Роль и место железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 02:26, контрольная работа

Краткое описание

Закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих на железнодорожном транспорте работы (услуги) индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. Правоведение.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Иркутский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

 Кафедра:  ТД и П

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

Правоведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  Будажапов Е.В.

учебный шифр: И-04-Э-796 

 

Проверил: преподаватель  Курас С.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2009

 

 

 Теоретический вопрос №1

 

Правовая основа и система органов управления железнодорожным транспортом в  Р оссийской Федерации.

 

Роль  и место железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере определяет Закон «О федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ.

В этом федеральном законе зафиксирована норма, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации и призван во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Закон устанавливает правовые, организационные  и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих на железнодорожном транспорте работы (услуги) индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

Роль железнодорожного транспорта в экономике страны, учитывая огромную территорию и недостаточное развитие других транспортных инфраструктур, трудно переоценить. Его ведущую роль определяют регулярность, и универсальность перевозок независимо от времени года и климатических условий, разветвленность сети железных дорог и их высокие пропускные возможности.

Большое социально-экономическое значение имеют перевозки по железным дорогам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных нужд.

В условиях экономического роста ключевыми  требованиями для эффективной работы железнодорожного транспорта становятся снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов, снижение собственных затрат, повышение мотивации работников отрасли, способность удовлетворять возрастающие требования пользователей к качеству услуг и гибко реагировать на изменения спроса.

Решение этих вопросов связано в первую очередь с формированием и развитием конкуренции в сфере перевозок.

Неотложность решения данных проблем  и определила необходимость проведения реформы на железнодорожном транспорте.

Правительство Российской Федерации  своим постановлением от 18 мая 2001 г. утвердило Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте.

С поэтапным развитием реформы  постановлением от 18 сентября 2003 г. № 585

«О создании открытого акционерного общества «Российские железные  дороги»» Правительство Российской Федерации учредило открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), которое начало функционировать с 1 октября 2003 г.

Для правового обеспечения структурной  реформы на железнодорожном транспорте государством принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов. Необходимость принятия правовых актов государством вытекает из статьи 1 закона о железнодорожном транспорте, в пункте 5 которой определено, что правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.

 В результате федеральное законодательство в области железнодорожного транспорта в настоящее время представляет собой взаимосвязанную систему гражданского законодательства.

Составными элементами этой системы  являются важнейшие правовые акты, регламентирующие правовые, экономические и организационные основы всех аспектов деятельности железнодорожного транспорта в Российской Федерации, его место и роль в экономике и социальной сфере страны с учетом проведения структурной реформы и с позиций национальной безопасности. Эти документы, по сути являются основными и они, как правило, принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации. Кроме того, в правовой практике железнодорожного транспорта применяется ряд актов, которые регулируют и развивают отношения, не вошедшие в основные акты. Как правило, эти правовые документы не противоречат основным.

Железнодорожный транспорт  функционирует в рыночных отношениях как

отрасль материального  производства. И совершенно естественно, что как субъект рыночных отношений он должен так же действовать в рамках гражданского права.

В связи с этим основу законодательства Российской Федерации о железнодорожном транспорте положена целая система законодательных актов, которые  и по форме и по содержанию отличаются друг от друга. В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня. Основываясь на Конституции Российской Федерации, эти федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации определяют место железнодорожного транспорта в экономике страны, регулируют его деятельность и взаимоотношения с потребителями транспортных услуг и обеспечивают его нормальную работу.

Во главе всех законодательных  актов стоит Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем определяются исходные принципы, по которым строится вся система гражданского законодательства. Правовое регулирование в ГК взаимоотношений с транспортом регламентируется в главе 40, посвященной перевозке грузов и пассажиров, и в статьях 784–800, регулирующих общие для всех видов транспорта положения.

Следует также отметить, что правовое регулирование в Гражданском  кодексе РФ отношений, связанных  с перевозкой грузов, пассажиров и  багажа, в значительной степени отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Например, в пункте первом статьи 784 ГК подчеркивается, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки, а второй пункт гласит, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с этими законами правилами. Следовательно, гражданско-правовые акты, касающиеся взаимоотношений перевозчика с клиентом, включают в себя лишь принципиальные отдельные положения, а в остальном взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно детально регулируются транспортными уставами и кодексами. Транспортные уставы и кодексы в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом должны приниматься на уровне федерального закона.

В ГК РФ правовое регулирование отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, носит общий характер. Более детально взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей регулируются

правовым документом – Федеральным законом «Устав железнодорожного

транспорта Российской Федерации» (далее – Устав), введенным в действие

10 января 2003 г. (№ 29-ФЗ). Этот законодательный  акт регулирует отношения,

связанные с перевозкой грузов и  пассажиров, а также устанавливает ответственность железнодорожного транспорта и клиентуры за нарушение транспортного законодательства.

В Уставе закреплены нормы гражданского права, основывающиеся на положениях ГК РФ, других федеральных законов и  международных соглашений, действующих в сфере железнодорожного транспорта. Нужно иметь в виду, что Устав определяет основные  условия перевозок грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа, а также основные положения в области эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

 В Уставе урегулированы  не все вопросы взаимоотношений.  Поэтому, особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают специальные нормативные акты, в которых эти условия конкретизируются.

Таковыми документами являются Правила перевозок грузов и Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.

В соответствии с третьей  статьей Устава федеральный орган  исполнительной власти в области  железнодорожного транспорта с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции, эти правила разрабатывает и в установленном порядке их утверждает.

Другим аналогичным законодательным  актом, определяющим правовые основы федеральной политики общего характера, является Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ, который направлен на достижение

баланса интересов потребителей и  объектов естественных монополий и  в соответствии с которым в  сфере железнодорожных перевозок регулируется деятельность железнодорожного транспорта как субъекта естественной монополии.

В то же время следует иметь в  виду, что особенностью правовых отношений в области железнодорожного транспорта, возникших после начала осуществления структурной реформы на железнодорожном транспорте, является то, что в них сочетаются властно-организационные отношения, регулируемые административным правом, и имущественные отношения, регулируемые гражданским правом.

С началом осуществления Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте происходит поэтапное изменение формы собственности.

Основной формой изменения  собственности принята приватизация и вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, входящих в потенциально конкурентный сектор и не связанных с организацией движения и обеспечением аварийно-восстановительных работ. Кроме того, предусматривается продажа пакетов акций дочерних обществ ОАО «РЖД» и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.

Чтобы обеспечить права  собственности, государство установило организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. Таким правовым документом является Федеральный закон «Об особенностях управления имуществом железнодорожного транспорта»

от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ.

В соответствии с особенностями  приватизации имущества железнодорожного транспорта и для обеспечения права собственности законом установлено, что учредителем единого хозяйствующего субъекта (ОАО «РЖД») является

Российская Федерация. Решение  об учреждении ОАО «РЖД» принимается

Правительством РФ. Оно же утверждает Устав ОАО «РЖД». Уставный капитал

ОАО «РЖД»  сформирован путем внесения в него имущества федерального железнодорожного транспорта.

В связи с проведением структурной  реформы впервые дано понятие инфраструктуры железнодорожного транспорта и ее предназначение. Важным моментом является то, что использование инфраструктуры должно осуществляться на условиях публичного договора. Учитывая важность этого положения, Правительство Российской Федерации Постановлением № 703 от 20 ноября 2003 г. утверждило Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Основным документом, регламентирующим перевозки грузов, пассажиров и багажа, является договор перевозки. ГК расширяет сферу свободного волеизлияния сторон договора перевозки. Это подтверждается вторым абзацем второго пункта статьи 784 ГК, согласно которому условия перевозки и ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

 Между перевозчиком и грузовладельцем могут заключаться в письменной форме долгосрочные договоры об организации перевозок. В этих договорах определяются объемы, сроки, условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок.

Особое место в регулировании  отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира. Главной особенностью правового регулирования

этого вида перевозок является то, что в качестве стороны, потребляющей услуги

по перевозке, выступает гражданин, и данное регулирование отличается от регулирования других договорных обязательств, предусмотренных ГК.

К нормативно-правовым актам, распространяющимся на пассажирские перевозки по железным дорогам, входящим в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытым для общего пользования, относятся: ГК (главы:34-Аренда, 40-Перевозки, 47-Хранение, 48-Страхование, 59-Обязательства вследствие причинения вреда и др.); Закон о федеральном железнодорожном транспорте; Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд; Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, а также иные нормативные правовые акты. Кроме того, в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются специальными законами Российской Федерации, может применяться Закон о защите прав потребителей.

Основной обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажира по договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозки. При перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата устанавливается на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном Уставом. Поскольку, по Закону о естественных монополиях, железнодорожный транспорт является субъектом естественных монополий, в отношении его допускается ценовое регулирование.

Информация о работе Роль и место железнодорожного транспорта в экономике и социальной сфере