Структура нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 19:16, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение структуры нормы права.
Задачи работы предопределены выше обозначенной целью и заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие структуры нормы права;
- дать общую характеристику структуры нормы права;
- охарактеризовать элементы структуры нормы права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1 Понятие и общая характеристика структуры нормы права………………….. 5
1.1 Понятие и признаки нормы права………………………………………….. 5
1.2 Понятие структуры нормы права…………………………………………... 6
2 Характеристика элементов структуры правовой нормы……………………. 11
2.1 Гипотеза……………………………………………………………………... 12
2.2 Диспозиция…………………………………………………………………. 13
2.3 Санкция……………………………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….. 20
Список использованных источников…………………………………………… 21

Вложенные файлы: 1 файл

Структура нормы права.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

Однако, акцентируя внимание на необходимости существования санкции, Н. М. Коркунов не считал ее составной частью структуры нормы права.             Она рассматривалась им как относительно самостоятельная величина (явление) по отношению к структуре нормы права, как самостоятельно существующее «средство понуждения» [10, c. 126].

Идея о двухзвенной структуре правовой нормы была подхвачена последующими поколениями отечественных и зарубежных юристов и в разных вариациях развивалась дальше. Однако она не стала доминирующей в государственно-правовой науке.

 Доминирует, и не без оснований, идея трехзвенной структуры правовой нормы. То есть норма права состоит не из двух, а из трех составных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции.

2.1 Гипотеза

Гипотеза представляет собой часть правовой нормы, содержащую указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется [8, с. 37].

Спектр таких жизненных обстоятельств и всякого рода условий весьма широк и разнообразен. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина – субъекта права, на время и место совершения того или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству.

Например, в нормах ст. 59 (ч. 2) и ст. 60 Конституции Российской Федерации [1], предусматривающих, что «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» и что «гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет», гипотезой является факт принадлежности лица к конкретному государству – Российской Федерации, т.е. факт гражданства. Гипотеза указывает, что данные нормы права касаются лишь граждан Российского государства и не относятся ко всем другим лицам, проживающим на его территории.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.

 Простые гипотезы указывают на одно условие реализации нормы (ст. 242 Уголовно-процессуального кодекса РФ — неизменность состава суда как условие рассмотрения дела или ст. 21 УПК РФ — в случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель принимают меры по установлению событий преступления, изобличению лица или лиц виновных в совершении преступления), сложные - на несколько условий (п. 1 ст. 72 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) — родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).

Сложные гипотезы могут быть кумулятивными и альтернативными.

        Кумулятивная гипотеза связывает осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий.

        Альтернативная гипотеза ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий.

2.2 Диспозиция

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

По способу изложения диспозиция может быть простой и описательной.

Простые диспозиции содержат вариант поведения, но не раскрывают его. Так, УК РФ [3] не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Наример, незаконное помещение лица в психиатрический стационар — наказывается лишением свободы до трех лет (ч. 1 ст. 128 УК РФ).

Описательные диспозиции описывают все существенные признаки правомерного либо противоправного поведения. Например, ч. 1 ст. 209 УК РФ [3] характеризует бандитизм как создание: а) устойчивой; б) вооруженной; в) группы лиц (банды); г) в целях нападения на граждан или организации; д) а равно руководство такой группой.

По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют на абсолютно определенные и относительно определенные.

Абсолютно определенные устанавливают права и обязанности сторон –субъектов правоотношений. В качестве примера можно привести ст. 393 ГК РФ (часть первая), устанавливающую, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства».

Относительно определенные устанавливают права и обязанности сторон и  в то же время предоставляют им возможность в рамках действующего права проявлять свою собственную инициативу. Так, ст. 14 ГК РФ [2] допускает, наряду с установленными этим же законом способами защиты гражданских прав (ст. 12), различные способы самозащиты гражданских прав – при условии, однако, что они «должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».

Диспозиция – составная часть нормы права, в которой содержится собственно само правило поведения, указание на права и обязанности сторон – участников правоотношений, возникающих и реализующихся на базе соответствующей нормы.

Диспозиция является основой, ядром нормы права, без диспозиции немыслимо ее существование.

Ввиду того, что законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции, иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить круг сторон ‒ участников возникающих на базе данной нормы правоотношений, а также их права и обязанности.

Подобная ситуация особенно часто возникает тогда, когда диспозиция дается не в прямой, а в описательной форме и когда требуется указание на основные признаки противоправного деяния или деяний (кража, грабеж, вымогательство, шантаж и др.) [9, с. 207].

Весьма четко и доступно излагается содержание нормы права (диспозиция) и указывается на права и обязанности сторон в договорах поручительства, подряда, купли-продажи, залога и других гражданско-правовых сделках.

Яркой иллюстрацией четкого определения диспозиции и указания на права и обязанности сторон может служить, в частности, ст. 359 Гражданского кодекса России, регулирующая отношения, возникающие из договора о залоге.

В ней говорится, что «кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещения кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено».

Диспозиция в данном случае довольно четко и целенаправленно (на исполнение требований закона) определяет права кредитора (удерживать вещь «до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено») и обязанности должника (добросовестно исполнить лежащее на нем «соответствующее обязательство»).

Управомачивающие диспозиции предоставляют субъектам права возможность действовать определенным образом, определяют тот или иной вариант дозволенного поведения. При изложении правил поведения в управомачивающих диспозициях используются слова: «вправе», «имеет право», «может». Например: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации).

Однако управомачивающие диспозиции могут быть сформулированы и иным способом. Например: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, 

 
иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции Российской Федерации); или «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ст. 32, ч. 4 Конституции Российской Федерации) [1].

 Однако в любом из этих  случаев их содержание недвусмысленно  говорит о том, что некоему субъекту предоставляется возможность действовать определенным образом.

Обязывающая диспозиция возлагает на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, она предписывает определенный вариант должного поведения. В формулировках таких диспозиций используются слова: «обязан», «должен», «подлежит».

Например: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации); или: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции Российской Федерации); «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59, ч. 1 Конституции).

 Обязывающая диспозиция может быть изложена и другим способом. Например: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» (ст. 59, ч. 2 Конституции Российской Федерации) [1]. Хотя в данном случае отсутствует указание на обязанность гражданина, но диспозиция по своему смыслу является обязывающей. 
        Запрещающие диспозиции устанавливают запрет определенного поведения, они указывают, что некоторые действия (или бездействие) запрещаются государством.

В формулировках диспозиций такого рода могут быть использованы слова: «не допускается», «не может», «не должен», «не вправе», «запрещается». Например: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ

конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, 
подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации); или: «...Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 1 ст. 14 Конституции); «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...» (ч. 2 ст. 21 Конституции) [1].

2.3 Санкция

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф) [11, с. 102].

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ [2] в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинитель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ [3] неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Санкция представляет собой такую часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения или неисполнения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей.

Санкция всегда выражает реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение граждан или организаций.

Именно санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на штрафные (карательные), правовосстановительные и предупредительные.

Карательные санкции заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании его путем лишения свободы, ссылки, высылки, путем осуждения его на выполнение принудительных работ и т.д. Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение и т.п.) противоправного поведения.

Смысл правовосстановительных санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности

или же в возложении на лицо или организацию обязанности возместить незаконно причиненный ущерб [17, с. 88].

В действующем законодательстве России (и других стран) полное совпадение структуры нормы права и статьи имеет место далеко не всегда. При этом возможны самые различные варианты ‒ комбинации.

Например, в одной статье нормативно правового акта может содержаться несколько полных правовых норм или в одной статье может быть только одна или две составные части нормы или норм.

Информация о работе Структура нормы права