Государство, личность, общество. Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

Вся человеческая история — это вечный «социальный вопрос», заключающийся в определении человека, общества и государства, соотношении условий и форм существования, взаимодействия личности, общества и государства.
Проблема взаимоотношений личности, общества и государства имеет особую значимость и актуальность в современной России

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Государство, личность, общество………………………………………………………….3
1.1 Правовой статус личности.………………………………………………………………..3
1.2 Правовое государство……………………………………………………………………..4
1.3 Понятия и признаки государственной власти…………………………………………...7
1.4 Гражданское общество. Права и свободы человека…………………………………….8
1.5 Взаимодействие личности и государства………………………………………………12
2. Законность и правопорядок……………………………………………………………….14
2.1 Правопорядок, понятие и признаки……………………………………………………..14
2.2 Соотношение общественного и правового порядка……………………………………16
2.3 Законность и правопорядок……………………………………………………………...17
2.4 Гарантии законности……………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………………21
Список использованных источников и литературы………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная право.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

НОУ СПО УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

Юридический факультет

Заочное отделение

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: « Теория государства и права»

 

 

на тему:

«Государство, личность, общество.

Законность и правопорядок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студент 1 курса

Костылева Д.В.

 

Научный руководитель:

Булыгина О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                                    Стр.

Введение………………………………………………………………………………………..3

 

1. Государство, личность, общество………………………………………………………….3

 

1.1 Правовой статус личности.………………………………………………………………..3

1.2 Правовое государство……………………………………………………………………..4

1.3 Понятия  и признаки государственной власти…………………………………………...7

1.4 Гражданское  общество. Права и свободы человека…………………………………….8

1.5 Взаимодействие  личности и государства………………………………………………12

 

2. Законность  и правопорядок……………………………………………………………….14

 

2.1 Правопорядок, понятие и признаки……………………………………………………..14

2.2 Соотношение  общественного и правового порядка……………………………………16

2.3 Законность  и правопорядок……………………………………………………………...17

2.4 Гарантии  законности……………………………………………………………………..19

 

Заключение……………………………………………………………………………………21

 

Список использованных источников и литературы………………………………………..22

 

Приложение………………………………………………………………………………….. 23

 

Схема: «Виды государственных органов»………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вся человеческая история — это вечный «социальный вопрос», заключающийся в определении человека, общества и государства, соотношении условий и форм существования, взаимодействия личности, общества и государства.

Проблема взаимоотношений личности, общества и государства имеет особую значимость и актуальность в современной России. Личность, общество и государство — это постоянно меняющиеся и развивающиеся организмы, вследствие чего характер их взаимоотношений также претерпевает постоянные изменения. В основе этих взаимоотношений — обеспечение баланса, приоритет интересов личности, общества и государства. Именно эта формула составляет фундамент национальных интересов, нацеливает на консолидацию общества, его устойчивое развитие и обеспечение безопасности.  
Важнейшие социально-политические и другие процессы, развертывающиеся в России в течение последнего десятилетия, характеризовались проявлениями перманентного недовольства и негативной заряженностью общественного мнения по отношению к государственной власти. Неослабевающие социально-экономические проектные усилия продолжают навязываться обществу и отвечают интересам главным образом лишь небольшого элитного слоя. Государство не в силах подорвать основы тотальной коррупции и системы бюрократического абсолютизма, создать условия для самодеятельности общества, полноценной самореализации и повышения личной ответственности многих его граждан. Это свидетельствует об отсутствии не только сотрудничества и партнерства между обществом, личностью и государством, но и даже необходимого диалога. 

Изучение проблемы формально-юридической основы статуса личности связано также с исследованием границ ее свободы. Но свобода является тем же формально-юридическим началом, характеризующим не только правовое положение личности, но и весь государственный порядок.

 

1. Государство, личность, общество.

 

    1. Правовой статус личности.

 

Развитие идеи личности, ее правового статуса, при одновременном развитии форм гражданского общежития, наиболее сильно проявляется в государстве. Само государство является итогом интеграции и эволюции различных форм естественных, частных союзов в искусственные союзы, среди которых становится сверх интегративной системой. В правах и обязанностях личности зафиксированы не только стандарты поведения, защищаемые государством, потому что они согласуются с нормальными целями социальной системы, но и «раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности». Для обеспечения свободы личности отношения между государством и личностью необходимо детально урегулировать.

Для гражданского общества необходимо существование свободы и ее ограничения одновременно. Общественный интерес, вбирая в себя множество частных интересов, нормирует их совокупностью «рамок и правил», которые являются формально-юридическими средствами, необходимыми для поддержания действенности механизма социально-юридического регулирования. Без придания фактическому положению личности совокупности этих правил и норм, исходящих от государства, статус личности остается частным, теряя политически-государственное значение.

«Политико-правовое состояние личности нельзя противопоставлять ее общественному положению, так как они находятся в соотношении формы и содержания». Проблему определения границ участия личности в политике целесообразно решать с точки зрения соотношения правовой формы и содержания единства верховной власти, нации и территории. Что касается личной свободы, то личность утверждала свой статус под давлением экономических потребностей, а не исходя из метафизических представлений о личном праве. Правовой статус личности стал возможен благодаря укреплению территориального значения верховной власти с общенациональным значением. С укреплением государственной власти личность освобождалась от давления частных союзов и частных юридических форм, но и государство, освобождая личность, стремилось ею обладать. Правомерность свободы личности связана с решением вопроса о степени участия личности в национальной собственности.

Юридическое деление общества предполагает правовую систему, гарантирующую защиту законно приобретенных прав. Юридические свойства государственных обязанностей состоят в том, что они лишь являются средствами для защиты прав. Формально-юридическое равенство ведет к созданию пространства личной свободы. Соединение на этом пространстве права и обязанности жестко, политически приводит к уничтожению института свободы личности. Юридический состав личной свободы выражен в равновесии прав и обязанностей. Институт свободы личности связан с формой общественной солидарности, формой государства. Политическая свобода в государстве предполагает гражданское равноправие. «Личность и в самом деле нуждается в защите от коллективов всех уровней, в том числе и от общества в целом. История слишком часто дает нам примеры диктатуры не только отдельных личностей, но и диктатуры масс».

Общегражданское равенство в буржуазных государствах сочетается с неравенством в политических правах. Здесь нет связи экономических различий и гражданских прав личности, но образуется различие в политических правах. Личность стремится к своему освобождению, но во имя общего интереса, который заключается в праве. Нормативное здесь является одновременно социальным. Не индивидуализм, не эгоизм, а социальная солидарность приводит к сознанию личного права. Общество вносит в межличностные отношения элементы правопорядка. Личность при этом не опирается на «врожденные» права, а «вырабатывает» право-притязание в соответствии с возможностями и условиями природно-социальной среды и в соответствии с уже существующим порядком правового регулирования. Внося элементы борьбы в процесс создания личного права, личность действует все же в рамках дозволенного, так как неправомерно противопоставлять личный интерес целям социального целого, солидарному интересу.

Соотношение прав личности и общества меняется в зависимости от характера юридической связи. Соотношение субъективного и объективного права раскрывает его форму и наличие преобладающего способа воздействия нормы права на поведение людей. Несмотря на то, что право, прежде всего, выражает господствующий интерес, интересы каждой отдельной личности в нем каждый раз также находят свое выражение, поскольку социальный интерес вмещает в себя цели общего блага и есть сумма (коллективное единство) множества частных интересов.

При всех существующих подходах к проблеме правового государства можно выделить общую идею о правлении права. В своей основе данная конструкция соединяет два основных подхода из теории правопонимания - естественно-правовой и позитивистский (формально-юридический). Таким способом достигается соединение моделей правового закона и правовой государственности.

 

1.2 Правовое государство.

 

Правовое государство является в тоже время конкретной формой государства в единстве его элементов. Данная конструкция по своей сути исключает крайности, свойственные анархии и деспотизму, возможно также свойственные крайним формам разделения властей, например в президентских республиках.

Верховная власть при этом не должна распределяться в определенном объеме между индивидами, она должна присваивать им определенный титул права. Он же и определяет праводееспособность лиц и границы их участия в правоотношениях различного типа. В данных правоотношениях как бы происходит эквивалентный обмен ценностями в соответствии с провозглашенными принципами законности и юридического верховенства основного закона.

Правовые отношения постепенно вытесняют из социальной деятельности все, что относится к не правовой сфере. Модель правового государства включает в себя правовые формы и государственные учреждения. Любая идея государства находит свое выражение в государственном праве и государственном порядке. Но не во всех государствах преобладает естественно-правовая концепция прав человека, например, в Германии и Австрии выстроена по Конституции позитивистская модель. Права человека, безусловно, ограничивают власть. Защиту этим правам придает сама же законодательная, особенно процессуальная форма, заключающая в себе идею правовой справедливости. Справедливость предполагает равенство, то же, что и равенство в правах. Правовая власть должна обеспечивать защиту прав и свобод личности. Важным является положение Конституции о непосредственном действии прав и свобод человека, определяющих смысл законодательства и деятельности различных ветвей власти. Права и свободы обеспечиваются правосудием, процессуальное законодательство в этой сфере необходимо постоянно совершенствовать. Необходимо совершенствовать и другие конкретные механизмы защиты прав человека.

Для характеристики правового государства и всякого государственного устройства необходимо использовать понятие «правомерности». В правомерно устроенном государстве предполагается надлежащее соответствие между правами и обязанностями граждан, личными или общественными. Нарушение между правами и обязанностями ведет к нарушению общественного равновесия, уничтожению взаимных связей, основанных на общем интересе и уничтожению совместной политической деятельности. Правовая политика должна обеспечивать свободу личности и уравнение всего общества перед законом.

В правовом государстве необходимо постоянное расширение социальной функции государства, закрепление социальных программ на уровне законодательства. Социальные расходы в развитых странах составляют значительную долю расходных ассигнований бюджета. Но, несмотря на то, что Конституция РФ провозглашает государство социальным, эта декларация остается юридической фикцией. Поэтому при отсутствии социальной государственности можно говорить и об отсутствии правового государства. Социальные права человека выступают содержанием современной формы права.

В правовом государстве частные интересы не подавляются, в противном случае общество не может выработать правильных целей, вариантов развития. Они преобразовываются в новые общественные союзы, которые являются основой гражданского общества и народного представительства. Правовое государство только внешне связано с системой учреждений (институциональный аспект), являясь итогом солидарности и внутренней связи частных интересов. Складывающаяся горизонтально-вертикальная модель интеграции общественных интересов и отношений в государстве есть модель самоуправления. Государственная власть выступает уравновешивающей силой в обществе, внося в процесс конкуренции частных интересов элементы правопорядка. Правовое государство проявляется на практике как постоянно изменяющаяся политическая форма, показывая постоянное движение общества к утверждению новых юридических начал.

Ограничение государства правом происходит постоянно в современных условиях. Государственная форма должна отвечать конкретным потребностям, выраженным в этих ограничениях. Государство и личность соответственно обладают правом на ограничение друг друга в их действиях, если они выходят за пределы очерченных верховной нормой рамок и правил. Здесь недопустимо тотальное подчинение государством личности или, наоборот, в противном случае нарушается соответствие между правами и обязанностями и теряется ценность декларируемой свободы. Взаимная ответственность государства и личности в правовом государстве обеспечивается с помощью независимого положения суда. Ограничение прав личности или государства одновременно предполагает разграничение их интересов, выраженных в отношениях или в юридических способах защиты нарушенного права, в способах его охраны.

Информация о работе Государство, личность, общество. Законность и правопорядок