Структура и задачи государственных органов в России по обеспечению единства измерений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 15:57, доклад

Краткое описание

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами и федеральными агентствами Министерства, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями в установленном порядке.

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Обеспечение единства измерений в России
1.2 Система обеспечения единства измерений и ее место в экономике страны
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
2.1 Структура государственной системы обеспечения единства измерений
2.2 Эталонная база
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
3.1 Департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и торговли России.
3.2 Федеральное агентство по техническому регулированию

Вложенные файлы: 1 файл

Метрология.docx

— 24.98 Кб (Скачать файл)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Обеспечение единства измерений в России

Единство измерений - это  такое состояние измерений, при  котором их результаты выражены в  допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы. В Российской Федерации допущены к применению единицы величин Международной  системы единиц (SI), принятой Генеральной  конференцией по мерам и весам (ГКМВ), рекомендованные Международной  организацией по законодательной метрологии (МОЗМ).

Обеспечение единства измерений  требуется для получения достоверных  и сопоставимых результатов измерений, используемых в национальной экономике  и торговле, в здравоохранении  и экологии, в сфере обороны  и безопасности, а также для  защиты прав и законных интересов  граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и государства  от отрицательных последствий недостоверных  результатов измерений.

 

 

1.2 Система обеспечения единства измерений и ее место в экономике страны

Единство измерений в  стране достигается в результате функционирования государственной  системы обеспечения единства измерений, которая включает взаимоувязанный комплекс нормативно-правовых и нормативно-технических документов, эталонов единиц величин, назначенные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, федеральные государственные предприятия и учреждения, а также иные аккредитованные в установленным порядке организации, которые обеспечивают, организуют и осуществляют установленную законодательством Российской Федерации систему государственных регулирующих мероприятий, направленных на достижение и поддержание единства измерений в Российской Федерации.

Государством выделяются сферы национальной экономики, в  которых оно принимает на себя ответственность за обеспечение  единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование, в  остальных областях государство  только создает необходимые условия  для самостоятельной деятельности субъектов по обеспечению единства измерений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ 

2.1 Структура государственной  системы обеспечения единства  измерений

В процессе осуществляемой в Российской Федерации административной реформы сформировалась следующая  структура системы обеспечения  единства измерений, включающая:

  • уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и государственному надзору в области обеспечения единства измерений;
  • территориальные органы Ростехрегулирования, осуществляющие государственный метрологический надзор;
  • федеральные государственные научные метрологические институты, подведомственные Ростехрегулированию (в настоящее время ФГУП НИИ);
  • Государственную службу времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственную службу стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственную службу стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД);
  • государственные региональные центры метрологии, подведомственные Ростехрегулированию (в настоящее время ФГУ ЦСМ);
  • метрологические службы юридических лиц;
  • аккредитованные организации в области метрологии;
  • государственную эталонную базу;
  • комплекс нормативно-технических документов в области метрологии (более 3000).

Основные  задачи ГСИ:

  • -   разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений;
  • -   организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;
  • -   установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;
  • -   установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений;
  • -   установление экономически рациональной системы государственных эталонов;
  • -   создание, утверждение, применение и совершенствование государственных эталонов;
  • -   установление систем (по видам измерений) передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;
  • -   создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплексных поверочных установок и лабораторий;
  • -   установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и других требований, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений;
  • -   разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;
  • -   осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; испытания с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;
  • -   осуществление государственного метрологического надзора: за выпуском, состоянием и применением средств измерений; эталонами единиц величин; аттестованными методиками выполнения измерений; соблюдением метрологических правил и норм; количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
  • -   разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов Государственной метрологической службы;
  • -   аттестация методик выполнения измерений;
  • -   калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;
  • -   аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;
  • -   аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской федерации систем аккредитации;
  • -   участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений, и в подготовке к вступлению России в ВТО;
  • -   разработка совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;
  • -   организация подготовки и подготовка кадров метрологов;
  • -   информационное обеспечение по вопросам обеспечения единства измерений;
  • -   совершенствование и развитие ГСИ.
  • Существуют принципы обеспечения единства измерений, к основным из которых относятся:
  • ·  применение только узаконенных единиц физических величин (ФВ);
  • ·  воспроизведение ФВ с помощью государственных эталонов;
  • ·  применение узаконенных средств измерений, которые прошли государственные испытания и которым переданы размеры единиц ФВ от государственных эталонов;
  • ·  обязательный периодический контроль через установленные промежутки времени характеристик применяемых средств измерений;
  • ·  гарантия обеспечения необходимой точности измерений при использовании поверенных средств измерений и аттестованных методик выполнения измерений;
  • ·  использование результатов измерений только при условии оценки их погрешности с заданной вероятностью;
  • ·  систематический контроль за соблюдением метрологических правил и норм, государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений.

 

В настоящее время государственное  регулирование процесса обеспечения  единства измерений в Российской Федерации осуществляется Минпромторгом России, Ростехрегулированием, в ведении которого находятся 7 федеральных научно-исследовательских метрологических институтов, 86 государственных региональных центров метрологии, 7 межрегиональных территориальных управлений.

Государственная эталонная  база содержит 126 государственных первичных  эталонов, 312 вторичных эталонов, в  т.ч. 52 военных эталона, и около 100 тысяч рабочих эталонов.

Всего в стране в эксплуатации находится около 1,0 млрд. средств  измерений.

В сферах, подлежащих государственному регулированию, действуют более 1200 аккредитованных лабораторий в  области поверки.

Основная задача Правительства  Российской Федерации в области  метрологии заключается в формировании в стране такого положения, при котором  обеспечивается доверие к результатам  измерений, а также – непрерывное  развитие метрологии, достаточное для  эффективного метрологического обеспечения  приоритетных, перспективных задач  в жизненно важных сферах экономики, обороны и социального развития Российской Федерации.

На Минпромторг России возложена обязанность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Ростехрегулирование выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, осуществлению государственного метрологического надзора, а также по межрегиональной и межотраслевой координации деятельности в области обеспечения единства измерений и взаимодействию в установленном порядке с международными организациями в сфере обеспечения единства измерений.

Обеспечение единства измерений  в сфере обороны и безопасности государства организовано и осуществляется в подсистеме, организационную основу которой составляет Метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации, метрологические службы федеральных органов исполнительной власти сферы обороны и безопасности государства, метрологические воинские части и подразделения.

Нормативной правовой базой  подсистемы обеспечения единства измерений  в сфере обороны и безопасности является Федеральный закон от 26 июня 2008 г.       № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации работ и услуг», постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. № 137, установившее, что военные эталоны Минобороны России являются резервом государственных эталонов и исходными эталонами для обеспечения деятельности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с Федеральным законом «Об обороне», распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 1736-р о создании межведомственной (сопряженной) унифицированной системы технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сферы обороны и безопасности Российской Федерации.

Подсистема обеспечения  единства измерений в сфере обороны  и безопасности государства включена в состав межведомственной (сопряженной) унифицированной системы технического обеспечения Вооруженных Сил  Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, создаваемой  в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 30 декабря 2004 г. № 1736-р.

Функционирование подсистемы обеспечения единства измерений  в сфере обороны и обеспечения  безопасности государства соответствует  возложенным на силовые ведомства  и войска (силы) задачам, основывается на военных эталонах Минобороны России и обеспечивает необходимый уровень  единства и точности измерений в  Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах  Российской Федерации.

2.2 Эталонная база  

Государственные первичные, а также вторичные и рабочие  эталоны образуют эталонную базу системы обеспечения единства измерений. Государственные первичные эталоны, воспроизводя основные и производные  единицы величин, передают их размеры  с помощью рабочих эталонов средствам  измерений, посредством многоуровневой и разветвленной системы передач  размеров единиц величин. Эта система  объединяет, кроме указанных выше 126-ти государственных первичных  эталонов, 312-ти государственных вторичных  эталонов, 52-х военных эталонов и  около 100000 государственных рабочих  эталонов, также около 75000 эталонов, принадлежащих юридическим лицам, аккредитованным на право поверки  средств измерений.

 

Техническую подсистему ГСИ составляют:

-   совокупность межгосударственных, государственных эталонов и эталонов единиц величин и шкал измерений;

-   совокупность военных эталонов - резерва государственных эталонов;

-   совокупность стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

-   совокупность стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов;

-   средства измерений и испытательное оборудование, необходимое для осуществления метрологического контроля и надзора;

-   совокупность специальных зданий и сооружений для проведения высокоточных измерений в метрологических целях;

-   совокупность научно-исследовательских, эталонных, испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (в том числе передвижных) и их оборудования.

 

Состояние системы государственных  первичных эталонов характеризуется  следующими данными:

  • 47 % государственных эталонов созданы более 20 лет назад;
  • 20 % государственных эталонов созданы более 10 лет назад;
  • 18 % государственных эталонов созданы   5 - 10 лет назад;
  • 15 % государственных эталонов имеют созданы менее 5 лет назад.

Износ эталонного поверочного  оборудования, эксплуатируемого в центрах  метрологии, в среднем составляет ≈ 50 %, при этом темпы обновления эталонной базы составляют (4÷5) % в  год.

В качестве национальных метрологических  институтов (НМИ), являющихся разработчиками и хранителями государственных  первичных эталонов, определены 7 федеральных государственных научно-исследовательских институтов, подведомственных Ростехрегулированию. Международным бюро мер и весов (МБМВ) установлена многоступенчатая процедура признания измерительных возможностей НМИ, включающая сличения государственных первичных эталонов стран участниц, и подтверждение системы качества измерений в НМИ. В настоящее время по количеству признанных и опубликованных МБМВ измерительных возможностей Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Германии. Однако по ряду жизненно важных для общества измерений, в таких областях, как материаловедение, нанометрология, здравоохранение, измерение параметров воды, биологической среды, продуктов питания и других Россия значительно отстает от развитых стран.

 

 

 

 

 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

3.1  Департамент технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и торговли России.

Департамент технического регулирования и метрологии (далее - Департамент) является структурным  подразделением центрального аппарата Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).

Департамент руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства и других федеральных  органов исполнительной власти, Положением о Министерстве, а также настоящим  Положением.

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими департаментами и федеральными агентствами Министерства, а также  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными  объединениями и иными организациями  в установленном порядке.

Основными задачами департамента являются:

-   методологическое и организационно-методическое обеспечение формирования государственной политики в области технического регулирования, оценки соответствия и обеспечения единства измерений, а также мероприятий по ее реализации;

Информация о работе Структура и задачи государственных органов в России по обеспечению единства измерений