Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:21, реферат
Цель работы. В работе проведем исследование одного из видов нормативно-правового акта как закон, его понятие и проведем аналогию понятия закон с понятием право.
Из поставленной цели был выявлен круг следующих задач:
-Раскрыть сущность понятия закон, его характерные черты и признаки.
-Рассмотреть деление закона на определенные виды.
-Также рассмотреть проблему соотношения закона и права.
Введение
1. Понятие, признаки закона и деление его на виды
1.1 Понятие и признаки закона как нормативно-правового акта
1.2 Основные виды закона
2. Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Поэтому одним из основных требований является их внутренняя согласованность между собой по способам воздействия на поведение людей.
Этот принцип настолько важен для придания целостности и единства многочисленным актам, что во всех государствах цивилизованного мира он закрепляется в конституциях. В законах страны закрепляются и регулируются наиболее важные стороны общественной жизни - экономической, политической, духовной. Поэтому в регламенте парламента специально устанавливается специальная процедура законотворчества, в которой предусмотрены все стадии проработки проекта закона, его обсуждение и принятия. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000, с.-99
Обычно «закон» как термин в
юриспруденции употребляется
Итак, закон это главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Из данного определения вытекают признаки закона, как основного источника права, как нормативно - правового акта обладающего высшей юридической силой:
законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом «О референдуме»;
законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно- правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющее положение
законов в системе нормативно-
Итак, рассмотрели в данном параграфе, что такое закон, его сущность, характерные черты, и основные признаки. И так выяснили, что закон- это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном особом порядке, устанавливающий наиболее важные общественные отношения. Главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила.
1.2 Основные виды закона
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов. Классификация законов основывается на различных критериях, зависящих от правовой системы. Так, Ю.А. Тихомиров предлагает дифференциацию См. приложение 1: 1) по содержанию, то есть по регулируемым законами отношениям в обществе; 2) по способу воздействия на них, то есть по сферам социальной и государственной жизни. Также вышеуказанный автор классифицирует законы в зависимости от юридической силы, от структурной формы законодательных актов. Последний критерий служит для выделения обычных тематических и укрупненных законов (кодексы и т.п.). Законы также можно классифицировать по порядку их подготовки, рассмотрения и принятия. В особую группу Ю.А. Тихомиров объединяет законы государства, имеющего федеративное устройство, так как для этих государств присущи системы законов, характеризующиеся двумя или даже тремя уровнями. Тихомиров Ю.А. «Действие закона.» М, 1992, с.-163
По юридической силе законы подразделяются
на конституционные и
В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (О Правительстве РФ, О Конституционном Суде РФ и др.) Конституционные законы имеют более сложную процедуру принятия, чем обыкновенные законы. Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г.- М.,1993г. В России на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.
В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов федерации.
Так, в Конституции Российской Федерации обозначено их несколько видов: -Федеральные конституционные законы;
-Федеральные законы, не имеющие
значения конституционных (в
-Законы о поправках к
-Законы о ратификации и
К федеральным законам относятся те законы, которые во первых предусмотрены самой Конституцией РФ (ч.1,ст.108) Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г.- М.,1993г., и во-вторых не только названы самой Конституцией РФ, это могут быть и обычные законы, но и поименованы в ней как конституционные. С. Приголкин. «Теория государства и права.» Городец, 2003, с.- 345
Федеральные конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и касаются соответственно ключевых конституционных институтов народовластия, федерализма, государственного устройства. Большинство из названных в Конституции РФ Федеральных конституционных законов уже приняты. Это, например Федеральные конституционные законы «О правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ», «О Верховном Суде РФ», «О государственном флаге РФ». «О Гербе РФ», «О гимне РФ», «О чрезвычайном положении». Для Федеральных конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. На федеральный конституционный закон не может быть возложено вето Президента. С. Приголкин. «Теория государства и права.» Городец, 2003, с.- 345
Усложненная процедура принятия конституционного закона. Невозможность принесения на него вето Президента. Указание в самой Конституции РФ на конкретный закон как особый метод отсылки к действующему законодательству, не может быть юридически индифферентным. Прямое ориентирование непосредственно в Конституции РФ на форму акта и круг регулируемым этим актов отношений имеет целью подчеркнуть особую связь Конституции РФ и данного закона, выделить регулируемые им общественные отношения как особо значимые для государства. Правового статуса граждан, и установить основополагающую роль данных законов в системе действующего законодательства. Логическим следствием такой значимости конституционных законов является вывод о том. Что текущее законодательство должно исходить не только из положения основного закона, но и поименованных в его тексте конституционных законов. В случае возникновении коллизии между конституционным и обычным законами приоритет отдается последнему. _ Конституция Российской Федерации. От 12.12.1993г. - М.,1993г. В соответствии с постановление Конституционного Суда от 31 октября 1995 года о толковании статьи 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) конституционного закона - закон «О поправке» к Конституции РФ. Такой закон не относится к разновидности федеральных конституционных законов. Поскольку он применяется в особом порядке, который лишь отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона. Особым условием для вступления закона о поправке в силу является его обязательное одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. С. Приголкин. «Теория государства и права.» Городец, 2003, с.-345
Еще одной разновидностью федеральных законов являются законы «О ратификации и денонсации международных договоров РФ.»
Наиболее распространенным видом законов являются законы, получившие в доктрине права наименование обычного федерального закона в отличие от конституционного. С 1991 года было принято более полторы тысяч федеральных законов. Обязательное принятие некоторых предусмотрено самой Конституцией РФ (так называемы «назывные»). Это, например, законы «О гражданстве РФ», «Об альтернативной военной службе», «О полномочиях, организации и порядке деятельности прокуратуры РФ».
Для принятия обычного федерального закона в отличие от конституционного не требуется квалифицированного большинства в парламенте. На них может быть положено вето Президента РФ
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (основы, кодексы) и текущие. К кодификационным в первую очередь относятся Основы (основные начала) и законодательства РФ и Кодексы.
Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования отраслей права и сфер общественной жизни. Основы законодательства могут быть изданы только по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы - это базовые акты, открывающие дорогу более конкретным законам и другим нормативно-правовым актам РФ, как и ее субъектам. В РФ, например, приняты Основы законодательства «О физической культуре и спорте», «Об охране здоровья населения», «О нотариате».
Кодекс- это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов все или единая масса норм, достаточно детально регулирующих определенную область общественных отношений. Кодек чаще всего относится к определенной области права (например Уголовный Кодекс). Но есть Кодексы и межотраслевого характера. Например, Лесной, Воздушный и т.д.
Кроме этого кодификационными могут быть и другие сводные федеральные законы, объединяющие, хотя и более узкую группу норм, нежели основы и кодексы, но имеющие основополагающее значение для определенной сферы общественных отношений. Примером может служить Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды», заложивший основы охраны природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека. В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов федерации. Четкое выявление двух пластов законодательного регулирования - федерального и регионального - обусловлено новыми подходами в решении проблем федеративного устройства России и распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами. С. Приголкин. «Теория государства и права.» Городец, 2003, с.-345
Выяснили, что существуют различные критерии классификации законов. Классификация законов основывается на различных критериях, зависящих от правовой системы. Одним из подходов к классификации законов, является деление их на виды по юридической силе. Таким образом, законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.
2. ЗАКОН И ПРАВО. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗАКОН» И «ПРАВО»
Проблема соотношения права и закона возникла практически одновременно с правом.
Она ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).
Существует множество концепций
право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода в России был, в частности, правовед и теоретик права Г.Ф. Шершеневич (1863--1912), который полагал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы В.С. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон.
Думается, что в разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания. Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что исторически не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства -- выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, т.е. оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва, 2000, с.-138