Законность и правопорядок. Понятия и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Из многих проблем в юриспруденции, которые с не давнего времени привлекают к себе интерес ученых – правоведов – это законность и правопорядок. Они имеют приоритетное значение в правовой сфере общества. Законность и правопорядок – фундаментальные категории юридической науки, раскрывающие сущность правовой действительности права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие законности и правопорядка 5
1.1 Законность: понятие, основные принципы и требования 5
1.2 Правопорядок: понятие и функции 13
ГЛАВА 2. Соотношение законности и правопорядка 17
2.1 Различие законности и правопорядка 17
2.2 Взаимодействие законности правопорядка 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Zakonnost_i_pravoporyadok.docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

Законность обеспечивает общеобязательность права, а правопорядок – результат такого обеспечения. Правопорядок, отмечает С.С.Алексеев, «являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность – законность – правопорядок)».

"Право, - отмечает В.Н.Кудрявцев,- регулирует не все, не любое  поведение людей, а только некоторые  (определенные) виды поведения, имеющие  важное общественное значение. Будучи  закрепленным в правовой норме  (в позитивной или негативной  форме), такое поведение становится  юридически значимым, т.е. вызывает  те или иные последствия, охраняется  и обеспечивается государством".5

Разница в понятии и  структуре законности и правопорядка зависит также от ее элементов:

-   предмета, т.е. это  своеобразные носители законности  – то, что должно соответствовать  правовым требованиям; 

- субъекта, т.е. от состава  субъектов к обязанностям, которых  отводится соблюдение правовых  предписаний и возможность требовать  такого соблюдения от других  субъектов права; 

- нормативный элемент,  где отражается круг нормативно-правовых  предписаний, необходимых для  исполнения.

Если происходит изменение  одного из этих элементов, меняется их объем, то в зависимости от конкретных исторических условий происходит повышение  или снижение правопорядка в обществе.

Если мы выделим различные  аспекты содержания понятия законности, то мы сможем по-новому взглянуть на ее дальнейшее историческое развитие.

Различия в содержании в зависимости от определенной исторической  обстановки и условий регулируются, прежде всего, нормативной и субъективной сторонами:

- во-первых, уровнем урегулирования  определенных аспектов социальной  жизни, конкретным содержанием  законодательства, выражением в  нем интересов различных социальных  классов и социальных групп  и т.д.;

-  во-вторых, составом  субъектов, обязанных соблюдать  правовые нормы, у которых также  имеется право требовать такого  соблюдения от других.

На основе проделанной  работы, можно прийти к выводу, что  в любом сообществе, как правило, к числу лиц, которые обязаны  неукоснительно соблюдать закон, относятся  именно представители порабощенных классов, при этом все требования господствующего класса поддерживаются принудительной силой государства. В этой связи, большая часть населения  страны в условиях всех общественно-политических формаций и режимов вынуждено  действовать в соответствии с  существующим законодательством, иначе  к нему будут применены строжайшие санкции.

Это идея наталкивает на мысль о том, что законность и  правопорядок существуют при разных политических режимах и их конкретное внутренне содержание и смысл  раскрывается в нормативной и  субъектной сторонах законности. Все  это справедливо определяет, что  законность и правопорядок при определенных условиях политического режима могут  обратиться в свою противоположность, став «возведенным в закон беззаконием». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Взаимодействие  законности и правопорядка

Как нами было уже сказано, на протяжении существования двух этих понятий законности и правопорядка, они всегда были в тесной взаимосвязи, но при этом не являлись тождественными. Они соотносятся друг с другом как причина и следствие, когда  лишь при наличии законности возможен и правопорядок, но при ее отсутствии о правопорядке говорить не  приходится.

Когда законы и все остальные нормативно-правовые акты соблюдаются всему участниками правоотношений, то последствием такого положения вещей станет четкий правовой порядок. Поскольку и законность, и правопорядок служат для защиты основных прав и свобод граждан, они противостоят произволу, нарушению прав и интересов граждан.

 Взаимозависимость правопорядка и законности – вызвана определенными аспектами этих понятий, так как, правопорядок – это режим законности в текущей действительности. А законность это требование строгого и неукоснительного соблюдения распоряжений правовых норм в поведении и деятельности в первую очередь должностных лиц государства и так же его органов. При условии, что эти требования будут реализованы и неукоснительно соблюдены, то в этом обществе будут складываться все предпосылки для правопорядка. А правопорядок, иначе говоря, и есть «реализованная законность».

Законность логически  предшествует правопорядку, у нее крепкая взаимосвязь, причинно-следственная. Возможно поэтому в повседневной общественно - политической жизни оба этих понятия употребляются вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок – это справедливый показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов в этом обществе. Правопорядок – это позитивное последствие законности.

Если в обществе идет речь о слабости и непрочности правопорядка, то как вывод становится ясно, что  в этом государстве, законы не всегда соблюдаются, то есть отсутствие законности приводит к отсутствию всеобщего уважения к закону и стремления к его исполнению.

Есть и иные способы  приведения порядка в обществе в  различных сферах общественных отношений  и без использования принципа законности. В частности, авторитарное или тоталитарное государство, используя  антиправовые механизмы борьбы с  преступностью, в короткий срок может  добиться плачевных результатов. В  таком государстве уровень преступности будет относительно невысоким, но из примеров истории, мы можем увидеть, что государства с таким политическим режим не могут долго существовать и рано или поздно приводят к революции  и свержению тирана.

Таким образом, самым оптимальным  для законности и правопорядка является демократическое государство, поскольку  в нем будут присутствовать важные условия  для реализации прав человека, его свободы и безопасности личности. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия – естественная благоприятная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.

Понятие дисциплина является более широким, чем законность. Она предполагает соблюдение и исполнение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний. Важнейшей частью дисциплины считаются выполнение работником внутреннего трудового распорядка в организации, своих служебных обязанностей и полномочий, порученного ему дела. Большую роль дисциплина возлагает на должностных лиц, деятельность государственного аппарата.

В содержании дисциплины входит и законность, но к ней не сводится. Эти явления близки по своей сути, но не совпадают. Законность является центром дисциплины, без которого последняя невозможна. Дисциплина является большим, чем обычное законопослушание. Объединяет эти два понятия, прежде всего то, что и законность и дисциплина представляют собой определенный регламент, положение, упорядоченность связей и отношений.

Они объективно нужны для общества и выполняют во многом одинаковые функции. Субъектами дисциплины и законности являются все участники общественных отношений – как индивидуальные, так и коллективные. 6 Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть реальной демократии без нерушимой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании должна функционировать только в правовом поле, иначе не может быть и речи о ее успешном развитии.

Когда государство устанавливает  и поддерживает порядок в государстве, незаконными, нелегитимными способами, то оно тем самым отрицает демократию, нарушает права и свободы своих  граждан. Со своеобразным «наведением  порядка» значительно понижается уровень  законности в государстве, власть становится антидемократической.

Здесь необходимо отметить, что именно под активным воздействием законности, право, таким образом, оказывает непосредственное влияние на демократический характер государственного строя, уровень демократии в стране в целом.

Правопорядок в этом смысле есть право, рассматриваемое под  точкой зрения его фактического воздействия, эмпирического выполнения всех его  требований.

Законность, правопорядок, демократия, государственная дисциплина – все  эти понятия тесно взаимосвязаны между собой, одно предполагает другое. Полноценное существование этих категорий в отдельности не представляется возможным, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать выполнение основных принципов, требований других категорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблем  законности и правопорядка в курсе  теории государства и права исключительно  важно. Все отраслевые юридические  науки, изучающие разные аспекты  права, правоприменительного процесса, так или иначе, в окончательном  счете, непременно выходят на данные проблемы, будто естественно порождает  разные взгляды.

Осмотренные правовые группы показали, что они имеют немало общего, так как очень высока ступень  их взаимопроникновений. Они создаются  на одних и тех же принципах, тесно  взаимосвязаны с властью, у их единичное государственно-волевое  содержание и интересы. Они смешиваются  с правами, свободами, обязанностями  и ответственностью людей, субъектов  права, имеют формальную нормативную  отчетливость. Однако все, наверное, никак  не опровергает, а подразумевает  присутствие принципиальных различий, выражающих их независимость.

Законы и их воплощение – древнейший и более культурный способ управления людьми. Сейчас он общепринят во всех развитых демократических государствах. Ничто лучшего, наиболее мудрого  население земли никак не придумало. Не будь законов, хоть какое сообщество погрузилось бы в сумрак невежества. Законов не было только на самых ранних, незрелых стадиях становления летописи, как скоро господствовали простые формы общежития.

В передовых российских условиях в отсутствии законности и правопорядка нереально заключение стоящих перед  обществом задач:

-  удачное прочерчивание  курса финансовых реформ, развитие  рыночных взаимоотношений, формирование  производства;

- возведение гражданского  общества и правового государства;  действенное функционирование институтов  демократии, политической системы;

-     осуществление  прав и свобод человека, упрочнение  их залога; точная служба муниципального  аппарата; сражение с преступностью; 

-      снабжение  управленческого процесса;

- создание политико-правовой  культуры и поднятие правосознания  личности и всего общества.

В свою очередь справедливость и правопорядок никак не станут общественно-значимыми  в отсутствии демократических устройств, институтов и общепризнанных мерок, с поддержкою которых разрешено  видоизменять нормативную базу, в  отсутствии чего нереально их действенное  утверждение в публичной жизни.  Их укреплению содействуют такие  проявления демократии, как демократическое  содержание законодательства и контролирования  населению за реализацией законов.

Главной вывод, который можно  сделать - наверное то, что в Российской Федерации, Конституция которой  провозгласила рвение к построению правового страны в нашей стране, к огорчению, невозможно с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях страны законности. Исходя из изучения, можно заявить, что одним  из главных критерий законности в  правовом государстве считается  точное, неукоснительное ее соблюдение в первую очередность государственными органами власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская  газета 1993. 25 декабря.
  2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти – порядок в стране». Российская газета. 7 февраля 1997.
  3. Григорьева М.А. Правовой порядок как вид социального порядка. Закон и Право. 2010.  № 1. С. 55-60.
  4. Корельский В. М. Все начинается с дисциплины. М. 1985. С 204.
  5. Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность. М. 1996. С142.
  6. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. Государство и право. 1997. №3. С. 3-8.
  7. Латушкин М.А. Механизм обеспечения законности. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция» 2006.  № 8. С. 49-51.
  8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ.ред. Кудрявцева Ю.В.  М. 2001.

1Латушкин М.А. Механизм обеспечения законности. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция 2006.  № 8. C. 49

2 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1997. №3. C. 3

Информация о работе Законность и правопорядок. Понятия и соотношение