Законность и правопорядок. Понятия и соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Из многих проблем в юриспруденции, которые с не давнего времени привлекают к себе интерес ученых – правоведов – это законность и правопорядок. Они имеют приоритетное значение в правовой сфере общества. Законность и правопорядок – фундаментальные категории юридической науки, раскрывающие сущность правовой действительности права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие законности и правопорядка 5
1.1 Законность: понятие, основные принципы и требования 5
1.2 Правопорядок: понятие и функции 13
ГЛАВА 2. Соотношение законности и правопорядка 17
2.1 Различие законности и правопорядка 17
2.2 Взаимодействие законности правопорядка 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Zakonnost_i_pravoporyadok.docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

Высказывается мнение, будто  субъектами законности имеют все  шансы существовать лишь властные органы, а никак не отдельные горожане, этак как крайние собственными деяниями никак не соблюдают данного режима. Вправду, неправомерная активность муниципальных органов, должностных лиц, наделенных могучими возможностями, подрывает саму базу законности, их результаты очень опасны для сообщества и персоны. Никак не случаем большая часть притязаний законности обращено к государству и его органам. Но преступления людей получают общественный нрав, налицо подъем преступности, режим законности, непременно, нарушается. Потому недостает причин вычеркивать людей из количества субъектов законности, желая, естественно, их роль в нее обеспечивании несравнима с таковой ведь значением муниципальных органов.

3. Целесообразность законности.

Аспектом оценки роли законности обязано существовать то, как она  содействует достижению целей страны и сообщества, как она гарантирует  заключение задач общественного  прогресса, охраны прав и свобод людей.

Необходимость законности выливается из значения самого права как выразителя свободы, ответственности, верности, как  средства снабжения распорядка, организованности и выдержки. Конкретно в льготе, законе выражается верховная социальная необходимость.

В мощь формальной определенности закон никак не имеет возможность  переменяться сразу с изменяющейся жизнью и потому часто отстает  от ее притязаний, становится неактуальным. Законы имеют все шансы существовать неэффективными, неидеальными с технической стороны. На базу данного они имеют все шансы расстраиваться, то имеется сообразно темам нецелесообразности.

По-другому говоря, с точки зрения целей правового регулировки в хоть какой ситуации целенаправленно вытекать предписаниям закона, а отклонение от них постоянно бессмысленно. Справедливость постоянно целесообразна, и необходимость выступает как принцип, база законности.

Итак, благодаря собственным  основам законность выступает как более действенный, разумный и правосудный режим социально-политической жизни, а каждое отклонение от данных основ, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее общественной значения, отдачи правового регулирования в целом.

1.2  Правопорядок: понятие и функции

С системой законности органически соединено сознание правового распорядка. Под порядком традиционно понимается верное, налаженное положение чего-либо, имеющееся приспособление, конкретная ступень организованности какой-либо материи. Термин «законный распорядок» используется для упорядоченности публичных взаимоотношений, которые появляются в их регламентации правовыми общепризнанными мерами и реализации этих мер. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда активность всех субъектов права считается правомерной, и соответствующим образом исполняются субъективные права и осуществляются юридические повинности.

Правопорядок - это система  общественных отношений, которая устанавливается  в результате точного и полного  осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Установление правопорядка является одной из основных задач современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так и называется «Порядок во власти – порядок в стране». В нем, в частности говорится: «России нужен порядок», однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны пренебрежением к правовым нормам, с другой – неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос, какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов».4

В формировании правового  порядка принижут участие все  составляющие приспособления правового  регулирования публичных взаимоотношений. Их причинно-следственная ассоциация формирует базу правовой жизни сообщества, которая и приводит, в окончательном счете, к установлению правового распорядка. В данной взаимосвязи разрешено отметить последующие предпосылки правопорядка.

а) Общепризнанных мер права - наверное, нормативная посыл правопорядка, первичное звено приспособления правового регулировки, имитирующее “безупречный” правопорядок.

б) Правоотношения - элемент приспособления правового регулирования, обеспечивающий переход от безупречного, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению определенного вероятного либо подобающего поведения соучастников публичных взаимоотношений, предусмотренного правовыми общепризнанными мерками. На данном шаге к приспособлению правового регулировки подключается справедливость, призванная обеспечивать вероятное и подобающее поведение субъектов правоотношений.

в) Акты реализации юридических прав и повинностей считаются заканчивающей посылом правопорядка. В критериях режима законности права и повинности соучастников правоотношений  действительно воплощаются в их поведении, добиваются  собственной цели и, таковым образом, переходят в эту систему публичных взаимоотношений, которая и сформирует         правовой распорядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное  поведение  субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права.

Правопорядок, как юридическая  цель и направление движения общества и государства имеет систему  функций.

Вопрос о его функциях есть проявление основных свойств и  их заключение в способе существования, которые проявляются во внешних  и внутренних связях, обеспечивающих устойчивость и взаимодействие с  другими образованиями.

   Можно выделить  три основные функции:

1. Функция взаимодействия  с наружной средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех  огромных систем, составным составляющей  каких он считается. Правопорядок  работает в конкретных условиях, с которыми взаимодействует любой  его элемент. Поведение системы  в целом и всякого соучастника  обязаны обладать лучший вариант  взаимодействия.

2. Функция обособления  высококачественной определенности  – функция упрочения внутренних  взаимосвязей и отношений. Она  ориентирована внутрь и затрагивает  область взаимодействия цельного  и его составных долей. Она  призвана свести разные значения  упорядоченности в единичное  системное воспитание. Внутренние  аспекты разнообразны. Они сводятся  к упорядочению работающей текстуры; субординации и иерархической  соподчиненности субъектов, параметров  и состояний субъектов, программ  их поведения и функционирования; правовых взаимоотношений, действий, взаимосвязей во времени и  пространстве, взаимодействие прав  и обязанностей субъектов; сведения  всех частей в подтянутую слаженную  систему. От данной функции  находится в зависимости единство и организованность трудного приспособления, и ориентированность взаимодействий частей.

3. Функция хранения и  улучшения правопорядка. Данная  активность ориентирована «на  себя» как целостное воспитание, дозволяющее сберечь доброкачественную  отчетливость. Устойчивость и хранение  системы гарантируется ее своими  функциями. 

Правопорядок есть реализованная  система права. Он подключает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и остальные виды публичных взаимоотношений, урегулированные с нормами соответственных отраслей права. В данной взаимосвязи в текстуре правопорядка отличаются не только отраслевые, но и наиболее дробные категории взаимоотношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Изюминка правопорядка как  системы общественных взаимоотношений выражается в том, что формируется оно лишь на базе правовых общепризнанных мер и в силу данного охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все владеющие пространство в сообществе. Конкретная часть публичной жизни не имеет необходимость в законный регламентации. Она располагаться в сфере действия общепризнанных мер морали, норм разных публичных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В данном значении правопорядок считается только составляющей единой системы публичных взаимоотношений, складывающейся перед действием нормативного регулировки. Это часть публичного распорядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Соотношение  законности и правопорядка

2.1  Различие  законности и правопорядка

Над вопросом отождествления двух таких понятий как законность и правопорядок  работали многие ученые - правоведы, и действительно, по своему содержания два этих понятия  схожи. Вследствие этого особого  разграничения между ними не проводилось, они в юриспруденции употреблялись  как равнозначные друг другу понятия, в этой связи особый интерес представляет собой изучения понятий законности и правопорядка в отдельности  друг от друга, так как это исследование имеет большое практическое значение в сфере укрепления законности в  государстве.

В общем смысле, в юриспруденции  принято выделять три взаимосвязанные  категории, соотношение которых  необходимо проследить, ими являются: право, законность и правопорядок. Взаимосвязь  этих категорий достаточно легко  проследить на практике, так, право, это  процесс нормотворчества, в котором  законодатель издает нормативно –  правовые акты, имеющие всеобщий обязательный характер. Законность это процесс, в  котором все субъекты общественных отношений строго соблюдают нормы  права, а именно законы. Правопорядок это мировоззрение граждан, которое  содержит в себе определенные установки  и правила должно поведения в  соответствии с нормами законодательства.

Основной принцип, который  их объединяет это их контроль и  охрана со стороны государственной  власти, в частности, необходимо выделить права и свободы граждан, их ответственность  и обязанность по отношению к  государству, имеет формальную нормативную  определенность. Конечно, есть у этих понятий и свои специфические  отличия, которые определяющих самостоятельность. К ним можно отнести следующие:

1. Право, законность, правопорядок  —  по своей внутренней структуре и содержанию схожи не только внешне, но при более пристальном изучении, можно выделить следующие особенности:

- право – выражает собой волю и интересы государства, посредством принятия нормативно – правовых актов, через свой законодательный орган, их внешнюю форму, которую характеризует нормативная определенность;

  • законность - качественная сторона правовой деятельности 
    субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, 
    режима;
  • правопорядок – это совокупность отношений в правовой жизни общества, упорядоченная государством.

2. Они выступают различными этапами реализации воли и интересов власти и народа:

  • право - начальный этап, как оформление воли и интересов в 
    обязательные для всех правил;
  • законность - реализующееся право, правовое качество 
    нормативных и правореализационных актов, процесса их 
    реализации;
  • правопорядок - претворенное в жизнь право, реализованные воля 
    и интересы государственной власти и народа.

3. Они несут различную правовую функциональную нагрузку. Право, законы - юридическая основа правопорядка, законность - средство его 
установления, правопорядок - результат осуществления права и законности, 
упорядочивающий социальную жизнь.

Взаимосвязь права и законности, это определенные механизмы, которые  способствуют решению поставленных задач, поскольку, когда существует законность, имеет место и правопорядок. Отсутствие законности приводит к таким  разрушающим и дестабилизирующим  факторам как беззаконие, произвол, анархия. На основе этого вывода можно  проследить тесную взаимозависимость  прочность и совершенство правопорядка, от качества правотворческого процесса.

4. Различаются их внутренние связи и взаимозависимости.

Если предположить, что законность выступает в качестве причины, то правопорядок будет являться ее следствием.

Если при анализе законности имеем дело, прежде всего с количественными  и качественными характеристиками, то при рассмотрении правопорядка —  с состояниями и их качеством.

Если с помощью таких  инструментов как право и законы, происходит контроль и охрана общественных отношений, то благодаря законности происходит их действительная реализация, а правопорядок это осуществленность, действительность.

Когда законность выступает  в роли нормотворческого процесса, то в правопорядке она является одним  из важнейших проявлений состояния.

Информация о работе Законность и правопорядок. Понятия и соотношение