Государственная и международная стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:58, лекция

Краткое описание

Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3 Государственная и международная стандартизация.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

3) классификация - заключается  в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта.

Существуют две разновидности стандартизации: фактическая (отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества) и официальная (является результатом целенаправленной деятельности и завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия).

В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых наиболее представительной является Международная организация по стандартизации (International Standart Organization - ИСО). Она создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами.

ИСО является неправительственной организацией, пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель - содействие стандартизации в мировом масштабе. К основным функциям ИСО относятся: установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО; содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов; организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов; сотрудничество с другими международными организациями.

Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, состоящая из официальных лиц и представителей всех категорий членов ИСО, созываемая не реже одного раза в три года. Генеральная Ассамблея определяет общую политику организации, решает основные вопросы ее деятельности. Официальными лицами ИСО являются: президент; вице-президент; казначеи; генеральный секретарь.

Генеральная ассамблея - высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство ИСО осуществляет Совет, состоящий из комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др.

Исполнительное бюро по поручению Совета рассматривает финансовые вопросы, а также вопросы организации и руководства технической деятельностью ИСО. Исполнительное бюро состоит из вице-президента (председатель Совета) и представителей комитетов-членов.

Другими органами Совета являются:

- Техническое бюро (ПЛАКО) - вырабатывает рекомендации Совету по вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО;

- Комитет по оценке соответствия (КАСКО) - ведет работу по следующим направлениям:

- изучение способов оценки  соответствия продукции и систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям;

- подготовка руководств  по испытаниям, инспекции и сертификации  продукции, процессов, служб, а также  по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации и систем обеспечения качества;

- содействие взаимному  признанию национальных и региональных  систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества.

- Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО) – в его  задачу входит изучение следующих вопросов:

- пути содействия потребителям  в получении максимального эффекта  от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

- выработка рекомендаций (с точки зрения стандартизации), направленных на обеспечение  информацией потребителей, защиту  их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации;

- обобщение опыта участия  потребителей в работах по  стандартизации, применению стандартов на потребительские товары;

- поддержание связи с  различными органами ИСО, деятельность  которых затрагивает интересы потребителей.

- Комитет по научно-технической  информации (ИНФКО), задачами которого являются:

- обеспечение функционирования  информационной сети ИСО с  использованием средств вычислительной  техники по вопросам, входящим  в компетенцию ИСО;

- координация работы информационных центров стран-членов ИСО по стандартам и смежным вопросам;

- разработка рекомендаций  по классификации и индексации  стандартов и других нормативно-технических  документов (НТД) для целей их  автоматизированной обработки;

- содействие применению международных стандартов в информационных системах по НТД.

- Комитет по оказанию помощи развивающимся странам (ДЕВКО) - его целью является организация и совершенствование деятельности национальных органов по стандартизации. В основные функции ДЕВКО входит:

- выявление потребностей  и оказание помощи развивающимся  странам по вопросам стандартизации и по смежным областям (например, контроль качества, метрология, сертификация и др.);

- создание условий для  широкого обсуждения всех аспектов  стандартизации и деятельности в смежных областях в развивающихся странах и для обмена опытом между промышленно развитыми и развивающимися странами.

- Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) - результатом его работы является подготовка руководств для технических комитетов ИСО, которые делают ссылки в международных стандартах на стандартные образцы.

- Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО) -  создан с целью оказания Совету ИСО помощи относительно принципов и методов, необходимых для достижения оптимальных результатов в области международной стандартизации. В настоящее время СТАКО занимается организацией международных семинаров по вопросам перспектив развития международной стандартизации, применения международных стандартов для развития торговли между странами.

Разработка и согласование проектов международных стандартов производится рабочими органами ИСО — техническими комитетами (ТК). Если сфера деятельности ТК слишком широка, в его рамках создаются более узко специализированные подкомитеты (ПК), формирующие рабочие группы (РГ) из ведущих специалистов в определенных областях деятельности из разных стран. Рабочие группы являются основным техническим звеном ИСО, разрабатывающим проекты рабочих документов.

В ИСО существуют три категории членства - комитет-член (полноправный член ИСО); член-корреспондент; наблюдатель.

ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, к числу которых могут быть отнесены: IЕС/СЕI - Международная электротехническая комиссия (МЭК); СЕN - Европейский комитет по стандартизации; СЕNЕLЕС - Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники; ЕОQ - Европейская организация по качеству; ЕТSI - Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций; ЕАSC - Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; IAN - Международная федерация пользователей стандартов; РАSСО - Конгресс по стандартизации стран Тихоокеанского бассейна; WHO - Всемирная организация здравоохранения; TWO - Всемирная торговая организация и др.

 

3.4 Международные стандарты на  системы менеджмента качества

 

ISO 9000 — серия международных  стандартов, описывающих требования  к системе менеджмента качества организаций и предприятий. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM). Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась: 1 версия была подготовлена в 1987 г.; 2 версия была выпущена в 1994 г. и представляла собой уточненную версию 1987 г.; 3 версия была разработана в 2000 г. (версия 1994 г. была радикально пересмотрена); 4 версия стандарта вышла разобщенно - в 2005 г. был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 гг. были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.

Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит о способности предприятия: делать всё максимально возможное для достижения поставленных перед собой целей; улучшать результативность своей деятельности. Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором уровне надежности поставщика и добротности его компании. С точки зрения современных компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Отличия новой версии международных стандартов: на переднем плане стоят вопросы определения ожиданий клиента и его удовлетворенность; в большей степени подчеркивается ответственность руководства; стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия; улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001); улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции; появилось требование измерять удовлетворенность клиента; выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами; устранена путаница с применением некоторых терминов.

Принципы менеджмента качества:

- ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания;

- лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации;

- вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности;

- процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом;

- системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей;

- постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель;

- принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации;

-взаимовыгодные отношения с  поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

В Республике Беларусь утвержден и введен в действие Государственный Стандарт СТБ ISO 9001-2009, идентичный международному стандарту ISO 9001:2008 Quality management systems – Requirements (Системы менеджмента качества. Требования). Стандарт направлен на применение процессного подхода при разработке, внедрении и повышении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителя путем выполнения его требований.

 Структура СТБ ISO 9001-2009:

1. Система менеджмента качества. Данный раздел содержит: основные требования, предъявляемые организацией, при разработке системы менеджмента качества; перечень документов системы менеджмента качества; структуру Руководства по качеству; порядок управления документацией; механизм управления стандартизацией; перечень ответственных лиц, задействованных в управлении документацией; порядок управления записями (управление регистрацией данных о качестве).

2. Ответственность руководства. В данном разделе содержится следующая информация: обязательства руководства предприятия по разработке и внедрению системы менеджмента качества; механизм ориентации на потребителя; политика в области качества; принципы планирования качества; перечень входных и выходных данных при планировании качества; порядок документирования планирования качества; цели анализа системы менеджмента качества со стороны руководства.

Информация о работе Государственная и международная стандартизация