Демократия и разделение властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 12:04, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Современное государство не может не быть правовым. Сегодня государство, в котором не обеспечено разделение власти, рассматривается мировым сообществом как анахронизм ХХ века, тоталитарное государство, власть хунты, феодальный пережиток и т.д. При этом, такое государство становится очень часто объектом изоляции, а его граждане - заложниками власти, лишенными нормального общения с мировым сообществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Демократия: суть, типы и современные концепции 4
Разделение власти как один из принципов демократии 14
Влияние принципа разделения власти на формирование демократической модели государственной власти 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕМОКРАТИЯ И РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.docx

— 65.56 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«ДЕМОКРАТИЯ И  РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ»

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Демократия: суть, типы и современные концепции 4
  2. Разделение власти как один из принципов демократии 14
  3. Влияние принципа разделения власти на формирование демократической модели государственной власти 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Современное государство не может не быть правовым. Сегодня государство, в котором не обеспечено разделение власти, рассматривается мировым сообществом как анахронизм ХХ века, тоталитарное государство, власть хунты, феодальный пережиток и т.д. При этом, такое государство становится очень часто объектом изоляции, а его граждане - заложниками власти, лишенными нормального общения с мировым сообществом. В стремлении человечества создать максимально эффективную систему сдержек и противовесов в соответствии с «классическим» принципом разделения власти, нередко забывают о другой его неотъемлемой части единства государственной власти, что обеспечивает целостность государства.

Надлежащее место в  принципе разделения власти занимает положение о необходимости взаимозависимости и взаимодействия ветвей власти. Распределение власти - необходимое условие реализации идей верховенства права и правового закона, укрепления основанной на них законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основания для развития этой доктрины были заложены еще античными мыслителями, которые выходили из существующей исторической действительности и подчеркивали необходимость разделения труда между отдельными слоями рабовладельческого общества, необходимость функционирования различных государственных органов, с присущими им специфическими задачами и функциями; отмечали важность их полномочий. Целью работы является исследование концепции демократии и разделения власти, существующих механизмов создания сдержек и противовесов при одновременном обеспечении единства государственной власти, исследования зарубежного опыта и конституционно-правовой практики осуществления разделения власти.

Объект работы – демократия и разделения власти.

  1. Демократия: суть, типы и современные концепции

Одним из наиболее существенных показателей зрелости любого общества является уровень демократии. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни является одной из центральных в политологии. Сейчас общепризнанным является понимание демократии как формы государственно-политического устройства общества, основанной на признании народа как источника власти.

Ключевой для понимания демократии является проблема соотношения власти большинства и защиты интересов меньшинства, народовластия и законов. Не случайно Платон и Аристотель рассматривали демократию как "неправильную форму правления", "демос" отождествлялся с "охлосом" - властью толпы. Они различали демократию, регулируемую законом, и демократию, при которой народ, то есть большинство, находится под влиянием демагогов, которые имеют неограниченную власть. Нужно отметить, что возникла демократия вместе с появлением государства, заменив первобытнообщинную форму организации общественной жизни. Итак, демократия - это явление и процесс, который постоянно развивается.

В политологии различают  демократию прямую (непосредственную) и представительскую. Под прямой, или непосредственной, демократией понимают порядок, при котором решения принимаются на основе непосредственного и конкретного выявления воли и мнения всех граждан. Одной из форм прямой демократии является проведение выборов на основе всеобщего избирательного права. Принимая добровольно участие в регулярных выборах, граждане в демократичном обществе имеют возможность непосредственно влиять на формирование органов власти разных уровней.

Под представительской демократией понимается порядок рассмотрения и решения государственных и общественных полномочий представителями населения (избранными или назначенными). Именно институты представительской демократии играют первостепенную роль в процессе принятия решений [1].

Особенно большое значение в системе этой демократии имеют  парламенты, состав которых формируется  путем всеобщих выборов и которым  граждане делегируют свои полномочия по осуществлению функций высшей законодательной власти. Кроме парламентской  формы, которая является большим достоянием цивилизации, носителями представительской демократии выступают и другие выборные органы.

В современных демократичных обществах формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительских учреждениях и учреждениях, где работают профессиональные политики и управленцы.

Таким образом, демократия, прежде всего, означает признание народа носителем суверенитета и единственным источником власти, права всех граждан на участие в формировании органов государственной власти, контроля над их деятельностью. Важнейшими признаками демократии являются свобода (как первооснова человеческого существования) и политическое равенство. Каждому лицу гарантированы гражданские и политические свободы, а индивид воспринимается как политическая ценность, выше государственной и ее институтов. Существенным признаком демократии является политический плюрализм, который предусматривает, прежде всего, культуру соблюдения закона и конституционного порядка, толерантное, терпимое отношение к другим мнениям и позициям, готовность к компромиссу в решении спорных вопросов. Важной чертой демократии является прочная правовая защита граждан от произвола государственных органов, других политических структур и должностных лиц. Существенный признак демократического строя - реальное функционирование принципа разделения властей. Настоящая демократия является альтернативой как тоталитарно-авторитарному централизму. Так и анархистскому децентрализму.

Среди исторических типов  демократии следует, прежде всего, назвать: античную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социальную (всеобщую) демократию. К демократическим принципам следует отнести: выборность органов власти; единство свободы и ответственности; гласность, плюрализм, право меньшинства на позицию, учет гражданского мнения и другие. Демократические процедуры: выборы, отчеты, отзывы избранных, всенародное обсуждение, референдумы, опросы, симпозиумы, демонстрации, шествия, запросы, митинги, сходы, собрания [2].

Разное теоретическое  решение противоречия между идеалом  демократии и ее реальностью находит свое отражение в существовании многообразных концепций демократии. Исторически первой концепцией и формой ее практического воплощения была классическая либеральная демократия. Она основывается на перечисленных выше принципах демократии. Главная идея либерализма - идея индивидуальной свободы. Согласно ей либеральная демократия на первый план ставит гражданскую свободу как независимость личной жизни индивида от политической власти. Сущность либеральной демократии в концентрированном виде нашла отражение в предложенной президентом США Авраамом Линкольном формуле: правление народа, избранное народом и для народа.

Рост политического истечения  объединений предпринимателей и  профсоюзов вызвало появление концепции  корпоративной демократии. В странах  Запада корпорациями называют акционерные  общества, профсоюзные объединения и организации власти (муниципалитеты). Согласно концепции корпоративной демократии политика должна осуществляться с участием государства и ограниченного количества массовых и влиятельных организаций, прежде всего, объединений промышленников и профсоюзов как выразителей интересов широких слоев населения.

Важное место среди  концепций демократии занимает теория партисипитарной демократии как демократии участия. Если либеральная демократия ограничивается формально-правовым обеспечением равенства и свободы, то партисипитарная демократия направлена на достижение действенной свободы и равенства, обеспечение реального участия как можно более широких слоев населения в осуществлении власти. Концепция партисипитарной демократии предполагает, что широкое привлечение образованных граждан к участию в осуществлении власти, децентрализация политических решений, гражданский контроль над их принятием способствует достижению подлинного равенства и свободы, как важнейших основ демократии.

Итак, демократия участия - это  пирамидальная система с прямой демократией в основе и представительской демократией выше нее.

Главной особенностью марксистского  понимания демократии является ее рассмотрение в непрерывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Марксизм считает, что в классовом обществе демократия является проявлением диктатуры экономически господствующего класса. Марксизм считает, что буржуазная демократия является историческим типом демократии эксплуататорского общества уже потому, что покончила с абсолютизмом и формально провозгласила важнейшие права и свободы личности.

Реально же при социализме устанавливается не полновластие народа, а всевластие одной политической партии, которая в результате недемократического построения самой партии перерастает во всевластие партийного руководства. Причем социалистическая демократия отрицает разделение властей.

Сегодня в западном мире существуют многочисленные концепции  демократии. Все они в той или  иной степени учитывают характер постиндустриального общества. Большинство политологов исходят из того, что основной характеристикой демократии является открытый характер принятия решений через представительные органы власти, т.е. этот процесс на любом уровне осуществляется с участием избранных представителей народа. Народные массы, в свою очередь, знакомы с проблемами, которые обсуждаются, и имеют возможность влиять на процесс принятия решений. Любые попытки представительских органов власти решать жизненно важные вопросы бюрократическим путем, вне контроля народа и избранных им представителей, воспринимаются как несовместимые с демократией [3].

Теоретики демократии на основе исследований пришли к выводу, что  индивид приобретает свои идеи, ценности и мотивы деятельности и творчества только в группах и взаимодействует  с этими группами. То есть в политической сфере индивид реализует себя лишь через идентификацию с группой. Таким образом, в представительной демократии индивид оказывается  отчужденным от реального политического  процесса, и его политическое участие  становится опосредованным.

Классическая теория демократии формировалась в условиях разрушения сословного деления общества. Представители  классического направления проблему видели в определении народом  задач государства. В концепции  Ж. Руссо суверенитет народа может  быть реализован только самим народом. Только благодаря непосредственному  участию в принятии решений гражданин  не отделяется от государства и выступает  его частью.

Классическая теория видела опасность отчуждения государственной  власти в случае раздела субъектов  и объектов управления - в этом было ее величие. Но одновременно она была утопией, потому что непосредственная демократия была ограничена в своем воплощении.

Предоставление суверенитета народу предусматривало отчуждение прав человека в интересах общин. Руссо считал, что, отчуждая от себя все права, человек получает гораздо  больше, имея больше возможностей развиваться  и духовно обогащаться.

Безусловно, было видно, что  идея достижения общего блага самим  народом абстрактная и утопическая. Народ состоит из групп, которые  объединяются и имеют своих представителей, выражающих их интересы. Демократия сводится к механизму представительства, режима конституционализма, обеспечение  прав меньшинства.

Во второй половине ХХ века утвердились два направления интерпретации и моделирования демократии: элитарный и плюралистический. Теория плюрализма создавалась на основе парадигмы конфликта. Политический процесс виделся как борьба различных групповых интересов, примирить и частично согласовать которые может только государство. Теоретики плюрализма уточняют источники конфликтов, многообразие групп и групповых интересов, обосновывают неизбежность диффузии власти. Современное понимание плюралистической демократии включает права человека, конкуренцию легальных политических сил, нормо-и правотворчество парламента, разделение властей, федерализм. Все эти принципы не гарантируют власть разных групп, но предусматривают возможность каждой политической силе в пределах общих правил опираться на разные, автономизированные рычаги власти.

Ограниченность возможности  теории плюрализма привела к тому, что идея плюрализма не стала глобальной характеристикой развитой демократии, но она способствовала разработке теории партиципационной демократии - участия низов в принятии и реализации решений. Теоретики партиципационной демократии считают, что в социально-экономическом процессе становится активной роль государства. Но на практике политика обеспечения максимального участия в выборах, в принятии и реализации решений чаще является прикрытием правления новой элиты.

Сторонником плюралистической теории демократии является политолог Р. Даль. Сущность его аргументов сводится к следующим положениям:

    • плюралистическая демократия предполагает существование большого количества организованных интересов;
    • организованные интересы конкурируют между собой во владении политической властью и влиянием;
    • конкурируя, интересы взаимно контролируют друг друга и ограничивают власть;
    • плюралистическая конкуренция интересов ведет к общественному равновесию и наилучшим образом учитывает общественные и групповые интересы при принятии политических решений.

Информация о работе Демократия и разделение властей