Государство и средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Роль СМИ в политическом процессе России очень велика. Поэтому они являются объектом постоянной борьбы различных политических сил. Контроль над СМИ означает контроль над созданием мифов, которые внедряются в массовое сознание. А мифы управляют мыслями и поступками людей. Поэтому в России борьба за власть сопровождается ожесточенной борьбой за контроль над СМИ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие средств массовой информации 5
Глава 2. Государственное регулирование деятельности средств массовой информации 12
Глава 3. Влияние СМИ на государство 22
Заключение 28
Список используемых источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 62.32 Кб (Скачать файл)

Надзор схож по функциям, сущности и составляющим с государственным  контролем, но отличен по способам регулирования. Он не предполагает какого-либо вмешательства в хозяйственную деятельность поднадзорного органа либо лица (иное влечет ответственность в соответствии со ст. 58 Закона «О средствах массовой информации»), а также не позволяет надзорным органам выносить властные решения, обязательные для организаций и лиц, осуществляющих производство и выпуск средства массовой информации. Это связано и с тем, что надзорный орган вправе лишь проверять деятельность поднадзорного субъекта, но он не может обязать внести какие-либо изменения в его деятельность. Все это позволяет оптимизировать деятельность надзорного органа.

С одной стороны, поднадзорные субъекты вправе на основе предупреждений повлиять на изменение незаконных действий в сторону законных. С другой стороны, неисполнение поднадзорным субъектом  предупреждения регистрирующего органа влечет за собой судебные санкции, которые  на основе принципов состязательности и равноправия сторон могут быть куда больше, чем при исполнении предписания органа исполнительной власти. Системой сдержек становятся управленческие решения Россвязьохранкультуры в неуправленческой сфере. Данные действия влекут ответственность в порядке ст. 58 Закона «О средствах массовой информации». Например, запрещен незаконный порядок прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации (п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона «О средствах массовой информации»). Поскольку для такого прекращения необходимо решение суда, то, исходя из его неуправленческой функции и презумпции правосудия, ответственность понесет орган государственной власти, управомоченный в сфере оперативного управления деятельностью сферы средств массовой информации, т.е. Россвязьохранкультура.

 

 

Глава 3. Влияние  СМИ на государство

 

В России в первой половине 90-х годов телевидением, как орудием  политического господства, активно  пользовались олигархи. Наиболее могущественные медиа-империи принадлежали Б.Березовскому и В. Гусинскому. Первый контролировал ОРТ, второй владел НТВ. С помощью телевидения олигархам удавалось решать свои политические и коммерческие задачи. Однако после прихода к власти Владимира Путина ситуация изменилась. Государство пустило в ход свои силовые ресурсы и, в результате, олигархи утратили контроль над телеканалами.

Конфликт российских медиа-олигархов с государством не случайное явление. В этом смысле Россия движется в русле мировых тенденций. СМИ все больше приобретают глобальный характер, выходят за пределы национальных государств и стремятся закрепиться в качестве самостоятельной силы.

Эта тенденция четко прослеживалась в тактике защиты, которую избрал В.Гусинский в борьбе с государством. Он пытался опереться на международное общественное мнение, т.е. искал поддержку за пределами российского государства. Поскольку НТВ не транслируется на весь мир, как CNN или BBC, то непосредственно обратиться к «глобальной деревне» журналисты НТВ не могли. Эта задача решалась с помощью политического скандала, разгоревшегося в мире из-за притеснения «свободы слова» в России. НТВ осуществил «глобальный охват» мира опосредованно. Но тенденция, что называется, налицо.

Но есть и встречная  тенденция. Государство пытается противостоять  глобализации и автономизации СМИ, используя доступные ему рычаги влияния. Даже в США, которые так  гордятся Первой поправкой к Конституции, после терактов 11 сентября государство  предъявило свои права на контроль над информацией. Так, CNN «порекомендовали»  не показывать интервью с Бен Ладеном, якобы, из-за того, что террорист  может подавать своим сообщникам некие тайные знаки, которые послужат сигналом для новых терактов. Политкорректное CNN не стало спорить.

В России «ответный ход» государства был менее дипломатичным. Олигархические СМИ убирали, обрушив  на них всю мощь государственной  машины. Борьба «Медиа-моста» и власти носила очень драматический характер. В конечном итоге, государству удалось сломить сопротивление масс-медиа «Моста», но проблема взаимоотношений между государством и СМИ в России осталась не решенной.

Государство будет и в  дальнейшем наступать на СМИ просто в силу своей природы. Американский футуролог Элвин Тоффлер считает: «Государство - любое государство - занято тем, чтобы быть у власти. Чего бы ни стоила экономика для остальных людей, оно будет искать пути к обузданию последних революционных перемен в области коммуникаций, желая использовать их в своих целях, и оно будет создавать преграды свободному течению информации»11. Тоффлер имеет ввиду общемировую тенденцию (книга Тоффлера вышла в 1990 году). В России эта тенденция вылилась в жесткое противостояние олигархических СМИ с государственной машиной.

Тоффлер считает, что «государство изобрело новые формы контроля над умственной деятельностью, когда индустриальная революция привела к созданию СМИ, и оно станет искать новые средства и методики, которые помогли бы ему сохранить хотя бы некоторый контроль над образами, идеями, символами и идеологиями, доходящими до простых людей через новую электронную инфраструктуру.

Эти идеи оказались созвучны разработчикам «Доктрины информационной безопасности России»: «Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса будет возрастать»12. Другими словами, чем дальше идет технический прогресс, тем активнее государство должно заниматься «обеспечением информационной безопасности» самого себя.

Конфликт между СМИ  и государством неизбежен, поскольку  интересы этих институтов зачастую противоположны. Цели СМИ отличаются от целей правительственных чиновников. Чиновникам нужны истории, в которых их работа отражалась бы точно и в благоприятном для них свете. Они также хотят доминировать над процессом создания новостей, чтобы публикуемая информация отражала их понимание того, что имеет значение, а что не имеет. С другой стороны, журналистам нужны новостные (newsworthy) истории, отбираемые по общепринятым критериям. Они верят, что их аудитория больше заинтересована в захватывающих фактах и человеческих историях, чем в академических дискуссиях по проблемам публичной политики, их предыстории и их предполагаемого воздействия, выраженного в статистике.

Поскольку природа государства  везде одинакова и разница  состоит лишь в формах ее проявления, то противоречие между чиновниками  и журналистами будет сохраняться  всегда. Государство использует довольно широкий спектр средств для того, чтобы контролировать СМИ.

Средства массовой информации освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ в последнее время относятся не только пресса, радио, телевидение, но и интернет и реклама. В последние десятилетия информационные средства претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, а также информационные индивидуальные носители. Но, как показывает практика, наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама. Средства массовой информации сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, несформировавшимся мировоззрением - наиболее велика. Стороны влияния СМИ могут быть как положительные, так и отрицательные. С уверенностью можно выделить непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Но существуют также завуалированное, более глубокое влияние, которое может быть незаметно на первый взгляд. Например, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Можно отметить, что существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Поскольку насчет этих явлений существует четкое мнение в мировом сознании, то можно сказать, что СМИ передает достаточно объективную информацию, не противоречащую ценностям общества и позволяющую сформировать достаточно долгосрочное и утвердившееся мнение. Очень распространенный нынче Интернет - порожденная технологиями СМИ система поиска и передачи информации, несомненно, приобрела абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом. Безусловно - это положительные стороны влияния на общественное мнение и человеческую деятельность. Одним же из отрицательных воздействий СМИ является - пропаганда. Среди отрицательных воздействий на сознание путем пропаганды является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ дают информацию, зачастую являющуюся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен, но неприкрыто груб и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с методом ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет  влиять на восприятие информации. Поскольку  метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс  восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления  под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют  всю подаваемую информацию, т.е. особым образом «подводят» ее под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа, думая что это единственный возможный верный путь восприятия реальности.

Стереотипы, как правило, формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной  среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью  СМИ. При помощи стереотипов легко  манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в  целом и конкретных групп людей  в частности. Таким образом, большинство  исследователей показывают тесную связь  стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к  миру, на поведение, воспроизводящее  поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Таким образом, с помощью  различных методов влияние СМИ  крайне важно и велико. Можно сделать  вывод что умело манипулируя  общественным сознанием при помощи различных СМИ возможно не только создать направлять развитие культуры, сознания и поведения общества, но и прививать определенную роль каждому социальному классу и даже каждому человеку в отдельности.

В последнее время все  чаще слышатся разговоры о возрастании  влияния СМИ не только на поведение, но и на сознание, на психику. Для  многих людей подрастающего, развивающегося поколения, детей интернета, выросших на мультиках и компьютерных играх  происходит подмена реально существующей действительности на виртуальную. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал - расслабленным, готовым к приему информации. Но информация, к сожалению не всегда позитивна. Все что в этот момент поглощает сознание человека записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. В дальнейшем, эта информация может во многом повлиять на поведение человека дома, в обществ, на работе. А подобное поведение, стереотип которого получен в крайне уязвимом состоянии психики не всегда является правильным.

 

 

Заключение

 

Российская модель взаимодействия СМИ, государства и общества располагается  где-то между демократической и авторитарной. Нынешняя российская политическая система является переходной. Соответственно отношения СМИ, государства и общества характеризуются подвижностью: правила игры периодически меняются, расклад сил на медиаполе постоянно меняется и т.д.

При Ельцине на фоне развала  государственной машины возник феномен  олигархических СМИ (прежде всего, империи  В.Гусинского и Б.Березовского). Их уникальность была в том, что они не были ни «партийными» в западном смысле, ни государственными. Их владельцы были самостоятельными политическим игроками. "Медиа-МОСТ" был своего рода протопартией со своей идеологией, связями в госапапрате, политической позицией и т.д. Самостоятельной политической фигурой был и Б.Березовский (именно СМИ делали его таковой). Этот феномен возник благодаря тому, что вакуум между обществом и государством заполнить было некому.

Не исключено, что СМИ  станут той силой, которая позволит «сшить» социальные группы и партии, наладить между ними диалог. Связано  это, в частности, с бурным развитием  СМИ в последние годы (годы экономического роста). СМИ стали четче позиционироваться  по отношению к своим аудиториям. Интересы аудитории, ее ценности становятся для СМИ одним из основных ориентиров в бизнесе. Соответственно и политическая ориентация СМИ становится более  привязанной к аудитории.

 

Список используемых источников

 

  1. Российская Федерация. Законы. О средствах массовой информации: закон РФ № 2124-1 от 27.12.1991 в ред. от 28.07.2012//РГ. № 32. 1992.
  2. Российская Федерация. Правительство. О Федеральном агенстсве по печати и массовым коммуникациям: постановление Правительства Российской Федерации № 292 от 17.06.2004 // Российская газета. 2004. 22 июня.
  3. Российская Федерация. Правительство. О проведении конкурсов на получение права на наземное эфире телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания: постановление Правительства Российской Федерации № 698 от 26.06.1999 // СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3382
  4.   Российская Федерация. Правительство. О Правительственной комиссии: постановление Правительства Российской Федерации №3 304 от 22.05.2006 // Российская газета. 2006. 31 мая.
  5. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учеб. для вузов. М., 2004. С. 30.
  6. Беляев, В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: Монография. М., 2005. С. 44.
  7. Дроздов Ю., Фартышев В. Юрий Андропов и Владимир Путин. М. 2001. С. 269.
  8. Коновченко, С.В. Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государственной власти России/С.В. Коновченко//Информационное право. - 2007. - № 4.
  9. Кроткова, О.И. Роль средств массовой информации в создании эффективного института управления и распоряжения государственной собственностью /О.И. Кроткова// Правовые вопросы связи. - 2009. - № 2. - С. 13 - 16.
  10. Лукичев, К.Е. Коммуникация в сфере оборота государственной тайны: права средств массовой информации и обязанности государства /К.Е. Лукичев// Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. № 5. - С. 39 - 43.
  11. Медведев обсудил с руководством телеканалов и агентств развитие СМИ в РФ//http://rus.ruvr.ru/2012_11_30/Vladimir-Putin-pomozhet-rassledovaniju-korrupcii-v-Minoboroni/
  12. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М. 2001.- 648с.

Информация о работе Государство и средства массовой информации