Свобода слова и печати в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы, которые подлежат рассмотрению в данной курсовой работе, следующие:
определение понятий свобода слова и свобода печати как важнейших конструктивных элементов правового статуса личности
выявление характеристик, существенных для адекватного понимания правового содержания свободы слова и свободы печати
изучение свободы слова и печати в контексте информационных отношений в обществе
юридический анализ правомочий, составляющих свободу слова и свободу печати
исторический путь развития свободы слова и печати

Содержание

Введение стр. 3
1. Правовые основы стр. 5
2. Историческое развитие свободы слова и печати в России стр. 9
3. Современное состояние, проблемы свободы слова и печати стр. 16
Заключение. стр. 25
Список использованной литературы. стр. 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Саратовская государственная академия права»

 

 

Кафедра конституционного и международного права

 

 

Учебная дисциплина - конституционное право России

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

СВОБОДА СЛОВА И ПЕЧАТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1-го курса 139-й гр.

Института российского и

международного права СГАП

Хлопунов В.Д.

 

Руководитель: 
кандидат юридических наук, 
доцент Корнукова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                  стр. 3

1. Правовые основы                                                                                             стр. 5

2. Историческое развитие свободы слова и печати в России                          стр. 9

3. Современное состояние, проблемы свободы слова и печати                    стр. 16

Заключение.                                                                                                         стр. 25

Список использованной литературы.                                                               стр. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За последнее десятилетие в государственном устройстве России произошли коренные преобразования, сопровождавшиеся глубокими изменениям в социальной, экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни. Предоставление права вещания находящимся в частной собственности теле- и радиокомпаниям, расширение информационного обмена с зарубежными странами, появление спутникового телевидения, использование современных цифровых технологий и глобальной информационной сети Интернет существенно расширили информационные и культурно-коммуникативные возможности человека. И хотя за эти годы сложилась определенная система правового регулирования деятельности средств массовой информации, играющих огромную роль в общественной жизни России, нельзя точно сказать, что общество располагает чётким и осмысленным представлением об основаниях, характере, возможностях и границах правового регулирования СМИ, в особенности телевидения и радиовещания.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение такой важной сферы личных прав и свобод человека и гражданина как свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции Российской Федерации). Проблема свободы слова одна из тех, которые называются вечными, во все исторические времена для общества остается наиболее актуальной, так как человек не удовлетворен тем ее уровнем, который ему предоставляется обществом, что имеет под собой объективные основания. В любом государстве не вся информация предается гласности, в чем заинтересованы разные социальные группы, что подтверждается наличием так называемых тайн: государственной, военной, медицинской, коммерческой и т.д.

В условиях формирующегося гражданского общества и правового

государства цивилизованные отношения между властью и индивидами предполагают открытость и широкое обсуждение общественно важных проблем, беспрепятственную реализацию конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею в целях всестороннего развития личности, сохранения и укрепления нравственных ценностей, обеспечения безопасности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, политической, экономической и социальной стабильности страны, а также в интересах защиты людей от противоправных информационно-психологических воздействий, ведь если массовое сознание будет подвержено негативным влияниям, им станет легче манипулировать, внушая различные деструктивные идеи, за которыми могут последовать и общественно опасные деяния. Также стоит отметить, что общество, в котором существует и развивается индивид, на современном этапе развития выступает как информационное, главной особенностью которого является значительное увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в повседневной жизни. Все эти ключевые моменты, несомненно, свидетельствуют о появлении новых, требующих детальной научной разработки проблемных комплексов, которые и возникли в связи с необходимостью раскрыть правовое содержание свободы слова применительно к практике вышеупомянутого современного информационного общества.

Вопросы, которые подлежат рассмотрению в данной курсовой работе, следующие:

определение понятий свобода слова и свобода печати как важнейших конструктивных элементов правового статуса личности

выявление характеристик, существенных для адекватного понимания правового содержания свободы слова и свободы печати

изучение свободы слова и печати в контексте информационных отношений в обществе

юридический анализ правомочий, составляющих свободу слова и свободу печати

исторический путь развития свободы слова и печати                                           

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

 

1.1. Конституционные нормы и международные договоры    

Осознание ценностного смысла права на свободу слова стало важной частью проводимых в России радикальных преобразований. Значительным достижением в этом отношении является Конституция Российской Федерации, закрепившая институт прав и свобод человека и гражданина, положения относительно их прирожденного, неотчуждаемого характера, необходимости их соблюдения в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной  деятельности государства. Согласно статье 29 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом1.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Свобода слова, согласно ст. 29 Конституции РФ, выступает как одна из форм выражения свободы мысли, мнений, идей, убеждений. Государство гарантирует невмешательство в данную сферу, недопустимость какого бы то ни было идеологического диктата, насилия и контроля над личностью, возможность беспрепятственно выражать свою точку зрения по различным вопросам общественной жизни путем устного и письменного слова.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ратифицированная Россией в 1998 году2, предусматривает обеспечение права на свободу выражения мнения (статья 10):

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных и кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации и прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Свобода выражения мнения является одним из важнейших условий прогресса общества и развития человека. Это касается не только идей и информации, воспринимаемых положительно или нейтрально, но и тех, что оскорбляют, вызывают беспокойство со стороны государства или какой-либо части населения. Без широты взглядов, терпимости по отношению к чужому мнению демократическое общество не мыслится и, следовательно, не существует.

По сравнению с Конституцией РФ, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает право на свободу мысли в отдельной статье, в совокупности с правом на свободу совести и религии, включающее свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения.

Данный перечень правовых актов, затрагивающих свободу слова, не является исчерпывающим.

 

1.2. Законодательство

Введенные Конституцией РФ и Европейской конвенцией положения о защите свободы слова и о допустимых ее ограничениях реализованы в законодательстве России.

Статья 3 закона «О средствах массовой информации»3 подтверждает конституционную норму о недопустимости цензуры, которая определяется как «требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.

Положения данного закона также предусматривают, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите. Из этого можно сделать вывод, что к потенциальным учредителям СМИ предъявляются минимальные требования.

Федеральный закон «О связи»4 предусматривает право пользования услугами связи и обеспечивает тайну связи.

Согласно закону «О языках народов Российской Федерации»5, Российская Федерация гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Тем самым, данный закон устанавливает реализацию свободы слова и печати посредством любого языка, в выборе которого человек и гражданин самостоятелен и свободен.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом обеспечено, помимо Конституции РФ, и нормами Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»6. Закон также предусматривает что граждане обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд; в данном законе предусматриваются виды информации с ограниченным доступом (отнесенные к государственной тайне; конфиденциальной).

Однако, как констатируют российские независимые эксперты, реальное положение дел в области регулирования основных прав и свобод граждан, в том числе свободы слова и печати, не всегда соответствует международным стандартам. Отмечаются, в частности, технико-юридическое несовершенство законодательных формул, относящихся к регламентации информационного обмена; отсутствие законодательного регулирования вопроса о журналистской тайне; нечеткая легальная дефиниция объектов государственной тайны; рост преступлений, связанных с посягательством на жизнь журналистов, исполняющих свой профессиональный долг; рост числа злоупотреблений свободой слова, а также некоторые другие сложности и противоречия в сфере действия права на свободное выражение мнения7.

 

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СВОБОДЫ СЛОВА И ПЕЧАТИ

В РОССИИ

 

2.1 Свобода слова и печати в XIX веке

9 июня 1804 года первый цензурный устав был утвержден Александром I, ставший инструкцией для цензоров, положения которого сводились к следующему:

цензура обязана рассматривать все книги и сочинения, предназначенные к распространению в обществе;

назначение цензуры - «доставить обществу книги и сочинения, способствующие истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и сочинения, противные сему намерению;

в связи с этим запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо без рассмотрения цензуры;

печатная продукция не должна содержать в себе ничего «против закона Божия, правления, нравственности и личной чести какого-нибудь гражданина»;

цензоры при запрете сочинений и книг обязаны «руководствоваться благоразумным снисхождением, удаляясь всякого пристрастного толкования сочинений и мест в оных, которые, по каким-либо мнимым причинам, окажутся подлежащими запрещению, когда место, подверженное сомнению, имеет двоякий смысл, в таком случае лучше истолковать оное выгоднейшим образом, нежели его преследовать»;

поощрение распространялось на просвещение и свободу мышления «скромное и благоразумное исследование всякой истины, относящейся до веры, человечества, гражданского состояния, законоположения, управления государством, или какой бы то ни было отрасли управления, не только не подлежит и самой уверенной строгости цензуры, но пользуется совершенною свободою тиснения, возвышающего успехи просвещения.

Информация о работе Свобода слова и печати в Российской Федерации