Избирательная система в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:10, реферат

Краткое описание

Решение остановиться на выборе данной темы, обусловлено рядом причин как объективного, так и субъективного свойства. Для всех очевидно, что выборы - не просто техническая процедура формирования тех или иных органов путем голосования, это прежде всего очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем 4
2. Избирательная система и избирательный процесс Республики Беларусь 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательная система РБ.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  “ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ”

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  В РБ

 

 

 

 

 

БОЖИДАЙ ЕКАТЕРИНЫ  НИКОЛАЕВНЫ,

студентки 4 курса 2 группы

ф-та математики и и информатики

 

 

 

 

 

Гродно, 2009

 

СОДЕРАЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

1. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем 4

2. Избирательная система и избирательный процесс Республики Беларусь 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

ВВЕДЕНИЕ

“Мы имеем то правительство, которое  сами избрали”

Решение остановиться на выборе данной темы, обусловлено рядом причин как  объективного, так и субъективного  свойства. Для всех очевидно, что  выборы - не просто техническая процедура  формирования тех или иных органов  путем голосования, это прежде всего  очень сложный политический процесс, в который вовлечены различные  группы и слои общества, политические партии и иные общественные объединения. Именно на выборах происходит столкновение политических и экономических интересов  отдельных лиц и различных  кланов. Демократические выборы позволяют  гражданам избирать и смещать  государственных деятелей, влиять на состав правящих элит и их лидеров  и поэтому являются важнейшей  частью политического процесса, а  сама избирательная кампания чаще всего  происходит в форме острых столкновений противоборствующих политических сил.

 Иными словами, выборы - это всегда борьба за власть. И очень важно, чтобы как можно больше людей понимали существо этого политического процесса, прежде всего свое место в нем, и участвовали в выборах осознанно, а не в качестве механизма для голосования, добиваясь избрания действительно достойных.

Избирательная система – явление  чрезвычайно сложное и динамичное. Ее конкретное содержание различно в  каждой стране, и в  рамках одной  страны оно со временем под влиянием многочисленных  обстоятельств изменяется.

Сущность любой избирательной  системы — характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.

Целью работы является рассмотрение избирательной системы в Республике Беларусь. Это будет достигнуто через освещение таких аспектов, как основы избирательного права, понятие избирательного права и избирательной системы, избирательный процесс и такие его стадии, как назначение выборов, установление избирательных округов, установление избирательных участков, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей, выдвижение кандидатов, агитационная кампания, голосование, подсчет голосов и установление итогов голосования, опубликование результатов выборов.

 

 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

  1. Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем

«Избирательное право»  и «избирательная система» - понятия, близкие по значению, но имеющие  свои особенности. Термин «избирательное право» используется в двух значениях: объективное и субъективное избирательное  право.

Под объективным избирательным  правом большинство ученых понимают систему правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов  в представительные органы государства.

  Под субъективным  избирательным правом понимается  право каждого гражданина, достигшего  определенного возраста, свободно  избирать и быть избранным  в представительный государственный орган. Субъективное право может быть:

    • активным (право избирать);
    • пассивным (право быть избранным).

В литературе термин «избирательная система» используется:

1) в широком значении - область общественных отношений, связанных с выборами представительных органов власти государства и органов местного самоуправления;

2) узком значении - способ распределения депутатских мандатов в зависимости от результатов голосования избирателей или других уполномоченных лиц.

 Чаще всего термин «избирательная система» употребляется в узком смысле. Имеется несколько способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

В мире существуют следующие  избирательные системы (узкое значение):

    • мажоритарная;
    • пропорциональная;
    • смешанная.
    1. Мажоритарная избирательная система

В основе этой системы лежит  принцип большинства. Избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов избирателей, и в зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное, квалифицированное), данная система имеет свои разновидности. Надо отметить, что такая система исторически была первой избирательной системой.

Мажоритарная  избирательная система относительного большинства голосов.

Самая простая система, при  которой избранным считается  кандидат, получивший наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов избирателей, чем любой из его соперников. Эта система самая результативная. Единственный случай, когда результатов может не быть - получение двумя кандидатами одинакового количества голосов. Эта система может применяться как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании, т.е. если проголосовал хотя бы один человек - выборы состоялись.

В настоящее время данная система, как правило, используется в мире при проведении выборов в представительные органы самоуправления.

Мажоритарная  избирательная система абсолютного  большинства голосов.

Данная система отличается тем, что для избрания депутата необходимо абсолютное большинство голосов  избирателей, т.е. больше половины из их числа. Но это число может быть трояким:

общее число зарегистрированных избирателей; общее число поданных голосов; общее число действительных поданных голосов. При данной системе, как правило, устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании (например, 50 %), и если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися. Эта система применяется обычно в одномандатных избирательных округах, хотя может применяться и в многомандатных. Достоинство ее заключается в том, что избранным считается кандидат (кандидаты), получивший действительное большинство голосов избирателей, недостаток - в частой нерезультативности, которая тем более вероятна, чем больше конкуренция депутатов.

В мировой практике именно данная разновидность мажоритарной избирательной системы встречается чаще всего.

Мажоритарная  избирательная система квалифицированного большинства голосов.

Избранным при данной системе  является кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов избирателей, установленное законом (2/3, 3/4, 3/5 и т.д.). Данная разновидность мажоритарной избирательной системы в мире очень редка, так как она нерезультативна.

    1. Пропорциональная избирательная система

Идея данной системы заключается  в том, что каждая политическая партия должна получить в Парламенте или в ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. Данная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий. Она применяется только в государствах с развитой партийной системой и в многомандатных избирательных округах, и чем больше избирательный округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. При данной системе в избирательных бюллетенях печатается не весь список кандидатов, а лишь название политической партии и несколько фамилий ее лидеров.

    1. Смешанная избирательная система

Часть депутатов при данной избирательной системе в округе избирается по мажоритарной избирательной  системе, а часть - по пропорциональной (по партийным спискам).  

  1. Избирательная система и избирательный процесс Республики Беларусь

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно  избирателями Республики Беларусь. В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».

В соответствии со ст. 4 Избирательного кодекса выборы Президента, депутатов  Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь, депутатов  местных Советов являются всеобщими, т.е. право голоса, имеют только лица, достигшие 18 лет, причем в выборах (референдуме) не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей.

Под свободными выборами в соответствии со ст. 5 Избирательного кодекса понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах (референдуме) и за кого (за что) голосовать.

 Избиратели участвуют в выборах представительных органов государства (референдумах) на равных основаниях, т.е. каждый избиратель (участник референдума) имеет только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.

Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются прямыми, так как избиратели избирают их непосредственно.

Члены Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь избираются на заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета по восемь членов, а восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь единолично.

Под тайным голосованием понимается, что контроль за волеизъявлением избирателей (участников референдума) в ходе голосования запрещен.

Глава государства – Президент  Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может  быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий  на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, непосредственно перед выборами. С момента введения поста Президента в Республике Беларусь выборы Президента проходили трижды: в 1994 году, в 2001 году и в 2006 году.

Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент   состоит из двух палат - Палата представителей и Совет Республики. Палата представителей  состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

Совет Республики является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами  в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты  граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном  аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Избирательный процесс – это определенная  и система правовых норм, регулирующая данную деятельность, определенная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов государства, общественных организаций и групп граждан по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а также органы местного управления и самоуправления.

Назначение выборов заключается в установлении даты голосования и проведения очередных выборов. Важную роль в данной стадии избирательного процесса играет Президент Республики Беларусь, который в соответствии с 1, 2 ст. 84 Конституции и ст. 22 Избирательного кодекса:

  1. назначает очередные и внеочередные выборы в Пала представителей и определяет организационные мероприятия обеспечению их проведения;
  2. назначает очередные и внеочередные выборы в Сове Республики и определяет организационные мероприятия обеспечению их проведения;
  3. назначает очередные и внеочередные выборы в местные  Советы депутатов и определяет организационные мероприятия  по обеспечению их проведения и т.д.

В компетенцию Палаты представителей Национального Собрания входит назначение выборов Президента Республики Беларусь и определение организационных мероприятий по обеспечению их проведения (п. 3 ст. 97 Конституции, ст. 22 Избирательного кодекса).

Установление избирательных  округов избирательного процесса регламентируется ст. 14, 16 Избирательного кодекса Республики Беларусь. Избирательный округ - территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов в представительные органы государства и органы местного самоуправления.

Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.

Информация о работе Избирательная система в Республики Беларусь