труде было постановление советского правительства  «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности  и распределении рабочего времени» от 29 октября 1917 г. Рабочее время  в течение недели не должно превышать 46 ч. Не позднее 6 ч после начала работы должен быть установлен перерыв для отдыха и принятия пищи продолжительностью не менее 1 ч. Запрещался ночной труд, подземные и сверхурочные работы женщин и подростков до 16 лет. При односменной дневной работе наименьшая продолжительность воскресного и праздничного отдыха определялась в 42 ч. При работах в особо вредных производствах рабочее время подлежало сокращению. Начиная с июня 1918 года, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим, проработавшим на государственном или частном предприятии не менее 6 месяцев23.

В декабре 1918 г. была завершена  работа по кодификации права, принимается  Кодекс законов о труде (КЗоТ).

Кодекс законов о труде  вступил в действие с момента  его опубликования в Собрании Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. Он широко распространялся  в среде  трудящегося населения всеми  местными органами Советской власти и выставлялся во всех Советских  учреждениях на видном месте.

Постановления КЗоТа распространялись на всех лиц, работающих за вознаграждение, и были обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также  и для всех частных лиц, применяющих  чужой труд за вознаграждение24.

В него вошли принципиальные положения ранее изданных законов  о труде. Кодекс содержал 137 статей, которые составили девять разделов: о трудовой повинности, право на применение труда, порядок предоставления труда, о предварительном испытании, о переводе и увольнении трудящихся, о вознаграждении за труд, о рабочем времени, об обеспечении надлежащей производительности труда, об охране труда. Кроме этого, было 5 приложений: правила о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время их болезни, о безработных и выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и праздничных днях25.

        Все существующие и вновь издаваемые по вопросам труда постановления общего характера (распоряжения отдельных учреждений, инструкции, правила внутреннего распорядка и т. п.), а равно и отдельные договоры и соглашения впредь были действительны лишь постольку, поскольку они не противоречили  правилам настоящего Кодекса26.

Подтверждалась общая  трудовая повинность для лиц от 16 до 50 лет. Нормы труда и отдыха соответствовали ранее изданным законам о труде. Кодекс уделил большое внимание профсоюзам, им предоставлялись значительные полномочия в регулировании оплаты труда, найма и увольнения т. д. Кодекс заменял социальное страхование социальным обеспечением из фондов государства. Однако в чрезвычайных условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции многие положения КЗоТ не смогли быть реализованы.

В предприятиях и хозяйствах, применяющих труд в форме организованного  сотрудничества , трудящимся должно быть предоставлено под руководством Центральной Советской власти самое  широкое самоуправление, на котором  одном может быть основано плодотворное воспитание трудящихся масс в духе социалистического и коммунистического  строя27.

Условия труда в создаваемых  или поддерживаемых советскими учреждениями коммунальных хозяйствах (сельскохозяйственных и иных коммунах) регламентировались особыми постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных Комиссаров и инструкциями Народных Комиссариатов  Земледелия и Труда. Условия труда  земледельцев на землях, предоставляемых  им в пользование, регламентировались Кодексом законов о земле, а условия  труда самостоятельных ремесленников  регламентировались особыми постановлениями  Народного Комиссариата Труда28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М., 2002. – 768 с.
  2. Клеандрова В. М., Р.С. Мулукаев Р.С. История государства и права: учебник,  М., 2005. - 544 с.
  3. Мартышин О.В.  История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов . Норма,   М., 2004. - 912 с.
  4. Ткаченко И.В., Барышева А.Д., Овчинникова О.Г. Всеобщая история в вопросах и ответах: учеб. пособие. М., 2006. – 224 с.
  5. www.rambler.ru

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….      1
  2. Судебник 1497 года. Общая характеристика…………………      2
  3. Судебные реформы 1922 и 1938 годов………………………..      6
  4. Кодекс законов о труде РСФСР 1918 года……………………     12
  5. Список литературы………………………………………………    15

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М.: 2002. – 146 с.

 2 www.rambler.ru

3 Ткаченко И.В., Барышева А.Д., Овчинникова О.Г. Всеобщая история в вопросах и ответах: учеб. пособие . М., 2006. – 217 с.

4Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М.: 2002. – 147 с.

5 Ткаченко И.В., Барышева А.Д., Овчинникова О.Г. Всеобщая история в вопросах и ответах: учеб. пособие . М., 2006. – 218 с.

6 Ткаченко И.В., Барышева А.Д., Овчинникова О.Г. Всеобщая история в вопросах и ответах: учеб. пособие . М., 2006. – 218 с.

7 www.rambler.ru

8 Там же

9 Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М.: 2002. – 149 с.

10Там же стр. 89.

11Мартышин О.В.  История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов . Норма, М.  2004. - 807с.

12 Там же стр. 810

13Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М.: 2002. – 47 с.

14 www.rambler.ru

15www.rambler.ru

16Там же

17Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М.: 2002. – 691 с

18 www.rambler.ru

19 Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М.: 2002. – 692 с

20 www.rambler.ru

21 www.rambler.ru

22 Там же

23 www.rambler.ru

24 Ткаченко И.В., Барышева А.Д., Овчинникова О.Г. Всеобщая история в вопросах и ответах: учеб. пособие . М., 2006. –178 с.

25Ткаченко И.В., Барышева А.Д., Овчинникова О.Г. Всеобщая история в вопросах и ответах: учеб. пособие . М., 2006. – 225 с.

26 Там же стр. 227

27Исаев И.А . История государства и права России: Учебник. М.: 2002. – 567 с

28 Ткаченко И.В., Барышева А.Д., Овчинникова О.Г. Всеобщая история в вопросах и ответах: учеб. пособие . М., 2006. – 230 с.

    


Информация о работе Судебник 1497 года