Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве зарубежных стран в новейшее время XX-XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:50, научная работа

Краткое описание

Особую роль в качестве источников уголовного права играет конституционное законодательство названных стран. Конституции Франции, США, ФРГ прямо содержат уголовно-правовые нормы принципиального характера. Для судебной практики США характерны случаи прямой ссылки на нормы конституции в обоснование того или иного решения, хотя конституция и считается, скорее, политическим документом, а не источником уголовного права. Отсутствие в Англии писаной конституции не исключает роли иных, имеющих конституционное значение актов, например, Билля о правах, в определении принципов уголовного права. Итак, хотелось бы начать наше исследование именно с анализа изменений в уголовно и уголовно-процессуальном праве Англии.

Содержание

Введение ……………………………………................................................3
Англия
Источники уголовного права Англии …………………………..5
Развитие английского уголовного права ……………………….10
Франция
Источники уголовного права Франции ………………………...16
Развитие уголовного права Франции …………………………..19
США
Источники уголовного права США ……………………………28
Развитие уголовного права США ……………………………...33
Германия
Источники уголовного права германии ……………………….43
Развитие уголовного права германии ………………………….47
Заключение …………………………………………………………………51
Библиография ………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Приговор может быть оправдательным, о снятии обвинения или об освобождении от уголовной ответственности, и об осуждении. При осуждении исполнение приговора может быть отсрочено с предоставлением или без предоставления испытательного срока.

Приговор вступает в  законную силу по истечении срока, установленного для обжалования. Он подлежит исполнению всеми государственными органами и может быть пересмотрен только в том случае, если в нем обнаружится фактическая ошибка или появятся вновь открывшиеся обстоятельства.

 

 

 

 

 

 

3.США

3.1 Источники уголовного права США.

Американская правовая система возникла на основе английской. Бывшие владения Англии, первые 13 американских колоний, прямо заимствовали принципы общего права. По мере расширения территории США сфера их применения распространялась на новые штаты.

Для американской правовой системы, так же, как и для английской, характерно сочетание норм общего и статутного права. Однако, в отличие от английской системы, с ее консерватизмом, со стремлением оберегать многие из тех норм, принципов и институтов, которые были выработаны еще в средние века, американская система пошла по пути "гибкого правотворчества". С самого начала правотворческие полномочия судов не ограничивались ни федеральной конституцией, ни конституциями первых штатов.

Особенностью американской правовой системы является то, что она формировалась и развивалась в условиях федерализма. В настоящее время в США сосуществуют 53 самостоятельные правовые системы. В это число включаются 50 штатов, федеральный округ Колумбия, территория "свободно присоединившегося государства" Пуэрто-Рико и федеральная юрисдикция Соединенных Штатов Америки.

Федеральная правовая система  существует постольку, поскольку существуют федеральное законодательство, федеральные  правоохранительные органы и суды, федеральная законодательная власть.

Федеральная система действует с некоторыми исключениями на всей территории страны, а системы штатов — на территориях соответствующих штатов. Такое построение правовой системы в США в целом породило явление, называемое в юридической литературе дуализмом.

Вопрос о  разграничении компетенции федерации и компетенции штатов надлежащим образом не урегулирован, хотя и предпринимаются серьезные попытки его решения. Нередко нормы перекрещиваются, дублируют друг друга, находятся в противоречии. В настоящее время уголовно-правовые предписания сосредоточены, в основном, в нормах статутного права. Эти нормы можно разделить на две большие группы: нормы федерального уровня и нормы отдельных штатов.11

Федеральные уголовно-правовые предписания содержатся в Конституции США 1787 г., в актах, принятых Конгрессом США, и в некоторых подзаконных актах.

Конституция США  — одна из старейших мировых конституций  — содержит ряд положений, сыгравших  свою роль в формировании и развитии уголовного права США. К числу  таких положений относятся: запрет издавать законы, имеющие обратную силу; применение принудительных работы, кроме случаев наказания за совершенное преступление; лишение жизни, свободы и собственности без законного судебного разбирательства; издание законов, запрещающих свободное исповедание какой-либо религии; ограничение свободы слова или печати. В Конституции США дается понятие измены государству.12

Но, тем не менее, пределы компетенции федерации в области законодательства вообще и уголовного, в частности Конституция определяет весьма расплывчато.

В разделе 8 ст. I после перечисления круга вопросов, по которым может принимать решения Конгресс США, говорится, что он вправе "издавать все законы, которые будут необходимы для осуществления как вышеуказанных прав, так и всех других прав, которыми настоящая Конституция наделяет Правительство Соединенных Штатов, его департаменты и должностных лиц".

Это конституционное  предписание послужило основой  для принятия многочисленных федеральных  законов, регулирующих некоторые общие вопросы федерального уголовного права и определяющих признаки конкретных преступлений.

Большинство этих законов включено в часть I раздела 18 Свода законов США. В 1948 г. актом Конгресса она была систематизирована и объявлена единым законом.

Помимо норм федерального статутного права источниками уголовного права США являются и подзаконные акты, издаваемые Президентом, департаментами и ведомствами федерального правительства. В них, в частности, разъясняются и детализируются конкретные уголовные законы, указываются условия их применения.

К источникам уголовного права штатов относятся конституции  штатов, уголовное законодательство, включая уголовные кодексы, а  также подзаконные акты, издаваемые властями штатов.

Все 50 штатов имеют  свои, оформленные в виде законодательных актов конституции, среди которых самой старой является Конституция штата Нью-Хэмпшир 1784 г. и самой новой — Конституция штата Колорадо 1965 г. В большинстве же штатов действующие конституции были приняты в середине или во второй половине XIX в.

Конституции штатов отличаются от федеральной конституции, во-первых, большим объемом и большей детализацией регулируемых вопросов, а, во-вторых, меньшей стабильностью. В большинстве штатов конституции подвергались пересмотру в период определенных политических и экономических изменений. Все это привело к тому, что конституции штатов значительно отличаются друг от друга по своим принципиальным положениям. С другой стороны, существование федеральной конституции способствовало тому, что штаты заимствовали ряд сходных положений.

В то же время, в конституциях штатов немало норм, либо развивающих и дополняющих положения федеральной Конституции, либо регулирующих те отношения, которых она не касается. Например, запрет налагать жестокие и необычные наказания в Конституции штата Орегон (§ 37 ст. I) дополнен указанием на то, что мерой наказания за тяжкое убийство является смертная казнь, кроме случаев, когда жюри присяжных при вынесении вердикта выскажется за пожизненное тюремное заключение. 13Среди норм, регламентирующих вопросы, связанные с введением и применением мер уголовного наказания, есть немало прямо противоречащих друг другу. Например, Конституция штата Флорида запрещает неопределенные наказания, а Конституция штата Мичиган, напротив, даёт законодательным собраниям возможность издавать законы, предусматривающие такие наказания.

Конституции штатов в ряде случаев охватывают более  широкий круг вопросов, чем федеральная  Конституция. В них можно найти  нормы о порядке приведения в  исполнение смертной казни, об освобождении от уплаты штрафа и замене одной меры наказания другой, об                 условно-досрочном освобождении, определение таких составов преступления, как взяточничество, противоправное занятие азартными играми, а также уголовно-правовых последствий их совершения.

Подробная регламентация  в конституциях штатов вопросов, связанных  с уголовной ответственностью, не исключает существования иных уголовных  законов. Более того, при оценке конституционных  положений нельзя забывать, что в  соответствии с американской юридической доктриной конституции не являются актами, подлежащими прямому исполнению. Они считаются политическими документами, обращенными своими предписаниями к законодателю, хотя на Конституцию и ссылаются для обоснования того или иного решения.

В настоящее  время все штаты имеют свое уголовное законодательство. Характерной  чертой уголовного законодательства большинства  штатов является отсутствие четкой, ясной  и последовательной регламентации  вопросов Общей и Особенной частей уголовного права, наличие многих явно устаревших, порой противоречивых предписаний.

Большую роль среди  источников уголовного права США  играют нормы общего права. Эти нормы  выполняют две задачи:

восполняют  пробелы в действующей нормативной  сфере и толкуют уголовно-правовые нормы. В связи со значительным расширением объема статутного права и поскольку все меньше становится не урегулированных статутным правом отношений, вторая задача стала в настоящее время доминировать.

Сегодня в большинстве  штатов и в федеральном праве  существует прямой запрет возлагать уголовную ответственность на основании только норм общего права. Однако первая из указанных задач не утратила еще полностью своего значения. Законодательство и судебная практика закрепляют за судами право устанавливать уголовную ответственность за деяния, которые правовыми нормами прямо не запрещены. Хотя оно и ограничено рядом условий, оно по сути дела дает судам возможность заниматься правотворчеством.

Конечно, значительно  большее значение для уголовного права имеют те предписания общего права, которые выполняют вторую его задачу — раскрывают, уточняют и конкретизируют содержание действующих материально-правовых норм. Для понимания смысла и содержания многих законов важное значение имеют понятия, выработанные судами, поскольку статутное право в период формирования испытало сильное влияние норм и институтов, выработанных судебной практикой и уголовно-правовой доктриной.

 

3.2 Развитие уголовного права США.

 В соответствии с Конституцией США уголовное право, за исключением тех его норм, которые имеют общефедеральное значение, отнесены к ведению отдельных штатов. В первые десятилетия истории США уголовное право развивалось в значительной степени под воздействием английского общего права. Оно привнесло в право США много правовых понятий и конструкций, например деление преступлений на фелонии и мисдиминоры, а также чисто английские составы преступлений.

В XIX в., когда начинаются законодательные работы по упорядочению уголовного права штатов, все большую роль стали играть статуты отдельных штатов. Во многих штатах, начиная с 40-х гг. XIX в., разрабатываются уголовные кодексы, которые представляли собой, как правило, разделы свода законов штатов, относящиеся к уголовному праву.

В 70-х гг. XIX в. была предпринята  попытка кодификации уголовного законодательства федерации. Она нашла свое выражение в составлении специального раздела о федеральных преступлениях в своде законов США. Однако в более полном виде систематизация федерального законодательства была осуществлена в Уголовном кодексе 1909 г.

Однако внутренняя гармония в федеральном Уголовном кодексе не была достигнута, поскольку он представляет собой не единое целое, а изложение отдельных федеральных уголовных законов.

С технико-юридической  точки зрения, 18-й раздел свода  законов, куда в 1948 г. в виде кодифицированного акта был включен уголовный кодекс 1909 г., был явно неудовлетворительным, поэтому в США вскоре развернулось движение за радикальную реформу федерального уголовного законодательства. Однако ни один из проектов, направленных на модернизацию и доктринальное совершенствование уголовного кодекса, не получил поддержки в Конгрессе США.

Но в 1984 г. при президенте Рейгане в период разгара борьбы с возросшей преступностью, особенно организованной, Конгресс принял Комплексный закон о контроле над преступностью, предусматривающий усиление уголовной репрессии по отношению к особо опасным видам преступности (терроризм, сбыт наркотиков).

Практика применения этого закона показала, что для  эффективной борьбы с преступностью  нужны не отдельные уголовные законы и изолированные меры, а направленная и скоординированная государственная политика, осуществляемая как штатными, так и федеральными органами.

Разработка такой государственной  политики борьбы с преступностью, представляющей собой одну из самых острых социальных проблем американского общества, сделала необходимым сближение уголовно-правового законодательства разных штатов.

Именно на уровне штатов преступность приобрела особенно большие размеры, а многочисленные уголовные акты и кодексы штатов, которые приняты во всех 50 штатах, оказались недостаточными. Низкому уровню результативности борьбы с преступностью способствовал и большой разнобой в уголовном законодательстве разных штатов.

Противоречия и пробелы  в уголовном законодательстве отдельных штатов легко использовались преступным миром. Поэтому в середине XX в. параллельно с движением за модернизацию федерального уголовного кодекса развернулось движение за унификацию уголовного законодательства на уровне штатов.

Одним из результатов этого движения стала разработка Институтом американского права в 1962 г. примерного уголовного кодекса. Хотя этот кодекс имеет неофициальный характер и служит лишь как образец рационального и более совершенного в технико-юридическом отношении документа, он оказал большое влияние на уголовные кодексы отдельных штатов, способствовал их сближению. Итогом стало принятие новых уголовных кодексов в более чем 40 штатах.

Эти кодексы в большей  степени, чем предыдущие, отличаются единообразием, более высоким уровнем систематизации и общей либеральной направленностью.

Как было указано выше, деление преступлений на две основные группы - фелонии и мисдиминоры - было позаимствовано в США из английского права. В ходе развития законодательства по штатам эта классификация претерпела заметное изменение. Фелонии и мисдиминоры были в свою очередь разделены на несколько классов. Но тем не менее, эта традиционная классификация сохранилась и во второй половине XX в., когда в самой Англии в результате реформы права эта средневековая классификация была упразднена.

В уголовном праве  США фелонии по сравнению с  мисдиминорами - это тяжкие преступления, которые влекут за собой лишение  свободы на срок более года. Соответственно группу мисдиминоров составляют менее тяжкие деяния.

Различия между этими  двумя группами преступлений имеют  не только материально-правовое, но и  процессуальное значение. Так, в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, требуется меньше формальностей для ареста, но в то же время необходимо привлечение к делу адвоката.

Основными видами наказаний  в XX в. в США на федеральном и штатном уровне выступают смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. В качестве дополнительных наказаний судом назначаются конфискация имущества, установление обязанности возместить причиненный ущерб.

Информация о работе Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном праве зарубежных стран в новейшее время XX-XXI века