Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение системы государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи и изучить:
•Систему государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
•Общие вопросы охраны материнства и детства
•Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
•Механизмы защиты интересов матери и ребенка
•Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
•Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
•Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
•Реализацию социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере города Находка
•Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
•Программу реализации молодежной политики в городе Находке

Содержание

Введение
1. Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
1.1 Общие вопросы охраны материнства и детства
1.2 Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
1.3. Механизмы защиты интересов матери и ребенка
1.4. Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
2. Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
2.1 Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
2.2 Реализация социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере г. Находка
2.3 Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
2.4 Программа реализации молодежной политики в Приморском крае
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

     Введение

1. Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики

1.1 Общие вопросы охраны материнства и детства

1.2 Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации

1.3. Механизмы защиты интересов матери и ребенка

1.4.  Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.

2. Формирование и механизмы  реализации государственной политики  охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.

2.1 Опыт охраны материнства  и детства в Приморском крае

2.2 Реализация социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере г. Находка

2.3  Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края

2.4 Программа реализации молодежной политики в Приморском крае

     Заключение

     Список использованных источников

Приложение (муниципальная ДОЛГОСРОЧНАЯ целевая программа  
«КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ НАХОДКИНСКГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА» НА 2012-2014 ГОДЫ

 

Введение

Современную российскую действительность можно охарактеризовать как непростой и ответственный  период, основными чертами которого выступают последствия глобального экономического кризиса, демографические проблемы, социальное расслоение в обществе, невысокое качество жизни граждан и смена духовно-нравственных принципов.

Как следствие, в настоящее время в Российской Федерации объективной реальностью стало обострение социальных проблем. Так российское общество сталкивается не только с явным снижением численности населения, но и с такими серьезными проблемами, как рост численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, здоровье населения, особенно женщин и детей. Решение данных вопросов должно быть введено в одно из приоритетных направлений государственной социальной политики.

Поэтому, опираясь на ценности демократии, для решения большого объема социальных задач в стране осуществляется модернизация экономики и создание стимулов для прогресса во всех областях.

«Модернизация, - по словам Президента России Д.А.Медведева, - это, конечно, не самоцель. Это лишь инструмент, с помощью которого сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодёжи».

Так, основным лейтмотивом нынешнего послания Президента Федеральному Собранию, прозвучавшего 30 ноября 2010 года, стала защита материнства и детства, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения.

«Забота о будущем  поколении - это самые надежные, умные  и благородные инвестиции», - отметил Президент. По его словам, «общество, в котором на деле защищаются права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, оно быстрей и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».

Поэтому Президент заявил о жизненной необходимости проведения в Российской Федерации эффективной государственной политики в области материнства, детства, семьи. Политики современной. Политики, отвечающей интересам национального развития.

Мероприятия государства  в области поддержки материнства  и детства относятся к социальной политике государства и представляют собой комплексную систему мер правового, экономического и организационного характера.

Молодежная политика является важнейшей сферой управления любого общества. Вырабатывая и осуществляя  такую политику, общество тем самым воспроизводит само себя, решает вопросы своей обороноспособности и национальной безопасности, определяет перспективы своего развития.

В российском обществе сложилась  ситуация, названная рядом исследователей «разрывом поколений». Данный феномен не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В современных российских условиях он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. Налицо — «разрыв поколений», отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития.

Существенные изменения претерпело отношение государства и общества к молодежи:

-потребительское отношение  к молодежи в сфере экономики  и труда сменилось невостребованностью; 

-настороженное, недоверчивое  отношение в сфере политики  сменилось откровенными манипуляциями; молодежь рассматривается исключительно как электоральный ресурс;

-тотальный контроль  в сфере культуры сменился  безразличием и передачей данной  сферы под влияние массмедиа  и индустрии развлечений, бизнес  которых построен на культивировании  потребительства, примитивных человеческих инстинктов;

-назидательно-опекунское  отношение в духовно-идеологической  и воспитательной сферах трансформировалось  в непонимание и безразличие  со стороны старших поколений;  доминирует взгляд на молодежь  как на пассивную, находящуюся в переходном, маргинальном состоянии группу.

Разрушение традиционных социальных связей и государственной  системы воспитания снизило роль ранее доминировавших институтов социализации - семьи, образования, работы по месту  жительства.

Кризисная ситуация переходного периода, переживаемая российским обществом, обусловливает особую остроту социально-экономического положения молодежи. Былая относительная стабильность социальных позиций российской молодежи сегодня резко нарушена, ее социальный статус по всем пунктам быстро снижается, материально-бытовое положение обвально ухудшилось и продолжает ухудшаться. В условиях трансформации это вполне объяснимо, во многом неизбежно. Однако разрушительные и негативные тенденции зашли за грань допустимого, в результате чего молодежь помимо своей воли оказывается в роли жертвы прошлого и заложником проводимых социально-политических и экономических реформ. Инновационный потенциал молодежи не востребован трансформирующимся обществом, ее воспроизводственная функция реализуется крайне слабо.

В этих радикально изменившихся условиях актуальность научного осмысления, разработки и реализации новой молодежной политики становится достаточно очевидной. Существенным аспектом в исследованиях  представляется также изучение воздействия  трансформирующейся политики на положение молодежи как важнейшего источника обновления общества.

Многие болезненные  для сегодняшнего российского общества проблемы молодежи и молодежной политики связаны не только с реальными  социально-экономическими, политическими процессами и ситуацией в молодежной среде, но и с тем, что неудовлетворительно сформулирована сама концепция молодежи. Традиционный подход к молодежи как социально-демографической группе, выделяемой по социально-возрастным, профессиональным признакам не отвечает современной ситуации и процессам, происходящим в мире, России, ее регионах.

Обращение к теме формирования и реализации молодежной политики в  Российской Федерации и ее регионах связано с ее кризисным состоянием. До сих пор на федеральном уровне, во многих регионах РФ молодежная политика не имеет соответствующего официально признанного статуса, продолжаются дискуссии по ее основным концептуальным положениям, формам и методам ее осуществления. Остро ощущается потребность в определении факторов и закономерностей ее более успешного функционирования, в выработке основных критериев эффективности управления данной сферой.

Важнейшей задачей для  теории и практики молодежной политики на ближайшие годы остается поиск  ее оптимального развития на региональном уровне. В данной курсовой работе в качестве исследуемого региона выбран Приморский край. Это обусловлено тем, что данный субъект РФ, являясь самым многочисленным в ДВФО по показателям молодежной популяции, имея достаточный экономический, финансовый, научный, культурный потенциал, не стал за годы реформ регионом с хорошо развитой молодежной политикой. Процесс развития молодежной политики в Приморском крае происходит без учета ее целостности и преемственности, остается на периферии деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и характеризуется противоречивыми тенденциями.

Объектом исследования курсовой работы является государственная политика охраны  материнства и детства и государственная молодежная политика.

Предмет исследования - процесс формирования и реализации государственной политики охраны  материнства и детства и государственной молодежной политики.  Целью данного исследования является изучение системы государственной политики охраны  материнства и детства и государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие  задачи и изучить:

  • Систему государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики
  • Общие вопросы охраны материнства и детства
  • Правовые (законодательные) основы охраны материнства и детства в Российской Федерации
  • Механизмы защиты интересов матери и ребенка
  • Молодежная политика: понятие, факторы формирования и реализации в Российской Федерации.
  • Формирование и механизмы реализации государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики.
  • Опыт охраны материнства и детства в Приморском крае
  • Реализацию социальной защиты материнства и детства на муниципальном уровне на примере города Находка
  • Механизмы формирования и реализации региональной молодежной политики на примере Приморского края
  • Программу реализации молодежной политики в городе Находке

Таким образом, изучение государственной политики охраны материнства и детства и государственной молодежной политики является весьма актуальным в наши дни.

В первой части рассмотрены  общие вопросы защиты материнства  и детства, молодежной политики, анализируется нормативно-правовая база в данной области. Вторая часть посвящена региональной политики в сфере охраны материнства и детства,  молодежи и реализации ее на региональном и местном уровнях.

 

 

 

1. Систему государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики

1.1 Общие вопросы охраны материнства и детства

Естественное, природное  назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные  реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Рассмотрим основные понятия нашего исследования.

Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными  словами «материнство» – свойство только женщины. Действующее российское законодательство не дает четкого определения женщины, однако Конвенция МОТ №103 «Об охране материнства» в ст. 2 закрепляет, что термин «женщина» означает любое лицо женского пола, независимо от возраста, национальности, расы или религии, состоящее или не состоящее в браке. Определяющий признак отнесения человека к категории «женщина» – только и исключительно половой.

 «Материнство –  реализованная способность женщины  к рождению, выкармливанию, воспитанию  детей. Понятие материнства не  сводимо к биологическим аспектам  репродуктивной способности; его нельзя также ограничивать отношениями между матерью и ребенком непосредственно после родов и в первый год жизни. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними»1. Следовательно, материнство не сводится к биологической репродуктивной функции женщины – материнство это и отношения в связи с приемными детьми, а также последующие, можно сказать, пожизненные отношения с ребенком (детьми).

На этом фоне возникает  логичный вопрос – равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство совершенно равноправные категории. Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» – это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Информация о работе Система государственной охраны материнства и детства в Российской Федерации и государственной молодежной политики