Государственная система управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:20, реферат

Краткое описание

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования.

Вложенные файлы: 1 файл

Карпова-лекция.docx

— 24.82 Кб (Скачать файл)

Государственная система  управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов  государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д. В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-трудовых отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

В условиях современной России для  сферы труда характерен переход  от монополии государства в административном определении правил регулирования  социально-трудовых отношений к  их программно-нормативной регламентации на принципах демократизации и регионализации. Это означает установление при помощи нормативных актов (законов, указов, постановлений) границ, в рамках которых действуют субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативным актам относятся: основы законодательства о труде, пенсионное законодательство; закон об индексации доходов населения; закон о занятости; нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, матерей с детьми), профессиональных групп трудящихся и т.п.

Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных  ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон  о банкротстве предприятий в  отдельных статьях регулирует отношения  между трудовым коллективом и  администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий  круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В  законодательстве закреплены права  и обязанности сторон и в таких  вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.

Программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального  или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости  населения РФ, Программа поддержки  малого предпринимательства), региональные (например, Программа развития экономики  и культуры малочисленных народов  Севера), отраслевые (например, Программа  санации неперспективных и особо  убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России), частные (например, программа самозанятости).

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового  законодательства принимаются Государственной  Думой. Совет Федерации также  обладает правами по участию в  законодательной деятельности, но они  имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные  законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат - органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через  подготовку, экспертизу, обоснование  законов и других нормативных  документов.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства охватывает по существу все стороны жизни  общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный  бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики - программы  социального развития и др. Правительство  формирует федеральные и отраслевые министерства, службы и агентства  и в их числе как специализированные на вопросах труда и управления трудовыми  ресурсами (Федеральная служба по труду  и занятости Министерства здравоохранения  и социального развития РФ), так  и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и  ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и  т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.

Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

  • участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);
  • государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;
  • организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
  • сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;
  • повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;
  • участие в правовом просвещении граждан и др.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также  различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков; меры по улучшению условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья; техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.

В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные  объединения:

  • традиционные (официальные) профсоюзы (ФНПР - Фонд 
    независимых профсоюзов России). В их структуру входят 
    40 отраслевых профсоюзов и более 70 региональных проф 
    объединений, насчитывающих более 65 млн человек, что 
    составляет более 90% общего числа членов профсоюзов 
    в России;
  • альтернативные профсоюзы демократической ориентации -

объединяют 300-350 тыс. человек, входящих в 25 офици 
ально зарегистрированных и столько же незарегистриро 
ванных альтернативных профсоюзов. Возникли на волне 
массовых забастовок лета 1989 г.;

  • локальные профсоюзы - немногочисленные, организаци

онно обособленные в масштабах  города (например, С.-Пе 
тербурга);

  • профсоюзы работников негосударственного сектора: их около

10, они объединяют до 3 млн человек,  занятых в негосу 
дарственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти 
профсоюзы скорее содействуют развитию предприниматель 
ства, чем защищают права наемных работников.

Многие вопросы управления трудовыми  ресурсами рассматриваются с  учетом международных соглашений, конвенций  и других документов в области  труда, которые являются обязательными  для государств - членов МОТ, каковым  является и Россия.

Центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению  единой государственной политики в  области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения  и социального развития РФ, которое  работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и  с общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия  и органы по труду и зада

нятости населения субъектов Федерации  образуют единую государственную систему  управления социально-трудовыми вопросами  в Российской Федерации.

Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального  развития РФ

являются: выработка политики в  социально-трудовой сфере; координация  всей работы в социально-трудовой сфере  в стране; разработка основных направлений  социальной политики правительства; подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; формирование правовой и нормативной  базы регулирования социально-трудовых отношений; участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений; регулирование рынка  труда, занятости населения и  др.

Федеральная служба по труду и занятости  занимается разработкой и осуществлением государственной политики в области  занятости населения и проведением  организационных мероприятий по ее реализации; разрабатывает государственные  программы занятости на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и  представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство разработкой  программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в  своей деятельности Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

К Федеральной службе по труду и  занятости относится ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации  и нормирования труда, повышения  квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Международная организация труда (МОТ) - трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ - выработка соглашений, международных конвенций в области  труда для последующей их ратификации  государствами - членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в  области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста  занятости населения в странах  третьего мира; изучение и анализ тенденций  и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение меж-

дународных конференций, семинаров  по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство. занятость  населения и т.д.) и др. В России действует Московское бюро МОТ.

Государственную систему управления трудовыми ресурсами России можно  охарактеризовать с двух сторон: с  точки зрения тех задач, функций, процессов, выполнение которых она  должна обеспечить и для решения  которых создана; и с точки  зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной  власти и управления, исследовательских  и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.

По составу и характеру задач  государственная система управления трудовыми ресурсами в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий  круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в  Российской Федерации, мотивации и  оплаты труда, организации и нормировании труда, изучения и регулирования  занятости населения и его  миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального  обучения и повышения квалификации и т.д.

Основными направлениями совершенствования  государственной системы управления трудовыми ресурсами являются:

  • проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например в области оплаты и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций;
  • тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны и производительности труда, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования.

Чем отличается управление человеческими ресурсами от управления персоналом? 

 

1. В отличие от управления  персоналом управление человеческими  ресурсами переориентировано с  нужд персонала на потребности  самой организации в рабочей  силе, и приоритеты кадрового  менеджмента определяются в первую  очередь результатами функционального  анализа имеющихся и проектируемых  рабочих мест, а не существующим  кадровым потенциалом организации.

Информация о работе Государственная система управления трудовыми ресурсами