Государственные учреждения: суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в наше время преобразования общественного устройства, происходящие в Российской Федерации с неизбежностью вызывают глубокие изменения в её правовой системе. Наиболее значимым направлением в этой области преобразований стала судебная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства и судебной системы РФ. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием присяжных заседателей. “Судом присяжных называется в отличие от суда коронных судей, шеффенов и сословных представителей суд, творимый при участии представителей всех слоев общества, удовлетворяющих определенным личным и имущественным требованиям и выбираемых по жребию из особо заготовленных списков, причем по общему правилу эти выборные решают вопросы о событии преступления, о вине или повинности подсудимого, о его вменяемости и об особо увеличивающих или уменьшающих его ответственность обстоятельствах, а судья применяет к этому их решению уголовный закон. ”

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
История возникновения суда присяжных
1.1 Образование суда присяжных в дореволюционной России……………...4
1.2 Суд присяжных современность……………..………………………………5
2. Спорные достоинства и очевидные недостатки суда присяжных в России...10
Заключение…………………………………………………………………………13
Список используемой литературы……………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание крр госучр.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

"Право на  рассмотрение дела с участием  присяжных, - отмечает И.Н. Алексеев, - по своей значимости стоит  выше иных уголовно-процессуальных прав"10. Желание одного из обвиняемых предстать перед судом присяжных может оказаться обязательным и для всех остальных обвиняемых, даже если они всячески возражали против этого.

Суд с участием присяжных заседателей был введен не одновременно на всей территории России, а в качестве эксперимента лишь в нескольких субъектах, следовательно, право гражданина на рассмотрение его дела судом присяжных реализовывалось в зависимости от места его нахождения, что представляется юридическим нонсенсом.

Вопрос образования коллегии присяжных заседателей, призванных для разрешения дела, практически отдан на усмотрение аппарата суда и на совесть самих присяжных заседателей, случайность выборки кандидатов не гарантирована. Возможно, было бы целесообразно создать комиссию по составлению списков присяжных заседателей в каждом субъекте РФ. Запрет на включение в списки присяжных заседателей лиц, ранее судимых и отбывавших наказание в местах лишения свободы.

Законодатель  вовсе не интересуется способностью присяжных заседателей принимать разумные решения вообще и их морально-психологической подготовленностью к принятию ответственных решений.

Следует дополнить  законодательство требованием об образовательном  цензе, запретив включать в списки присяжных  заседателей лиц, не имеющих хотя бы среднего образования. Лица, призываемые в качестве присяжных, должны пройти тестирование/собеседование с участием врачей-специалистов определяющих их степень готовности и способность к принятию по делу обоснованного и справедливого решения.

Процедура отводов кандидатов в присяжные заседатели не выглядит достаточно продуманной. Немотивированный отвод присяжным могут заявлять только государственный обвинитель, подсудимый или его защитник (п.2 ч.5 ст.327 УПК РФ). Тем самым права потерпевшего, гражданского истца/ответчика и их представителей оказываются ущемленными, а принцип равноправия сторон нарушается11.

Возможность принятия обоснованного решения присяжными заседателями сомнительна. Чтобы иметь  возможность вынести объективный  и беспристрастный вердикт, присяжные заседатели должны быть с достаточной полнотой ознакомлены с материалами уголовного дела. Однако это нарушается уже при формировании коллегии - председательствующий обязан сообщить им лишь скупую, скудную информацию о рассматриваемом деле.

В то же время законодатель предельно ограничил присяжных в возможности сбора и получения необходимой для принятия надлежащего решения даже фактической информации (тем более юридической).

Присяжных заседателей  не полагается знакомить с доказательствами, признанными недопустимыми (ч.6 ст.335 УПК РФ). Какие-либо вопросы участникам процесса, в том числе подсудимому, присяжные вправе задавать только через председательствующего. Такое действие председателя оспорено быть не может, и, таким образом, право присяжных на получение необходимой им информации заведомо потенциально ущемлено.

Процессуальные  полномочия присяжных (ч.1 ст.333 УПК РФ) совершенно недостаточны. Они даже не наделены такими элементарными правами, как заявление ходатайств и отводов; представление доказательств; получение копий процессуальных документов; ознакомление с материалами уголовного дела; заявление ходатайств (не говоря уж о принятии решений) о возобновлении судебного следствия и/или производстве судебных действий, в том числе о назначении судебной экспертизы.

Вердикт присяжных (в отличие от приговора) никак  не мотивируется, что резко ограничивает возможности сторон по его оспариванию. В итоге он может быть отменен  кассационной инстанцией только на основании  процедурных нарушений.

Присяжные не несут никакой юридической ответственности и не могут быть наказаны за вынесение заведомо неправосудного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных  заседателей состоит в том, что  вопрос о виновности или невиновности подсудимого выносят не судьи-профессионалы, а такие же граждане, как сам подсудимый. Решения принимаются не на основании положений закона, а на основании представлений присяжных о справедливости, их житейского опыта и здравого смысла. Данный особый вид судопроизводства предполагает разделение задач в процессе.

Если обвиняемый оправдан судом с участием присяжных  заседателей, всякое уголовное преследование  против него прекращается. Обвинение  никак не может возобновить уголовное  дело по тому же обвинению.

Предполагается, что сторона обвинения, так же как и защита, сделала все возможное для того, чтобы представить дело наилучшим образом, а потому решение присяжных по данному делу и является окончательным.

Согласно действующему российскому законодательству присяжный заседатель должен разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку.

Наряду с  внутренним убеждением закон определяет и такую основу для вынесения  решения присяжными, как совесть. Совесть определяют как внутреннюю оценку человеком нравственного достоинства своих поступков и намерений с учетом существующих в обществе норм морали и нравственных идеалов данной личности и обусловленное этой оценкой чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом.

Недаром присяжных  называют судьями совести. Еще в  дореволюционной России в теории уголовного процесса считалось, что  всякий приговор суда присяжных должен прежде всего удовлетворять нравственному  чувству людей, в том числе и подсудимого.

Введение суда с участием присяжных заседателей  помогло отчасти преодолеть одну из тенденций нашего правосудия на обвинительный уклон. Без присяжных  оправдательные приговоры выносились крайне редко.

Но главный  положительный момент все же в другом.

Суд присяжных  требует высокого качества следствия, доказательства вины должны быть неопровержимы, выступление обвинителя должно быть не менее убедительным, чем речь адвоката. Все это способно задать абсолютно новый тон нашей  правоохранительной системе, зримо повысить ее эффективность, а как результат - и доверие к ней общества в целом.

Вероятно, следует  признать, что на настоящем этапе  коллегия присяжных работает недостаточно эффективно. Но это не повод возвращаться к элементам обвинительного процесса, а лишь сигнал к выработке механизмов оптимизации участия общества и его представителей в принятии решений. Выработке этих механизмов должна предшествовать серьезная теоретическая проработка этого вопроса, изучение существующего мирового опыта и, к сожалению, забытого отечественного. Очевидно, этому должно быть посвящено отдельное исследование, а может, и не одно.

Необходимо  дополнить и положения закона о подборе присяжных заседателей. Механизм отбора кандидатов должен быть безупречным, чтобы там не оказалось лиц, не способных принимать ответственные решения12

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11 2001) (ред. от 23.07.2010);

2. Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009)"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 31.07.2004);

3. Определение Верховного Суда  РФ от 26.10.2009 № 48-О09-85сп;

4. Статья: Суд присяжных заседателей в Российской империи как результат Судебной реформы 1864 г. (Урлеков Н. В) ("Общество и право", 2009, N 3);

5. Центральный архив Нижегородской  области. Ф.1854. Оп.1899. Д.14. Л.;

6. Бобрищев-Пушкин А.М. Эмпирические законы деятельности русского суда присяжных.М., 1896;

7. Демичев А. Судьи общественной  совести // Родина. 2003. N 10;

8. Попова А.Д. Правда и милость да царствуют в судах (из истории реализации Судебной реформы 1864 г). Рязань, 2005;

9. Суд присяжных: квалификация  преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практ. пос. / Под ред. А.В. Галаховой. М.: Норма, 2006. С.8 - 9, 11 - 476.;

10. Статья: Исторические предпосылки  создания Общественной палаты  России: правовой аспект (Гриб В. В) ("История государства и права", 2010, N 6);

11. Статья: Присяжные заседатели в системе судебного разбирательства (Кухтяева Е. А) ("Администратор суда", 2009, N 3);

12. Мельник В.В. Содержание конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей // Журнал российского права. 2001. N 5;

13. Алексеев И.Н. Суд присяжных заседателей как угроза российской правовой системе // Уголовный процесс. 2005. N 5;

14. Дежнев А.С. Организационные и правовые проблемы формирования коллегии присяжных заседателей // Российская юстиция. 2005. N 7;

15. Статья: Суд с участием присяжных  - суд совести и здравого смысла (сравнительно-правовой анализ) (Багдасаров Р.В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2009, N 2).

16. 2. “Энциклопедический словарь” Брокгауза и Ефрона, С.-Пб., 1901 г., т.32, с.3

 

1 “Энциклопедический словарь” Брокгауза и Ефрона, С.-Пб., 1901 г., т.32, с.3

2 Суд присяжных: квалификация преступлений и процедура рассмотрения дел: Научно-практ. пос. / Под ред. А.В. Галаховой. М.: Норма, 2006. С. 8 - 9, 11 - 476.

3 п. 2 ст. 325 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 23.07.2010)

4 Статья: Исторические предпосылки создания Общественной палаты России: правовой аспект (Гриб В.В.) ("История государства и права", 2010, N 6)

5 Ст. 4 Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 31.07.2004)

6 ст. 3 Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 31.07.2004)

7 Статья: Присяжные заседатели в системе судебного разбирательства (Кухтяева Е.А.) ("Администратор суда", 2009, N 3)

8 Определение Верховного Суда РФ от 26.10.2009 № 48-О09-85сп

9 Мельник В.В. Содержание конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей // Журнал российского права. 2001. N 5.

 

  10 Алексеев И.Н. Суд присяжных заседателей как угроза российской правовой системе // Уголовный процесс. 2005. N 5.

 

11 Дежнев А.С. Организационные и правовые проблемы формирования коллегии присяжных заседателей // Российская юстиция. 2005. N 7.

 

12 Статья: Суд с участием присяжных - суд совести и здравого смысла (сравнительно-правовой анализ) (Багдасаров Р.В.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2009, N 2)

 


Информация о работе Государственные учреждения: суд