Республиканская форма правления, понятие и сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:37, творческая работа

Краткое описание

Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах, в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом.

Вложенные файлы: 1 файл

конст.право Респуб.форма.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Сыктывкарский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Конституционное право (курс 1)

Тема

Республиканская форма  правления, понятие и сущность.

Фамилия студента

Чухломин 

Имя студента

Андрей

Отчество студента

Александрович

№ контракта

1210011400101039


 

 

Содержание

Основная часть

         Глава основной части

Основная часть

Глава основной части

 

   Республика -  это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок.  

Республика или республиканская  форма правления является весьма древней формой государственной  организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах, в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

То или иное соотношение и  взаимодействие различных органов  власти, те или иные способы образования  собраний, советов определяют различные  республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется  выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.

 

 

Республиканское правление – это  коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими законодательными и представительными органами власти, длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало большинство.

Республиканское правление основано на принципе разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что различным органам  государства поручается выполнять  разные функции по управлению государством. Парламенту, в который входит, народное собрание, дума, верховный совет, конгресс, поручается  принимать законы. Правительству и его органам (исполнительно-распорядительным органам) – выполнять законы, организовывать их исполнение. Судебным органам  - осуществлять контроль над исполнением законов, привлекать к ответственности за их нарушение и т.д.

Иными словами, органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией)  по осуществлению единой государственной власти. Несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласовано, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга.

Следовательно, разделение властей позволяет более качественно решать возложенные на каждую из властей задачи, предотвращать злоупотребление властью, которое становится  весьма вероятным при монополизме власти, осуществлять контроль над действиями государственных органов.

Большие отличия от монархии имеет  республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика -  это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, но неизменным остается тот факт, что народ обязательно участвует в формировании органов государственной власти.

В республике органы власти избираются на определенный срок. В большинстве  стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным  на ту или иную должность. Таким образом, в республике реализуется принцип сменяемости.

Должностные лица в республике несут ответственность. Она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить должностное лицо.

Республиканская форма правления  в большей степени соответствует  характеру демократического  конституционного государства. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединённости в государстве, необходимости компромиссов и стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей.  Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

Современная практика государственного республиканского строительства знает  два основных вида республики: президентскую (дуалистическую) и парламентскую.

 - Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы  правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским  способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности  правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления,  умышлено, грубо нарушает Конституцию.

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические  предпосылки для сосредоточения  в руках президента множества властных полномочий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

Нельзя не  учитывать и недостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. В ее структуру входят: администрации, управления делами, комиссии, комитеты, аналитические центры,  представители.

Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

- Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, он оно так же весьма распространена. Примером данной формы правления являются Германия, Финляндия, Индия, Турция и др.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительной особенностью данного вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность.

- Иногда встречаются  смешанные формы правления, парламентско-президентские, которые не укладываются четко в основную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей. Однако, такое сочетание бывает различным. Например, в Российской Федерации существующая форма правления сочетает в себе черты парламентской и президентской республик. Смешение признаков находит отражение в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых признаков парламентской формы правления – таких, как наличие поста председателя правительства, возможность отстранить от власти правительство парламентом, роспуск парламента президентом.

Кроме того, история знает  еще один вид республики – Советскую  республику. Данная форма правления  применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный. Главным признаком  данного вида республики является верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями – все остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня,  ответственны перед ними или подотчетны им. Разделение властей даже теоретически не признается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощенной в советах. 

Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений ХХ века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и в Азии распад колониальных систем в середине ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих равных условиях республика – наиболее демократичная  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой из ветвей власти, любого ее высшего органа, включая, главу государства, основаны на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Существуют извращенные разновидности республик. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно – президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться, или оставаться республикой, но ее демократическая сущность опустошается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.д.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечению срок полномочий – словом, когда узурпирует власть. Так поступали А. Гитлер в Германии в 1933 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры, к сожалению можно продолжать. Есть примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики Тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента, формально независимых судов, власть президента фактически неограниченна, так называемые монократические республики. Смена президентов происходит здесь лишь обычно в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы на новый срок носят скорее ритуальный характер. В Малави, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в должности пожизненно. В данной работе были рассмотрены действительно демократические республики. При этом надо помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью.

 
  
 

 

 

 

 

 




Информация о работе Республиканская форма правления, понятие и сущность