Республиканская форма правления: понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особенностей республиканской формы правления. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
Рассмотрено понятие формы правления.
Изучены понятие и признаки республиканской формы правления.
Проанализированы особенности президентской, парламентской,

Вложенные файлы: 1 файл

КУ.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

Введение

Каждая наука имеет  свой предмет исследования, под которым  понимается изучаемая ею сторона  объективной действительности. Иными  словами, предмет науки — это  те явления и процессы реального  мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением.

Одним из разделов, изучаемых  теорией государства, является изучение форм государственного устройства. Классификация  государств производится по различным  критериям, одним из которых является форма правления.

Республика (в переводе с  латинского - общественное дело) - это  такая форма правления, при которой  верховная власть в данном государстве  осуществляется выборными органами.

Республика — форма  правления, при которой государственная  власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т. п.) или единоличному органу, избираемому  на определенный срок. 1

При этом следует отметить, что в процессе исторического  развития формы правления различных  государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно  к новым историческим обстоятельствам.

Объектом  исследования является республика как форма правления.

Предметом исследования является республиканская форма правления.

Целью данной работы является анализ особенностей республиканской  формы правления. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:

  1. Рассмотрено понятие  формы правления.
  2. Изучены понятие и признаки республиканской формы правления.
  3. Проанализированы особенности президентской, парламентской,

 смешанной и советской республик.

Данная тема является актуальной  потому, что из 199 государств 156 имеют именно эту форму правления. Уже только за это такое понятие как республика имеет право быть рассмотрено. Кроме того ввиду того, что республика является формой государственного правления она обязана быть рассмотрена со всех сторон. 

 

При написании курсовой работы были использованы Конституция РФ, монографическую и научно-методическую литературу Мишина А.А., Венгерова А.В., Алексеева С.С. и Чиркина В.Е.

Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, в курсовой работе будет дана классификация  форм правления, будут приведены  примеры форм правления различных  государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Республиканская форма правления: понятие и признаки

Под формой правления мы понимаем систему формирования и  взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной  и исполнительной власти. Форма правления  исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных политических сил соответствующего общества.

Форма правления имеет  основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования  организации и функционирования государства. Это не просто теоретически абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться  в смысле той или иной системы  органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

Термин «форма правления» содержится во многих основных законах  стран мира. В некоторых конституциях этого термина нет, но всегда закрепляется главный принцип правления —  монархия (например, конституция Испании 1978 г.) или республика (конституция  Германии 1949 г.). Лишь единичные государства  не имеют в официальном названии слов «монархия» или «республика» (Государство  Израиль, Государство Кампучия до 1993 г., Ливийская Джамахирия, Украина, хотя в тексте конституции Украины  сказано, что она республика).

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию  формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления  связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки  зрения широкого подхода) в понятие  формы правления включаются отношения  между органами государства и  центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой  действуют государственные органы. 2

В действительности форма  правления не исчерпывается положением одного лица (при классификациях необходимо учитывать разные взаимоотношения  главы государства с парламентом  и правительством), но, будучи формой управления государством, она не может  включать всю политическую среду. Форма  правления — это характеристика структуры и взаимоотношений  органов законодательной и исполнительной власти или других основных органов государства в тех странах, где нет деления на законодательную, исполнительную, судебную власть, а принята концепция «республики советов». В ряде стран для характеристики особенностей формы правления имеет значение и деятельность органов конституционного надзора (верховных и конституционных судов, конституционных советов), некоторых других государственных органов, участвующих в управлении государством.

По традиции принято различать  две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная  классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская  республика и др.).

Вместе с тем в современных  условиях некоторые различия этих форм стираются. Возникают смешанные  формы, в монархии появляются черты  республики (например, периодическая, раз в пять лет, выборность монарха  в Малайзии, «коллективный монарх»  в ОАЭ), а в республике складываются, по существу, монархические элементы (пожизненные президенты); создаются  полупрезидентские, полупарламентарные республики, сочетающие черты различных  форм; даже абсолютная монархия все  чаще принимает внешне

конституционную оболочку (дарованные конституции, консультативные парламенты).

Одновременно с монархией  развивалась и альтернативная ей форма правления - республика. Несмотря на то, что термин "республика" происходит от лат. respublicum, что означает общественное дело, республиканская форма правления зародилась в городах-государствах Древней Месопотамии в IV - III тысячелетиях до нашей эры. В них власть осуществлялась выборными органами власти - собранием и советом (возглавляемым правителем). В собрании, которое избирало правителя, участвовали все полноправные граждане города-государства.

В дальнейшем республика приобретает  различные конкретно-исторические формы существования. В античности она достигла своего расцвета в Афинской демократической республике (V - IV вв. до и. э.) и Римской аристократической  республике (V - II вв. до н. э.), а в средневековье  сохранилась в форме городов-республик  в условиях господства монархического правления.

Широкое распространение  республиканская форма правления  получила после буржуазно-демократических  революций в XVII - XVIII вв. в государствах-нациях. Эти революции были направлены против абсолютной монархии и стремились установить республику как форму правления, основанную на иных, чем монархия, принципах: народном суверенитете, выборности, гарантированности естественных прав, разделении властей и т.д.

Республика – форма  правления, в соответствии с которой  высшая власть в государстве принадлежит  выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое  правосудие, муниципальное самоуправление.

Республика — форма  правления, при которой главой государства  является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан  этого государства, обладание полными  гражданскими и политическими правами  и др.) 3

В настоящее время республика является преобладающей формой правления  в современных государствах. Современные  республики существенно отличаются друг от друга не только названием  своих высших органов власти, принципами их взаимодействия, но и социальной эффективностью: одни из них политически  стабильны и экономически развиты, а другие переживают кризисы, потрясения, конфликты.

Несмотря на конкретно-национальные формы существования, республика обладает устойчивыми признаками, отличающими  ее от монархической формы правления:

·   выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства;

·   срочностью властных полномочий: органы верховной власти избираются на определенный срок;

·   принадлежностью власти народу, от имени и по поручению которого действуют созданные органы государственной власти;

·   разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную;

·   гарантированностью прав граждан со стороны государства;

·   взаимной ответственностью государства и личности перед правом;

·   контролем общества за верховной властью с помощью негосударственных организаций.

 

Таким образом, республика - это форма правления, при которой  высшие органы государственной власти формируются населением на свободных  выборах и на определенный срок.

Республика как форма  правления прошла в своем развитии достаточно длительную эволюцию. Организация  верховной власти в конкретной стране зависела от целого ряда факторов, которые  определяли структуру высших органов  государственной власти, порядок  их формирования и взаимодействия. Среди этих факторов следует отметить: размеры территории, географическое положение, зрелость гражданского общества, этнический состав, культуру, религию, внешнее окружение, влияние иной культуры и другие.

Всякий раз возникала  такая разновидность республики, которая в наибольшей мере способствовала адаптации общества к сложившимся  условиям. Причем если эти условия  изменялись достаточно существенно, то происходила смена разновидности  республиканского правления.

Так, например, с момента  провозглашения независимости 4 июля 1776 года и до принятия Конституции в 1787 г. США были парламентской республикой. Выбор парламентской формы правления  был обусловлен влиянием Англии, которая  была метрополией тринадцати американских колоний, и развивало традиции парламентаризма. Однако неспособность парламентской республики эффективно реагировать на разнородные и быстроменяющиеся интересы различных по уровню экономической, социальной и культурной зрелости штатов привела к необходимости изменения формы правления и установления с принятием Конституции США 17 сентября 1787 года президентской республики, оказавшейся наиболее стабильной системой власти среди современных государств.

Все многообразие современных  республик можно с определенной долей условности классифицировать на два основных вида: президентскую  и парламентскую и производную  от них - смешанную форму республики. В качестве основания для типологии  республики выступают следующие  признаки:

·   парламентский и внепарламентский способ избрания главы государства;

·   режим взаимодействия законодательной и исполнительной власти;

·   кому принадлежит юридическая инвеститура правительства, то есть, кто и как формирует правительство и перед кем оно ответственно.

Особой разновидностью республиканской формы правления является советская республика, основу которой составляют особые представительные органы – Советы. Формально советская республика характеризуется следующими признаками:

- единая система органов государственной власти в лице советов, действующие на непрофессиональной основе, — Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких депутатов и т. д.;

- отсутствие отличий между государственными органами и органами местного самоуправления (как и само понятие «местное самоуправление»);

- не признаётся принцип разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы).

- чаще всего отсутствуют единоличный глава государства и органы конституционного надзора;

- депутаты советов формально ответственны перед своими избирателями, связаны их наказами и могут быть отозваны.

В конечном счете, видовые различия республиканской формы правления связаны с поиском баланса между законодательной властью, олицетворяющей идею представительства интересов различных групп населения, и исполнительной властью, призванной эффективно реагировать на возникающие проблемы и оперативно их разрешать. Сбалансированность эффективности и представительности в различных моделях республиканского правления достигается определенным сочетанием режимов взаимодействия властей, порядком их формирования и механизмом согласования и реализации общезначимых и частных интересов.

Проанализируем особенности  видов республиканской формы  правления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Президентская республика

Президентская республика впервые  была создана в США Конституцией 1787 г. и, как показывает опыт, стала  ее классическим вариантом. Затем американскую модель пытались копировать большинство  стран Латинской Америки, Азии и  Африки, некоторые государства Центральной  и Восточной Европы, стремившиеся достичь политической и социальной стабильности. Действительно, более  чем двухсотлетний опыт США показывает, что президентская республика является эффективной формой правления благодаря  сильной исполнительной власти в  лице президента, способной быстро реагировать на возникающие потребности  населения и решать их.

Информация о работе Республиканская форма правления: понятие и признаки