Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:47, курсовая работа
Достижение целей работы сопровождается решением следующих задач. Во-первых, определиться с понятием законодательный процесс, во-вторых, изучить нормативную базу, регулирующую процесс принятия закона. В-третьих, необходимо рассмотреть круг субъектов законодательного процесса, с момента законодательной инициативы до обнародования принятого законодательного акта. Также, в-четвертых, необходимо изучить стадии законодательного процесса.
Введение 3
1 Законодательный процесс в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и значение законодательного процесса в Российской Федерации 5
1.2 Нормативное регулирование законодательного процесса в 7
Российской Федерации
2 Стадии законодательного процесса в Российской Федерации 11
2.1 Стадии законотворчества в Российской Федерации 11
2.2 Субъекты законодательного процесса в Российской Федерации 20
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Как уже было отмечено, законопроект принимается в третьем чтении, если за него проголосовали необходимое количество депутатов.
По статье 105 часть 3 Конституции Российской Федерации Российской Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы в течении пяти дней направляются на рассмотрение Совета Федерации.
Далее можно говорить о стадии принятия закона, хотя данная процедура рассматривалась и выше, но в момент рассмотрения закона Советом Федерации принимается окончательный ответ по вопросу принятия федерального закона.
Законопроект считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если палата его не рассмотрела в течение 14 дней. Для преодоления разногласий вследствие, отклонения Советом Федерации федерального закона, палаты могут создать согласительную комиссию для его преодоления. При этом федеральный закон повторно рассматривается в Государственной Думе. И при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 106 Конституции закрепляет федеральные законы, которые должны быть рассмотрены Советом Федерации, это:
а) о федеральном бюджете;
б)
о федеральных налогах и
в) о финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, денежной эмиссии;
г) о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) о статусе и защите Государственной границы Российской Федерации;
ж) о войне и мире.
Конституционным Судом решался вопрос о применении четырнадцатидневного срока для рассмотрения перечисленных законов. В Постановлении указано, что для рассмотрения этих законов не устанавливается особый срок, и поэтому истечение срока не освобождает Совет Федерации от рассмотрения федерального закона18.
Поступивший из Государственной Думы закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающей 24 часов направляется членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации или его заместитель определяют комитет (комиссию) ответственный за рассмотрение закона. Члены Совета Федерации организуют обсуждение закона в субъектах Федерации и при наличии замечаний по закону направляют их в комитет.
Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона начинается с оглашения докладчиком заключения комитета, и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом, комиссией палат. Затем слово предоставляется председателю Правительства Российской Федерации. После этого Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.
Если принято решение об обсуждении закона, то по его результатам Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить либо отклонить федеральный закон.
Решение об одобрении или отклонении принятого Государственной Думой закона, внесенного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащая обязательному рассмотрению Советом Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока.
Федеральный
закон считается отклоненным, если
за его одобрение не проголосовало
необходимое число членов Совета
Федерации и оформляется
а)
предложение о создании согласительной
комиссии для преодоления возникших
разногласий между Советом
б) поручение комитету (комиссии) Совета Федерации, ответственному за рассмотрение федерального закона, и сопредседателю согласительной комиссии от Совета Федерации подготовить и направить в Государственную Думу поправки к федеральному закону, отклоненному Советом Федерации.
Обоснование
решения об отклонении принятого
Государственной Думой
Вот мы подходим к последним стадиям законодательного процесса, это утверждение и обнародование федерального закона.
Принятый
Государственной Думой и
Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона направляется также в Государственную Думу.
Заключительная стадия заключается в обнародовании закона, то есть доведение до населения содержание принятого закона путем опубликования.
Опубликование
осуществляется в официальном издании
от имени государственного органа или
же самим органом, издавшим или подписавшим
данный акт. Обнародование акта осуществляется
в строго определенный срок. В соответствии
с частью 2 статьи 107 Конституции Российской
Федерации Президент «в течение четырнадцати
дней подписывает федеральный закон и
обнародует его». Законы публикуются в
официальных изданиях – «Российской газете»,
«Собрании законодательства Российской
Федерации». Неофициальное обнародование
законов (и др. нормативных правовых актов)
осуществляется в виде сообщения об их
издании или изложения их содержания в
неофициальных печатных изданиях, радио-
и телевизионных передачах, научных изданиях19.
Законодательный процесс может осуществляться неограниченным кругом лиц и охватывает деятельность различных органов и лиц в ходе подготовительных работ, а также в дальнейшем – на различных стадиях законодательного процесса20.
Конституция
Российской Федерации при определении
в качестве субъектов права
Современный механизм осуществления законодательной деятельности значительно сложнее и совершеннее системы, существовавшей в РСФСР. Признавая это, В.Б. Исаков отмечает, что «он ориентирован на выражение всего спектра политических интересов, существующих в современном российском обществе, согласование в процессе законотворчества, порой очень длительное и трудное, общегосударственных и региональных вопросов»21.
В настоящее время, кажется, что Федеральное Собрание реализует только одну свою функцию, как законодательный процесс. Некоторые авторы утверждают, что Федеральное Собрание утрачивает свои представительные функции. Так, например, можно отметить, что в свете изменений, которым за последние пять лет подверглась избирательная система, проблема недостаточности реализации представительных функций парламентом Российской Федерации в целом и Государственной Думой в частности стала очевидна22.
На
сегодняшний день, по мнению некоторых
авторов, процессуальное преимущество
в законодательном процессе принадлежит
президентским и
Как указал в одном из своих решений Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из вытекающего из Конституции Российской Федерации требования обязательности для всех органов публичной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых в соответствии с ее статьей 80 (часть 3). Все субъекты права законодательной инициативы, наделенные властными полномочиями, обязаны в процессе осуществления своих полномочий действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу стабильность установленных Конституцией Российской Федерации государственно-правовых форм жизнедеятельности общества и должный баланс общественных интересов24.
Исполнительная власть также
играет большую роль в
Здесь значение имеет не
По мнению правоведов, вопросы
о заключении Правительства
Субъектом законодательного
Важную роль в законодательном
процессе отводится
В реализации принципа
Таким образом, можно сказать,
что изучение проблем,