Государство, личность, общество. Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Вся человеческая история — это вечный «социальный вопрос», заключающийся в определении человека, общества и государства, соотношении условий и форм существования, взаимодействия личности, общества и государства.
Проблема взаимоотношений личности, общества и государства имеет особую значимость и актуальность в современной России

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Государство, личность, общество………………………………………………………….3
1.1 Правовой статус личности.………………………………………………………………..3
1.2 Правовое государство……………………………………………………………………..4
1.3 Понятия и признаки государственной власти…………………………………………...7
1.4 Гражданское общество. Права и свободы человека…………………………………….8
1.5 Взаимодействие личности и государства………………………………………………12
2. Законность и правопорядок……………………………………………………………….14
2.1 Правопорядок, понятие и признаки……………………………………………………..14
2.2 Соотношение общественного и правового порядка……………………………………16
2.3 Законность и правопорядок……………………………………………………………...17
2.4 Гарантии законности……………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………………21
Список использованных источников и литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная право.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, вставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права закрепляются идеи равенства членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, освобождения от свойственных сословным обществам идей «соборности», покорности властям и коллективам.

Во-вторых, развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но также права и свободы граждан (Билль о правах, Декларация прав). В результате сама конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство – публичная власть, сфера общих интересов, общество – сфера индивидуальных свобод, частных интересов). Исследователи отмечают, что если исходным пунктом европейского конституционализма как политического течения было свойственное еще эпохе абсолютизма крайне неопределенное истолкование конституции в качестве «основных законов всякого общества», не содержащее идей ограничения обществом власти государства, то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия, «которое приобретает конвенциональный (договорный) характер и определяет основной закон взаимоотношений общества и государственной власти. Конституция интерпретируется, по существу, как договор о распределении власти между ними».

В-третьих, развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. Именно становление гражданского общества дало возможность теоретически осмыслить проблему «политического отчуждения» и создало предпосылки его преодоления. В структуре высших органов государства Нового времени появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные (а не только сословные) представительные учреждения парламентского типа, обладающие правами утверждения налогов и сборов, поступающих в казну государства, а также принятия наиболее важных нормативно-правовых актов (законов). Возникновение и развитие представительной демократии – явление, свойственное эпохе формирования гражданского общества. Представительные учреждения, избиравшиеся поначалу на основе имущественных цензов, всегда законодательствовали от имени всего народа (нации).

Структура гражданского общества немыслима без развития отношений по самоуправлению, которое осуществляется прежде всего за счет системы местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятых органами государственной власти мер по запрету на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Между тем обобщение практики организации и деятельности местного самоуправления свидетельствует, что в субъектах федерации нарушаются конституционные положения. В Свердловской области, например, из полномочий органов местного самоуправления изымается управление сельским хозяйством с передачей его исполнительным органам государственной власти. Однако местное самоуправление отличается и порядком формирования органов управления, и методами их деятельности. Оно базируется на инициативе и самодеятельности людей, на избрании лиц, ответственных за выполнение тех или иных работ. Государственное управление обычно осуществляется в порядке подчиненности по вертикали. Поэтому, когда выдвигается идея об ограничении местного самоуправления в целях укрепления власти по вертикали, это противоречит сущности гражданского общества, снижает его уровень развития. 
Анализ основных видов общественных отношений, составляющих структуру гражданского общества, позволяет определить направления взаимоотношения гражданского общества и государства, которые весьма непростые и разнообразные по своему содержанию. Основным направлением этого взаимоотношения является единство гражданского общества и государства, которое выражается, в первую очередь, в необходимости формирования правового государства. Именно в правовом государстве находят отражение конституционные принципы организации и осуществления государственной власти и власти гражданского общества; признание и защита основных прав и свобод человека и гражданина; установление демократического государственного режима; обеспечение верховенства закона в деятельности и гражданского общества, и государства, взаимные обязанности государства и личности. 
Взаимодействие гражданского общества и государства осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Это может быть: 
 
1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса; 
 
2) участие субъектов гражданского общества и, прежде всего, тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 
 
3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина; 
 
4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации. 
Анализ Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что в ней недостаточно полно закрепляются основные идеи гражданского общества, не защищаются социальные институты общества, а в большей степени она отражает государственное устройство Российской Федерации. Вместе с тем, Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а поэтому должна отражать проблемы и гражданского общества, а не только государства. 
 
1.5 Взаимодействие личности и государства. 
 
Одним из важнейших субъектов общества является личность. При этом общество и личность — взаимообусловливающие друг друга явления, существующие в неразрывном единстве. Личность — это совокупность индивидуально-определенных и социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Социально значимые свойства, которые формируют личность, образуются под влиянием следующих факторов: а) под воздействием индивидуальных, врожденных черт и свойств человека; б) под влиянием социальной среды, которая способна воздействовать на человека; в) состояние общественных отношений, в которых участвует человек как социальное явление. 
 
В теории права и государства категория “личность” имеет ключевое значение. Личность рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. В условиях гражданского общества личность обладает определенными правами и свободами, имеет возможность как через социальные институты гражданского общества, так и непосредственно влиять на государство. Так, личность участвует в формировании органов государственной власти, обладает возможностью участвовать в управлении государством, осуществляет контроль за деятельностью государства, обжалует действия и решения должностных лиц, нарушающих права личности, в судебном порядке. Конечно, государство имеет больше юридических возможностей влиять на личность. Однако одной из важнейших черт правового государства является установление взаимной ответственности государства и личности. Личность и государство, находясь в правовых отношениях, несут юридическую ответственность за нарушение прав друг друга. 
 
Личность взаимодействует не только с государством, но и с правом. Многообразные связи личности с правом могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса личности. В общем виде правовой статус определяется в литературе как юридически закрепленное положение личности в обществе23. В других случаях правовой статус определяется как законодательно установленные и взятые в единстве права свободы и обязанности личности24. Права личности — это юридически гарантированная возможность пользоваться социальными благами, это мера возможного поведения человека в обществе. Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, это мера должного поведения. Права и обязанности личности объективно связаны между собой. Поскольку личность — это субъект общества, его правовой статус отражает как достоинства, так и недостатки реально существующих политических, экономических, правовых, социальных отношений общества. 
Несмотря на то, что в настоящее время правовой статус личности несет на себе печать политического, социального, экономического, духовного кризиса российского общества, который выражается в изменении материальной основы статуса, имущественном расслоении общества, появлении безработицы, региональных конфликтах, противоречий в ветвях государственной власти и т.д., все же намечаются и положительные тенденции в правовом статусе личности. Это проявляется в следующем: а) под правовой статус личности подводится современная законодательная база с учетом международного законодательства; б) устанавливается новая концепция взаимоотношения личности и государства, обеспечивающая их равенство и взаимную ответственность, личность перестает быть винтиком в государственном механизме; в) усиливается правовая гарантия прав и свобод личности, особенно расширяется право на судебную защиту личности; г) осуществляется переход от неоправдавших себя прямых запретов и ограничений к преимущественно разрешительным и дозволительным методам регулирования правового положения личности; д) закрепляются экологические права личности как составная части ее правового статуса. 
Наряду с правами и свободами в правовой статус личности входят и обязанности. При этом мыслители исходят из того, что блага, получаемые гражданином от государства, являются основанием его обязанностей. Вместе с тем, не только данные предпосылки порождают обязанности у личности конкретного государства, но и то, что человек находится в правовой связи с этим государством, которое порождает не только права, но и обязанности. Личность состоит в различных взаимоотношениях и с обществом. Поэтому у личности возникают различные социальные обязанности перед обществом и государством, выступающим от имени общества. Различают политические, экономические, юридические, моральные, религиозные, семейные обязанности, которые часто взаимодействуют, дополняя друг друга. 
 
Политические обязанности состоят в том, что гражданин должен активно участвовать в государственной и общественной жизни, поддерживать демократические преобразования в обществе и государстве. Политическим долгом гражданина является участие в формировании органов государственной власти через различные формы их избрания, в осуществлении государственной власти непосредственно или через органы местного самоуправления; ряд политических обязанностей связан с участием личности в политических партиях, общественных объединениях, т.е. уставными обязанностями. 
Экономические обязанности связаны прежде всего с необходимостью укрепления экономического строя общества и государства. Используя свои способности, имущество, возможности экономической деятельности, каждый должен на основе улучшения своего экономического благополучия повышать уровень экономического развития страны. Экономической обязанностью, которая сочетается с юридической, является необходимость платить установленные в государстве налоги и сборы. 
Самыми обширными обязанностями гражданина являются юридические, которые устанавливаются Конституцией РФ или вытекают из ее содержания, а также закрепляются в других нормативных правовых актах. Отсюда следует различать конституционные, гражданско-правовые, экологические, административные и другие обязанности граждан. 
Моральные обязанности заключаются в том, что от гражданина ожидается добропорядочность поведения, “честная игра” по отношению к обществу и государству, как образно выражено в литературе26. С нашей точки зрения, сюда следует отнести обязанности всех и каждого укреплять нравственные основы общества и деятельности государства, повышать общую и правовую культуру, уважать достоинства личности и другие. 
К религиозным обязанностям относится обязанность каждого не допускать в обществе пропаганды и агитации, возбуждающих религиозную ненависть и вражду. Вместе с тем, гражданин обязан не допускать принудительного господства какой-либо религиозной идеологии в обществе. Религиозные обязанности могут возникать из участия людей в каких-либо религиозных объединениях, созданных на законных основаниях. 
Семейными обязанностями являются: забота о детях и их воспитание; помощь престарелым и нетрудоспособным родителям и другие. 
Ответственность государства перед личностью 
В условиях укрепления гражданского общества и формирования правового государства одним из показателей этого процесса является установление взаимной ответственности личности и государства. Поскольку личность и государство находятся в правовых отношениях, не только граждане имеют обязанности перед государством, но и государство несет ответственность перед ними. Следует обратить внимание на то, что это не только теоретическое положение, но и проблема, имеющая важное практическое значение.  
Как вид ответственности государства выступает ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка разрешения обращений граждан. Обращения могут осуществляться в форме жалоб, предложений и заявлений граждан. Жалобы — это обращение граждан по поводу нарушения их субъективных прав и свобод. Предложения и заявления имеют иную правовую сущность, они не связаны с нарушением прав граждан, а носят часто критический характер, направлены на улучшение деятельности органов исполнительной власти. Обращаться в государственные органы можно лично, также направлять индивидуальные и коллективные обращения.  
Следующим видом государственной ответственности органов государственной власти является их ответственность за нарушение избирательного законодательства, лишающих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Юридическая ответственность государства выражается в ответственности государственных правоохранительных органов. В частности, подлежит возмещению вред, причиненный жизни или здоровью гражданина незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Положение об ответственности государства перед человеком и гражданином достаточно прочно укрепилось в нашем сознании и законодательстве. Однако правовые нормы об ответственности государства рассредоточены в различных нормативных правовых актах, многие из которых устарели, другие противоречивы, поэтому требуется систематизация законодательства в этой области.

Основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы является законность и правопорядок.

Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Говоря о правопорядке подчеркнем, что правопорядок – это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности.

Мы не занимаем крайне противоположной позиции в отношении традиционной иерархии правоохраняемых ценностей “человек-общество-государство”, но разделяем мнение о том, что права человека могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и позитивно воздействовать на личность.

 

2. Законность и правопорядок.

 

2.1 Правопорядок, понятие и признаки.

 

Правопорядок – это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его зашитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.

Гарантии законности и правопорядка. В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

 

2.2 Соотношение общественного и правового порядка.

 

Правопорядок – внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагивают также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайно Россия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планам совершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступностью. Да и сейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности за наведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят для себя угрозу в российской организованной преступности, коррупции.

Следует различать понятия "правовой порядок" и "общественный порядок". Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это – результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правовую.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).

Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействию. Правопорядок выражает прежде всего волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

1) они не  совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный  порядок исторически возникает  вместе с возникновением и  становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут государства;

2) у них  разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному  обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым – влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении  правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором – только меры морального характера;

5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок  и общественный порядок не  тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах – на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Информация о работе Государство, личность, общество. Законность и правопорядок