Становление и развитие правовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:03, реферат

Краткое описание

Право и государство неразрывно связаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри права одного государства сосуществуют различные правовые системы. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Общие определения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2.1. Понятие правовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Основные виды правовых систем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

3.1. Романо-германская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
3.2. Англосаксонская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3.3. Мусульманская правовая система. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

4. Становление правовой системы Российской Федерации. . . . . . . . . 11

5. Этапы развития правовой системы Российской Федерации. . . . . . 13

6. Современная правовая система Р.Ф. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

7. Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Право.docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

 

Правовые системе 45 афро-азиатских государств ( от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны (Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.) Здесь более 80% населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией.

Главным источником права в мусульманских  государствах и по сей день являются религиозные писания: Сунна, Коран  и т.д.

Мусульманское право как система  образовалось еще в VII-X вв. в Арабском Халифате. Основное содержание мусульманского права —вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний. Мусульманское право распространяется только на мусульман. Но все равно, даже в тех странах, где мусульмане есть основной частью населения, оно дополняется законами и обычаями, кодифициpуется и модифицируется в связи с возникающими новыми общественными отношениями. Вследствие этого выполняется религиозное мусульманское право и право мусульманских государств.

«Во второй половине XIX века в мусульманских  странах были применяемы уголовные, торговые, процессуальные и другие законодательства, частично на основе рецепции права западноевропейских стран. Мусульманское право играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых других отношений». 

Отличительной чертой мусульманского права является то, что оно представляет собой одну из многих сторон религии  ислама, которая устанавливает определенные правила и объект верования, а  также указывает верующим на то, что можно делать, а что нельзя. Так называемый путь следования («Шар»или «Шариат») и составляет само мусульманское право, а оно-то уже и диктует мусульманину правила поведения в соответствии с религией.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса и аналогии. Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

Еще со времен зарождения у мусульман  средневековой государственности  в ее основе лежат два главных  принципа: совещательность (шурс, когда правители принимают решения коллективно), и суверенитет шариатских законов. «Принцип совещательности, заложенный в Коране, не получил своего юридического закрепления в институтах средневекового государства, а потому и не приобрел обязательного характера. Что касается соблюдения шариатских норм или «божественного» законодательства, то это всегда являлось непременным условием легитимизма любой государственной власти»  

Все граждане мусульманских государств имеют одинаковые права в выборах  правителя, но основным принципом выборов  является принцип «достойных представителей», то есть выборы  — это идеал «особенно одаренных». Только особая категория знатных в праве советовать правителям и решать, является ли их политика законной по отношению к норам шариата. Законотворческая функция этой группы заключается в том, что они выносят решения о соответствии законов главы государства, постановлений правительства и иных нормативных актов принципам шариата. Их деятельность схожа с деятельность государственного Совета во Франции, Верховного Суда в США, в функции которых входит конституционный надзор.

Конституционные принципы в мусульманских  государствах начали складываться во время англо - французской колонизации, а именно в 1861 была издана беем Туниса первая конституция.

Сейчас идет период кодификации  мусульманского права во многих странах, среди них Пакистан, Индонезия, а  в Турции с 1926 г. вообще от него отказались. Во многих государствах мусульманское право конституционно считается основой законодательства. Оно применяется по многим вопросам, но особенно в гражданских отношениях, до сих пор сохраняются шариатские суды. В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, но все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как правовой обычай и нормативно-правовой акт или законодательство. Практически во всех мусульманских стpанах влияние мусульманского права ограничивается брачно-семейными и примыкающими к ним отношениями, то есть теми, которые входят в понятие «личный статус». Египет был первым государством, которое отказалось еще в конце XIX века от мусульманского права, как от единственного источника права. В качестве примера можно еще привести Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве «двойные стандарты», а в коммерческом праве приоритет уже отдается «англо - американскому» праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление правовой системы Российской Федерации

 

 

Становление российской правовой системы происходило  по общим законам, присущим становлению  и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности. Глубинные истоки представлений  о правильном, справедливом, нормальном лежат еще в мифологии, в которой тот или иной этнос осознает окружающую природную и социальную действительность, самого себя, свое происхождение, нормы и обычаи своей жизни.

В правовую систему через юридические тексты, тесно связанные с текстами народной устно-поэтической традиции, проникли не только те или иные языковые формулы  и конструкции, но и наиболее устойчивые и глубокие мифологические образы и  представления древних людей  о порядке, гармонии и дисгармонии, нарушении порядка и его восстановлении, о деянии и воздаянии, норме, обычае и последствиях их нарушения, т. е. все  то, что может рассматриваться как некий предправовой материал, на котором базировалась в период становления правовая система, из которого складывались юридические традиции. Причем в каждой культуре эти образы и идеи осознавались в своих понятиях, категориях и с большей или меньшей глубиной и основательностью входили в быт и привычки народа. Например, в древнерусской традиции такие идеи выражались в категориях «правда» и «кривда», «суд» и «ряд», «преступление», в древнегреческой традиции — «дике», римской — «эквитас». Можно сказать и более определенно: многие языковые формулы и конструкции, встречающиеся в мифопоэтических текстах, потому и проникли в правовую ткань, что в правовое сознание вошли выражаемые с их помощью предправовые мифологические образы и представления, соответствующий менталитет древних людей. 
Если сравнить древнерусскую мифологию с мифологией этносов, известных своей высокой правовой культурой (например, древнегреческой, древнеримской), то можно обнаружить, что древнерусская мифология, языческая религия, сосредоточены главным образом на осознании и понимании природных явлений и процессов. Славянская мифология носила в основном аграрно-природный характер. Древнерусский человек не выделял, не воспринимал и не осознавал еще с достаточной четкостью социальности своего бытия, его нормативности, упорядоченности и иных характеристик, складывающихся в предправовой комплекс. Он был погружен в природность, натурность, в кровнородственные (те же природные) связи и зависимости. Языческая религия, как известно, была бедна организационными, нравственными и общественными идеалами.

Право, правовая система и правовая культура экономически сопряжены с индивидуальной собственностью, а идеологически, точнее, духовно — с осознанием человеком  своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности. Эти понятия  близки и с точки зрения происхождения, этимологии: индивидуальность, самостоятельность  и собственность, присвоение имущества, где слово «собственность» образовано от слова «себе», и означает принадлежащее индивиду. Коллективные формы собственности и соответствующие им формы социальной организации жизни (первобытный коллективизм, различные разновидности общины) на первых этапах становления и развития общества противостоят выделению индивидуальной собственности, формированию человеческой индивидуальности, а также формированию полнокровного права, правовой системы, которые представляют собой средство защиты индивида, личности от произвола общества и государства.

 

Формирование  господствующего слоя как носителя правовых начал долгое время основывалось на кровнородственных отношениях, ему  было присуще понимание больше родовой, чем личной чести. Геополитическая  ситуация на Руси, необходимость консолидации перед лицом внешней угрозы привели  к тому, что государственность  складывалась в форме деспотии, жестоко  подавляющей свой народ и отчасти  господствующий слой тоже. Уничтожение  родовой знати, замена ее опричным, служилым классом вызвали рост холопского самосознания даже в среде правящего  класса. Отношения рабской подчиненности  деспоту, а по сути дела отрицание  за собой всяческих прав и гарантий нашли отражение в обращении  к деспоту: даже крупнейшие представители  правящего слоя называли себя «последними  холопами»

 

В выборе деспотического (а  тем самым, вне - правового) пути развития Руси «колоссальную роль сыграла  гибель именно господствующего класса»  Уничтожение последнего происходило  не только в физическом смысле. Он превращался  в несамостоятельное, хотя и самое  высокое сословие в обществе. Поэтому, кстати говоря, данному сословию вряд ли мог быть известен в развитом состоянии институт рыцарства —  самозащиты своего субъективного права, чести (хотя отдельные зачатки этого  института на Руси были). Государство  подчинило себе все слои общества и все институты, включая церковь. Никакая сила не могла создать  ему оппозиции, которая только одна и была способна породить полноценную  правовую систему, избавить русскую  историю от многих бед, страданий  и трагических потрясений.

 

Выдающийся русский философ  В. С. Соловьев связывал общее возрождение  и успешное развитие России, русской  нации с необходимостью отказа от права силы, от деспотизма и насилия, с обретением веры в силу права. Он писал: «Одно только мы знаем, наверное, если Россия... не откажется от права  силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренне и  крепко духовной свободы и истины — она никогда не может иметь  прочного успеха ни в каких делах  своих, ни внешних, ни внутренних.

 

В 60-егг. XIX в. в стране появляются благоприятные условия для развития правовых начал, что выразилось в освобождении крестьянства от крепостной зависимости и в разворачивании крупнейшей в истории нашей страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России. Если предшествующая история характеризуется некоторой задержкой правового развития (сильные общинные традиции, правовой нигилизм и т. д.), то конец XIX — начало XX вв. знаменуются невиданным ранее подъемом в правовой сфере в результате формирования новых социальных сил и слоев, являющихся носителями правовых чувств и понятий, требований и представлений: нарождающейся буржуазии и разночинной интеллигенции прежде всего.

 

 

 

 

Этапы развития правовой системы  Российской Федерации

 

Развитие российской правовой системы в Х — XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем на правах особой — евразийской — разновидности. Особенности эти заключаются в следующем:

 

1. Высокая, приоритетная  защита общих интересов, общего  дела, дух соборности в ущерб  личным притязаниям индивида, его  правам и интересам, составляющие, с нашей точки зрения, смыслосодержательный корень, основание права и правовой культуры как таковых.

 

2. Слабость личностного  и, следовательно, правового начала  в культуре вообще.

 

3. Широкое распространение  не правовых регуляторов в  обществе: моральных, морально-религиозных,  корпоративных и т. д.

 

4. Отрицательное отношение  православной религии к фундаментальным  устоям правового общества, а  тем самым и к праву, правовой  культуре. Известный русский философ  и богослов С. Булгаков писал,  что «православие не стоит  на страже частной собственности», не защищает капиталистическую  систему хозяйства и, напротив, положительно относится к социализму, аскетизму, послушанию и смирению  в противоположность отстаиванию  личностью своих прав и свобод.

 

5. Высокая степень «присутствия»  государственности в общественной  жизни, в государственной идеологии,  огосударствление многих сторон  общественной жизни, подчиненность  права государству и т. д.  Возможно, это — реакция на слабость государственного начала на ранних этапах российской истории. Здесь же можно указать и на другую сторону медали: обусловленное огосударствлением общественной жизни слабое развитие структур гражданского общества, которые и обеспечивают во многом эффективность правового регулирования в странах с развитым правовым государством, развитой правовой системой.

 

Правовая система есть сложноструктурное, многоуровневое образование, состоящее из совокупности элементов и подсистем, имеющее свою историю, социально-экономические, политические, национальные и культурные основания и предпосылки развития.

 

Главным компонентом (подсистемой) и одновременно центром, ядром правовой системы является субъект права  или, шире, субъект правовой системы. Прежде всего — это человек  в его юридическом качестве носителя субъективных юридических прав и  обязанностей и участника правовых отношений, т. е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально  имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности.

Информация о работе Становление и развитие правовой системы Российской Федерации