Избирательное право и избирательная система в Китайской Народной Республике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы выявить специфику избирательного права и избирательной системы КНР. Хронологические рамки данной работы составляют с 1982 г. – год принятия действующей Конституции КНР, - по наше время. Актуальность данной темы обосновывается тем, что активно развиваются отношения России и КНР в плане политического, экономического, культурного сотрудничества. Целью данной работы является необходимое понимание системы формирования представительных органов КНР; комплексного исследования избирательной системы КНР; подробное изучение особенностей и проблем избирательной системы КНР.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Принципы избирательной системы КНР……………………………..
Характерная особенность избирательной системы КНР……………..
Заключение……………………………………………………………...
Список источников и используемой литературы…………………….

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Липецкий государственный педагогический университет»

 

 

Исторический факультет

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

На тему «Избирательное право и избирательная система в Китайской Народной Республике»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса

Заочного отделения

Группа Юр-3

Куликова Ю. С.

 

 

Проверил

доц. Жуковская Н. Ю.

 

Липецк

2013 год

 

План работы:

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Принципы избирательной системы КНР……………………………..
  3. Характерная особенность избирательной системы КНР……………..

     Заключение……………………………………………………………...

     Список источников и используемой литературы…………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Цель работы выявить специфику избирательного права и избирательной системы КНР. Хронологические рамки данной работы составляют с 1982 г. – год принятия действующей Конституции КНР, - по наше время. Актуальность данной темы обосновывается тем, что активно развиваются отношения России и КНР в плане политического, экономического, культурного сотрудничества. Целью данной работы является необходимое понимание системы формирования представительных органов КНР; комплексного исследования избирательной системы КНР; подробное изучение особенностей и проблем избирательной системы КНР.

    Китайская Народная Республика сокращённо КНР или просто Китай – государство в Восточной Азии.

    Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд. человек, большинство населения – этнические китайцы. Данное государство занимает 3 место в мире по территории, уступая России и Канаде.

    КНР является великой державой, постоянным членом Совета безопасности ООН. Многими экспертами Китай называется новой второй сверхдержавой вместо СССР; является третьей в мире по потенциалу ракетно-ядерной и космической державой, имеет крупнейшую по численности армию; мировой лидер по производству промышленной продукции, в том числе крупнейший в мире автопроизводитель; крупнейший мировой экспортёр («фабрика мира»); располагает половиной мировых валютных запасов.

    Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК). Существует также ещё 8 зарегистрированных политических партий (например, Революционный комитет Гоминьдана), формально не зависимых от КПК.1

 

1. Принципы избирательной системы КНР

     Принципами, на которых действует избирательная система КНР, являются:

    1. Принцип всеобщности закреплён в ст. 34 Конституции КНР – все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и осёдлости имеют право избирать и быть избранными.

    Однако законодательство КНР предусматривает серьёзные изъятия  из принципа всеобщности избирательного права, поскольку закрепляет возможность лишения избирательных права, как части политических прав в следующих случаях:

    1.по приговору суда (ст. 50 УК КНР – Если осужденные на смертную казнь с отсрочкой исполнения приговора во время отсрочки действительно раскаялись и изменились к лучшему, то по истечении 2 лет наказание им может быть изменено пожизненным лишением свободы; если они раскаялись и изменились к лучшему, а также имели заслуги, то по истечении 2 лет наказанием им может быть изменено лишением свободы на срок от 15 до 20 лет; если же они злостно сопротивлялись перевоспитанию, то может быть доказано, что по решению Верховного народного суда либо с его санкции смертная казнь приводиться в исполнение;

    2. в качестве дополнительной меры наказания для контрреволюционных элементов – лиц, совершивших деяния с целью свержения диктатуры пролетариата, подрыва социальной системы или нанесения вреда КНР (ст. 52 УК КНР – Наказание в виде штрафа назначается в определенной сумме в соответствии с обстоятельствами дела);

    3. избирательных прав лишаются приговоренные к смертной казни, а также к пожизненному лишению свободы;

    4. душевнобольные, которые не в состоянии осуществить избирательные права.

    2. Принцип равного избирательного права – каждый избиратель имеет один голос.

    Однако в КНР этот принцип имеет свою специфику – устанавливается преимущество для национальных меньшинств и особое представительство Народно-освободительной армии Китая при формировании СНП всех уровней, имеет место неравное представительство городского и сельского населения.

    Постоянный комитет ВСНП распределяет нормы представительства в ВСНП в крупных административно-территориальных единицах с учётом численности национальных меньшинств, их расселения, уровня развития и других обстоятельств, устанавливая при этом льготы. Каждая малочисленная национальность должна быть представлена по крайней мере хотя бы одним представителем.

    При формировании СНП автономных округов, уездов, автономных уездов нормы представительства от городского и сельского населения соотносится как 1:4 в пользу городского населения. Нормы представительства СНП в провинции, автономных районов и город центрального подчинения различаются соответственно в 5 раз (1:5). При формировании ВСНП один депутат от сельской местности представляет в 8 раз больше избирателей, чем депутат от городского населения (1:8).

    Вопросы представительства вооруженных сил в СНП регулируется отдельным нормативным актом – Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Связано это особое представительство с большой ролью армии в политической истории Китая и современном механизме власти.

    В соответствии с Постановлением, достигшие 18-летнего возраста военнослужащие, штатные и внештатные рабочие и служащие в армии, члены семей военнослужащих независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и времени проживания в данной местности имеют право избирать и быть избранными от армии. Исключение составляют лица, лишенные политических прав в соответствии с законом, и душевнобольные.

Выборы от НОАК в ВСНП трёхступенчатые, в местные СНП – двухступенчатые. Роты и низовые единицы на собраниях военнослужащих избирают делегатов в вышестоящие собрания представителей военнослужащих (полков, подокругов, дивизионных гарнизонов). Собрания представителей военнослужащих полков и соответствующих единиц выбирают делегатов в вышестоящие собрания представителей и депутатов в СНП различных уровней. Представители военнослужащие представители главных штабов, больших военных округов, родовых войск, Государственное управление оборонной промышленности, военных академий выбирают депутатов ВСНП. Постановлением (ст. 4 – Комитеты военнослужащих в ротах и других низовых единицах занимаются избирательной работой в соответствующих подразделениях) устанавливает нормы представительства от различных воинских единиц (рот, полков, подокругов и округов).

    3. Принцип тайного голосования тоже не везде действует. Иногда встречаются проведения голосований путём поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного населения очень высок.

    4. Принцип личного голосования. Однако если избиратель неграмотен или по причине физического недостатка не может заполнить избирательный бюллетень сам, то он может уполномочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вместо него. В случае отсутствия избирателя в день выборов он может с согласия избирательной комиссии уполномочить в письменной форме другого избирателя проголосовать вместо него, однако одно лицо может иметь поручения не более чем от трёх избирателей.

 

    2. Характерная особенность избирательной системы КНР

      Система, принципы организации и деятельности государственных органов в КНР соответствует во многом советской модели организации государственной власти, при которой имеет место формальное закрепление принадлежности власти народу и её осуществление через систему представительных учреждений, составляющих основу всего государственного механизма. Все другие государственные органы прямо или косвенно формируются представительными органами и несут перед ними ответственность (Государственный совет КНР и местные народные правительства, суд и прокуратура). При этом полностью отрицается принцип разделения властей и провозглашается верховенство и полновластие представительных учреждений.

    В КНР в соответствии с Конституцией народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местное собрания народных представителей различных уровней, которые избираются демократическим путём, ответственны перед народом и находятся под его контролем.

    Характерной особенностью формирования представительных органов в КНР является то, что прямыми выборами формируются лишь представительные органы, образуемые в административно-территориальных единицах низового звена (волости, национальные волости и посёлки) и уездного уровня (уезды, автономные округа, города без районного деления, городские районы). Вышестоящие СНП, а также ВСНП избираются соответствующими нижестоящими представительными органами. Таким образом, имеет место сочетание прямых и непрямых (многостепенных) выборов, когда депутаты нижестоящих СНП избирают депутатов вышестоящих представительных органов власти.

    По способу распределения мандатов избирательная система КНР является мажоритарной. Избирательная система складывается из принципов и избирательного процесса.2

    Порядок организации избирательного процесса регулируется Законом о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней и Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Стадии избирательного процесса на выборах от НОАК в ВСНП и местные СНП различных ступеней в основном совпадают, поэтому раскроем общее.

    Проведением выборов во ВСНП руководит постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Проведением выборов депутатов провинции, автономного района, города центрального подчинения, города с районным делением, автономного округа руководит Постоянный комитет собрания народных представителей соответствующей ступени. Для руководства проведением выборов депутатов в собрания народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков образуются избирательными комиссиями (ст. 7 закона – Расходы на проведение выборов в ВСНП и местные СНП различных ступеней включаются в бюджет и оплачиваются из государственной казны).  

    Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, которые могут быть образованы как по месту жительства, так и по производственному принципу (ст. 22 закона – Избирательная документация, списки избирателей, удостоверения на право голосования, списки кандидатов, удостоверения об избрании депутатов, печати избирательных комиссий и другие документы, изготовляемые и публикуемые в автономных районах, автономных округах, автономных уездах, должны одновременно использовать общепринятую в данной местности письменность национального меньшинства).

    Дата проведения выборов устанавливается избирательными комиссиями различных ступеней в соответствии с конкретными требованиями Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, а также местных избирательных комиссий или постоянных комитетов местных собраний народных представителей различных ступеней (ст. 6 постановления - Военные представители на местных заводах, железных дорогах, водном транспорте, в научно-исследовательских учреждениях и других организациях, военнослужащие, обучающиеся в местных учебных заведениях, могут принимать участье в местных выборах.)

    Право выдвижения кандидатов имеют политические партии (как раздельно, так и совместно), а также группы избирателей (более 10 человек) (ст. 26 закона – Регистрация избирателей проводиться по избирательным округам; при регистрации подтверждается действительность срока полномочий избирателей. Каждый раз перед проведением очередных выборов, после регистрации избирателей прошлых выборов, проводиться регистрация новых избирателей, которым исполнилось 18 лет, а также регистрация избирателей, восстановленных в политических правах по истечении срока лишения политических прав. Избиратели, выехавшие после регистрации из данного избирательного округа, включаются в списки избирателей в новом избирательном округе, в который они переехали; умершие и лица, лишенные политических прав в соответствии с законодательством, исключаются из списка избирателей.

Душевнобольные, которые не в состоянии осуществлять избирательное право, не включаются в списки избирателей после подтверждения данного факта избирательной комиссией).

    При выдвижении кандидата необходимо предоставлять сведения о нем в избирательную комиссию либо в президиум собрания. При этом число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию при прямых выборах – от 1/3 до ½, а при многостепенных выборах – от 1/5 до ½ (ст. 27 закона – Списки избирателей должны быть обнародованы за 20 дней до проведения выборов; лицам, принимающих участие в выборах путем голосования с помощью удостоверения на право голосования, должны быть выданы удостоверения на право голосования.)

Информация о работе Избирательное право и избирательная система в Китайской Народной Республике