Судебник 1497 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Изучение истории отечественного государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития. Целью данной контрольной работы является освещение такого вопроса, как возникновение Судебника 1497 года, который стал первым кодексом для Московского государства, а позднее и для нынешней России.

Вложенные файлы: 1 файл

контр ИОГиП.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования.

«Кубанский Государственный  Университет»

Филиал в г. Кореновске

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: « История  отечественного государства

                                и права » 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:                        Бойко О. Г.  

Курс 1 группа 11 ЗФО                         Факультет «юридический»

Специальность 030501                                                         Юриспруденция

 Научный руководитель                                              Светлова А.П.

 

 

 

 

 

Кореновск 2010 

Введение

 

Изучение истории отечественного государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития.

   Целью данной контрольной работы является освещение такого вопроса, как возникновение Судебника 1497 года, который стал первым кодексом для Московского государства, а позднее и для нынешней России.

   Вторая часть работы посвящена судебным реформам 1922 и 1938 гг. Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

В завершении контрольной работы рассмотрим вопрос о Кодексе законов о труде РСФСР 1918 г.: анализ системы найма работников, рассмотрение проблем заключения и расторжения договоров с различными категориями работников.

В задачи контрольной работы входят такие, как: объяснить назревающие необходимости для создания Судебника, КЗоТа 1918 г., раскрыть основные положения и итоги возникновения и использования первых сводов нормативных актов. Предстоит выяснить, в чем заключались судебные реформы 1922 и 1938 годов.

     

 

  1.Общая характеристика Судебника 1497 г.

 

Основными источниками общерусского права в 15-17 вв. были великое княжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления  Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов1.

Создаются  новые сложные  формы законодательства: общерусские  кодексы – судебники, Сборное  Уложение, указные (уставные) книги, в  которых систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст судебников (Уставная книга Разбойного приказа, указные книги Поместного и Земского приказов). «Дополнительные статьи»  стали промежуточным этапом кодификации  русского права в период между  судебниками и Сборным Уложением (первая половина 17 в.).

Потребности в систематизации и кодификации многочисленных правовых актов, скопившихся к концу 15 в., вылились в работу по составлению первого  общерусского правового свода –  Судебника 1497 г. (великокняжеского)2.

Создатель Судебника, Иван III, который в свое сорокалетнее правление  осуществил надежды России, был властолюбивым, холодным, расчетливым правителем, совершенным типом суздальский  и московских князей3.

В структуре этого Судебника отмечается определенная систематизация материала, однако нормы материального (гражданского и уголовного) права еще не выделялись из массы статей, относящихся к процессуальному праву, а их в Судебнике было большинство.

Важнейшими источниками  Судебника 1497 г. были уставные, жалованные и судные грамоты, именно на их основе и было произведено обобщение  юридической практики. Подобные грамоты  продолжали свое существование и  издавались верховной властью и  после опубликования Судебника, поскольку он не был в состоянии  регламентировать все аспекты государственной, общественной, экономической т.п. жизни.

Содержание Судебника 1497 г. распадается на 4 части: первую составили статьи, в которых регламентировалась деятельность центрального суда (ст. 1-36). В этот же раздел входят и нормы уголовного права (ст. 9-14). Вторую часть составили статьи, относящиеся к организации и деятельности местных, областных судов (ст. 37-45). Треть часть Судебника состоит из статей по гражданскому праву и процессу (ст. 46-66). Последняя часть (ст. 67-68) включает в себя статьи дополнительные, по судебному процессу4.

Под преступлением судебник понимает не только нанесение материального  или морального ущерба, “обиду” . На первый план выдвигается защита существующего  социального и правового порядка. Преступление - это прежде всего  нарушение установленных норм, предписаний  и вместе с тем воли государя, которая неразрывно связывалась  с интересами государства5.

Система наказаний по судебнику  усложняется, формируются новые  цели наказания: устрашение и изоляция преступника. Целью властей становится демонстрация их всесилия обвиняемым, над душой и телом. Высшей мерой  наказания была смертная казнь, которая  могла быть отменена помилованием со стороны государя. Процедура казни  превращается в своего рода спектакль, появляются новые виды казней и наказаний. Для наказаний стали характерными жестокость и неопределенность их формулировки. Телесные наказания применялись  как основной или дополнительный вид. Наиболее распространенным видом была “торговая казнь” , т.е. битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания лишь начали вводиться в этот период. Кроме устрашения, эти виды наказаний выполняли важную символистическую функцию - выделение преступника из общей массы, “обозначение” его6.

Согласно Судебнику (ст. 60) при наличии сыновей дочери устранялись  от наследования недвижимости, однако постепенно они начинают допускаться к законному наследованию вотчин, но строго проводился принцип недопущения вдов к их наследованию.

В Судебнике 1497 г. впервые  был использован термин «поместье», который вошел в обиход для  обозначения особого вида условного  землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы. Поскольку  поместье выдавалось за самые различные  виды службы, возникла необходимость  ввести определенный эквивалент для  оценки этих заслуг7.

К недостаткам этого Судебника  относится то, что используемые заголовки статей часто не соответствовали своему содержанию. Невнятно говорилось об установлении строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные приговоры. Имелась неопределенность по конкретизации видов наказаний, составов преступлений (подлог судебных актов, мошенничество и др.). Не разработан вопрос о праве выкупа вотчины, не уточнен порядок обращения в холопство8.

Впрочем говоря, Судебник 1497 г. не полностью отражал тот уровень, которого достигло русское право 15 в. Отметив тенденции к государственной  централизации и обратив внимание на развитие судебного процесса, Судебник довольно мало внимания уделил развитию гражданского права, в значительной мере базировавшегося на нормах обычного права и юридической практике.

В Судебнике 1497 г. нашли свое применение нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главными целями Судебника были: распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. К моменту принятия Судебника далеко не все отношения регулировались централизованно. Учреждая свои судебные инстанции, московская власть некоторое время была вынуждена идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными судами создавались смешанные (смесные) суды, состоявшие из представителей центра и мест.

Если Русская Правда являлась сводом обычных норм и судебных прецедентов  и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины («правды»), то Судебник стал прежде всего  «инструкцией» для организации  судебного процесса («суда»)9.

Под преступлением в Судебнике понимали не только нанесение материального или морального ущерба, «обиду». На первый план выдвигалась защита существующего социального и правового порядка. Преступление – это, прежде всего, нарушение установленных норм, предписаний, а так же воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.

Даже после издания  судебника, отдельные грамоты продолжали издаваться и действовать, поскольку  судебник не был в состоянии регламентировать все аспекты государственной, общественной, экономической жизни.

Если Русская Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов  и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины, то Судебник стал, прежде всего “инструкцией” для организации судебного процесса10.

 

 

 2. Судебные реформы 1922 и 1938 годов.

 

Проведение Судебной реформы 1922 года было обусловлено изменившимися  в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве, что приводило к широкому и зачастую не вполне корректному применению аналогии. Был взят курс на укрепление так называемой "революционной законности"11.

31 октября 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР. Положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллеги.

К кандидату на пост народного  судьи предъявлялись следующие  требования. Им мог стать неопороченный  по суду гражданин РСФСР, независимо от пола, расы и национальной принадлежности, который отвечал бы следующим  условиям: обладал активным и пассивным  избирательным правом; имел двухлетний опыт ответственной политической работы в рабоче-крестьянских, общественных, профессиональных или партийных  организациях или трехлетний стаж практической работы в органах советской юстиции  на должности не ниже народного следователя12.

Народные судьи избирались губисполкомами на 1 год и могли  быть переизбраны вновь. Отзыв народного  судьи производился по мотивированному  предложению Наркоматом юстиции. Примерно такие же требования были установлены  и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. 50% народных заседателей должны были быть представлены рабочими. 35% - сельским населением и 15% - военнослужащими. Каждый народный заседатель мог участвовать в судебных заседаниях не более 6 дней в году. Ранее существовавшая жеребьевка для определения очередности привлечения народных заседателей в суд была отменена. После принятия Положения о судоустройстве РСФСР народные заседатели привлекались по списку, составленному для каждого участка народного суда в алфавитном порядке.

Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии.

Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление  товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган специальной юрисдикции - арбитражные комиссии, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями13.

Как и другие органы специальной  юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 г. "Об упразднении арбитражных комиссий" они были ликвидированы, а в мае 1931 г. учрежден специальный административный орган - Государственный арбитраж14.

Губернский суд действовал в качестве суда первой инстанции  по наиболее важным уголовным и гражданским  делам, кассационной инстанции для  дел, решенных народными судами, а  также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников.

В 1924-1925 гг. в РСФСР проводилось  новое административно-территориальное  деление на основе экономического районирования  и с учетом национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость  вводилось новое: край (область), округ, район.

Ко времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе  трибуналов существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой инстанции и кассационного  суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший отделения в республиках. Одновременно с ним в системе  Наркомюста функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции  надзора в отношении всех без  исключения судов республики15.

Верховный Суд РСФСР был  создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923 г. и действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного Суда, его заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных коллегий по гражданским и  уголовным делам и председатели военной и военно-транспортной коллегий составляли Президиум Верховного Суда, который являлся и органом  судебного управления16.

Информация о работе Судебник 1497 года