Система и гарантии прав и свобод личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе исследования теории и практики изучить право как меру свободы личности. Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрены исторические аспекты, основные понятия прав человека и гражданина
Изучена система и гарантии прав свободы личности

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Права человека и гражданина: исторические аспекты, понятие
1.1 Историческое развитие института прав человека и гражданина
1.2 Правовой статус человека и гражданина
ГЛАВА 2. Система и гарантии прав и свобод личности
2.1 Система прав и свобод человека и гражданина
2.2 Гарантии прав и свобод личности
2.3 Социальное государство и защита прав человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

 

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – филиал РАНХиГС

 

Кафедра теории и истории государства  и права

Межсессионная курсовая работа по дисциплине 
«Теория государства и права»

Фамилия

Демина

Имя

Александра

Отчество

Владимировна

Номер группы

12333

Дата сдачи

19.05.2013

Номер варианта

 
   
   

Протокол проверки:

Ф.И.О. преподавателя

 

Дата проверки

 

Оценка

 
   

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Права человека и гражданина: исторические аспекты, понятие 

1.1 Историческое развитие института прав человека и гражданина

1.2 Правовой статус человека и гражданина

ГЛАВА 2. Система и гарантии прав и свобод личности

2.1 Система прав и свобод человека  и гражданина

2.2 Гарантии прав и свобод  личности 

2.3 Социальное государство и  защита прав человека 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Основы  правового положения личности складываются в области отношений «общество  – государство – личность». При  этом данные отношения и связи  носят основополагающий характер и  выражают взаимную связь общества, государства и личности.

Правовой  статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и  обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое  его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно  обусловливается особенностями  социального статуса, существующего  в данный период развития государства  и общества. Этим обусловлена актуальность темы «Право, как мера свободы личности»  данной курсовой работы.

Кроме того, очень важным моментом в определении  прав свободы личности является то, что именно признание государством и готовность защищать права и  свободы характеризует государство  как демократическое и правовое.

Граждане  Российской Федерации по сравнению  с другими лицами, законно находящимися на территории РФ, наделены правами  в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут  избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Иначе говоря, «личные  права» – каждому, «политические» –  гражданам.

Важно отметить, что от того, каким статусом обладает лицо – является ли оно гражданином  или нет – зависит объем  гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод – так  называемое субъективное право, когда  «гражданство опосредуется правами  личности по поводу гражданства.»

Говоря  о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем человека и  гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении  приоритетов при классификации  прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных  пактах по правам человека.

 Классификация  прав и свобод достаточно условна  – так право собственности  является не только личным, обеспечивающим  самостоятельность личности, но  и социальным, экономическим, связанным  с удовлетворением материальных  притязаний человека; право на  определение национальности и  пользование родным языком –  может рассматриваться не только  в сфере личных прав, но и  социальных, культурных.

В данной курсовой работе речь будет идти о  весьма сложных проблемах права  как института общественной жизни  и права, как мера свободы личности. Поэтому необходимо помнить, что  право, будучи явлением человеческой цивилизации  и культуры, призвано прежде всего  служить человеку. В первой главе  курсовой работе излагаются исторические аспекты, основные понятия прав человека и гражданина, историческое развитие института прав человека и гражданина, правовой статус человека и гражданина. Во второй главе дано определение  и классификация системы и  гарантии прав свободы личности, система  прав и свобод человека и гражданина, гарантии прав и свобод личности, социальное государство и защита прав человека.

Цель  данной работы – на основе исследования теории и практики изучить право  как меру свободы личности. Для  достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие  задачи:

Рассмотрены исторические аспекты, основные понятия  прав человека и гражданина

Изучена система и гарантии прав свободы  личности

Работа  выполнена на основе специальной  литературы по теории государства и  права.

     ГЛАВА 1. Права человека и гражданина: Исторические аспекты, понятие

 

1.1 Историческое развитие института прав человека и гражданина

 

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело  долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в  западном мире сформировалась в Новое  время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность. В Древнем  мире, в эпоху зарождения государственности  и политико- правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны  мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и  справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как  средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс  становления политического и  этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная  классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе  о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще  не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в  античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью  полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в  качестве гражданина полиса, считавшаяся  основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства  – крупный шаг на пути к прогрессу  и свободе. Свободные граждане полисов  имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать  в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

На основе принципа разделения властей на законодательную  и судебную был достаточно четко  разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому  праву принадлежит целая система  мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических  переворотов. Выдающееся значение института  гражданства состоит в том, что  впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так  как граждане полисов полностью  отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями. Наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых  учитывается природа индивида. В  основе этих представлений лежит  мысль о том, что государство  создается главным образом для  защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство  способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или  обычай. Со ссылкой на Аристотеля К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид»1.

Политико-правовые взгляды софистов характеризуются  гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического  устройства и положения индивида в государстве. Римское право  как самостоятельная светская юридическая  наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно  разработали многие институты права  как теоретически, так и в отдельных  его отраслях. Особое место принадлежит  в их наследии правовому положению  личности в государстве. В целом  римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое  лицо, а также многие другие институты  публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые  появилось понятие личности, которая  не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский  Божественный Разум – Логос более  всего отражен в личностном разуме и воле человека».

Духовная  жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте  Божество могло открываться как  высшая свобода и высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере  духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли  наблюдать первые христиане, нормы  нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы  с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в  Новом Завете. В Новый Завет  из Ветхого перешла и часть  знаменитых заповедей Моисея, в том  числе: не сотвори себе кумира, почитай  отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью. 2

Христианство  выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек  – творение Бога, а с другой –  социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством  от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого  права – права на совершенствование  и бессмертие. Если Ветхий Завет  призывал к определенным действиям  или запрещал их, то Новый Завет  говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный». В целом христианство содействовало  гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к  милосердию. Провозглашение равенства  всех людей независимо от этнического  происхождения и социального  положения, уважение к физическому  труду тоже справедливо связывают  с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно  некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции  личности и происходит сегодняшняя  идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет  именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние  века было характерным понимание  прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной  нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям  человека к политической свободе, свободе  совести. О реальных правах широких  слоев общества вопрос даже не ставился.

В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую  свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства.

Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей. В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать  налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление  которого ведет к организации  народного представительства, а  вместе с тем и к обеспечению  политической свободы.3

Там же впервые  был законодательно закреплен и  принцип гражданской свободы. Таким  образом признавалось, что индивид  вправе свободно располагать собой  и может быть подвергнут наказанию  не иначе как по приговору суда. Позже Статутом о неналожении  податей также был провозглашен принцип установления налогов королем  только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог  или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве  нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан  и других свободных людей в  королевстве нашем»4.

Принятие  этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в  англоязычных странах выводили права  человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы  человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

В эпоху  Возрождения и Реформации стало  складываться собственно юридическое  мировоззрение. После долгих веков  господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления  гуманизма, которые концентрировались  на нуждах, интересах и природе  личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился  индивидуализм в современном  понимании – как утверждение  самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.5

Юридическое мировоззрение Нового времени придало  идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм  как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно  отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

Информация о работе Система и гарантии прав и свобод личности