Государственная и международная стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:58, лекция

Краткое описание

Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 3 Государственная и международная стандартизация.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Тема 3 Государственная и международная стандартизация

 

3.1 Правовые основы стандартизации  в Республике Беларусь

 

Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

Данный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении технических требований к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг, определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» регламентирует:

  • организацию работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь;
  • международное сотрудничество в области стандартизации;
  • виды и применение технических нормативных правовых актов по стандартизации;
  • информационное обеспечение работ по техническому нормированию и стандартизации;
  • издание и реализацию технических нормативных правовых актов;
  • порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов;
  • финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации, государственному контролю и надзору;
  • ответственность за нарушение положений закона «О техническом нормировании и стандартизации»;
  • полномочия, функции и права органов осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992г. и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности ранее действовавшей системы. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимость интеграции в мировую экономическую систему.

Созданная в Беларуси система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учётом того, что в республике ещё не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Кроме того, согласно этой системе, политика в области стандартизации определялась органами государственного управления, которые также осуществляли надзор за выполнением требований стандартов.

Вместе с тем в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе и проводимой заинтересованными сторонами на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых, признанных организаций по стандартизации. Результатом этой деятельности является принятие стандартов, соблюдение которых носит добровольный характер. Наблюдавшееся расхождение между Государственной системой стандартизации и системами стандартизации ведущих европейских стран стало существенным препятствием для вступления Республики Беларусь в ВТО, а также для продвижения отечественной продукции на мировой рынок.

Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандарт разработал «Концепцию развития стандартизации в Республике Беларусь», в которой были определены основные меры по переходу от ранее действовавшей системы на систему технического нормирования и стандартизации.

Техническое нормирование направлено на то, чтобы обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя, базирующегося на анализе риска продукции при ее использовании и обеспечении защиты потребителя от опасной продукции. 

Главной целью технического нормирования является обеспечение оптимального уровня безопасности при минимальном государственном вмешательстве посредством разработки и применения сбалансированных мер на всем пути движения продукции от изготовителя к потребителю, позволяющих, с одной стороны, предотвратить появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции, а с другой – минимизировать технические барьеры для изготовителей.

Задачей государственного регулирования в области технического нормирования является правовое регулирование отношений в области установления (разработки и утверждения), применения и исполнения обязательных технических требований.

С целью перехода на систему технического нормирования и стандартизации был разработан закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», с принятием которого белорусское законодательство в области технического нормирования и стандартизации было приведено в соответствие с положениями Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и гармонизировано с законодательством в области стандартизации стран Европейского Союза, России и Украины.

Функцию государственного регулирования и управления стандартизацией в Республике Беларусь осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт). К основным задачам Госстандарта относятся:

- проведение единой государственной  политики в области технического  нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, осуществление регулирования и управления в этой сфере;

- определение и реализация  приоритетных направлений развития  в республике указанных областей деятельности;

- защита интересов государства  и потребителей, повышение безопасности, качества, конкурентоспособности продукции (услуг), рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, устранение технических барьеров в торговле;

- осуществление государственного  надзора за соблюдением технических  регламентов и стандартов, средствами измерений, рациональным использованием электрической и тепловой энергии, топлива, разработкой топливно-энергетического баланса республики, реализацией потребителями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов и соблюдением норм расхода топлива, электрической и тепловой энергии;

- организация и координация  работ по международному сотрудничеству  Республики Беларусь в сфере технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов.

Госстандарт является головным республиканским органом государственного управления по сотрудничеству со следующими организациями: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Межгосударственный совет СНГ по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC), Европейская организация по качеству (ЕОК), Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений (КООМЕТ), Генеральная конференция мер и весов, Международная организация по сотрудничеству в области аккредитации лабораторий (ILAC)

Госстандарт Республики Беларусь включает: институты - НПРУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», РУП «Белорусский государственный институт метрологии», УО «Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством»; территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации; департамент по энергоэффективности; областные Управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР); департамент контроля и надзора за строительством; инспекции Госнадзора; унитарные предприятия «Белгосэкспертиза».

 

 

3.2 Технические комитеты по стандартизации: сущность, область деятельности  и особенности создания

 

Создание технических комитетов по стандартизации в Республике Беларусь - приоритетное направление Государственной Системы технического нормирования и стандартизации. Важнейшим организационным звеном в создаваемой системе технического нормирования и стандартизации должны стать технические комитеты по стандартизации (ТК), участие в работе которых позволит создать условия для перехода на принятую во всем мире систему разработки стандартов с участием всех заинтересованных сторон (государства, производителей, потребителей).

Технический комитет - общественное объединение заинтересованных национальных органов по стандартизации или предприятий и организаций, создаваемое на добровольной основе для разработки стандартов, а также для проведения иных работ в области стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности.

Технический комитет выполняет следующие функции:

- организует разработку  и пересмотр государственных  стандартов в своей области  деятельности;

- рассматривает проекты  государственных и межгосударственных  стандартов или готовит предложения  об отклонении проектов;

- сотрудничает с техническими  комитетами в смежных областях  деятельности;

- обеспечивает интересы  Республики Беларусь при взаимодействии  с аналогичными международными, региональными и национальными ТК других государств;

- участвует в разработке международных стандартов;

- взаимодействует с органами  исполнительной власти, различными  организациями и физическими  лицами.

Республика Беларусь принимает участие в работе ТК ИСО и ТК МЭК (и соответствующих им подкомитетов) в двух формах:

- со статусом наблюдателя (О-член) получает информацию о новых международных стандартах по мере их разработки и принимает ее к сведению, а работу над текстом документа и голосование по стандарту осуществляет на добровольной основе;

- в качестве активного члена (Р-член) участвует в разработке проектов международных стандартов и голосовании по ним.

В ИСО Беларусь принимает участие в работе следующих технических комитетов:

1. Со статусом наблюдателя: Информационные технологии. Техническая документация. Нефтепродукты и смазочные материалы. Шины, ободья и вентили. Пищевые продукты. Терминология и др. языковые и смысловые ресурсы. Станки. Акустика. Химия. Строительство зданий. Пластмассы. Финансовые услуги. Бетон и железобетонные изделия. Цемент и известь. Стоматология. Табачные изделия. Двери и окна. Оптика. Управление качеством и обеспечение качества. Безопасность игрушек. Управление окружающей средой. Косметика и некоторых других.

2. Со статусом активного члена: Комитет по оценке соответствия. Землеройные машины. Противопожарная безопасность. Сварка и родственные процессы. Тракторы и машины для сельского и лесного хозяйства. Дорожный транспорт. Величины, единицы обозначения и переводные коэффициенты. Средства защиты от пожара и борьбы с огнем.

В ТК МЭК Беларусь имеет только статус наблюдателя в комитетах: Электрическое оборудование и системы для железных дорог. Лампы и связанное с ними оборудование. Средства измерения ядерной энергии.

Технические комитеты по стандартизации в перспективе должны охватить все необходимые для республики аспекты деятельности в области стандартизации по приоритетным для экономики республики направлениям деятельности.

Учитывая сложности организационного характера и отсутствие финансирования при проведении работ по созданию ТК, целесообразно формирование ТК осуществлять поэтапно.

Первый этап создания ТК охватывает предложения по формированию наиболее важных для республики ТК по важнейшим экспортоориентированным направлениям промышленности и сельского хозяйства и с учетом наиболее подготовленных для этого организаций.

Второй этап создания ТК охватывает предложения по созданию ТК в большинстве своем также по экспортоориентированным направлениям промышленности и сельского хозяйства, но требующих дополнительной проработки и подготовки с организациями.

Перечень ТК третьего этапа будет уточнен по мере реализации первого и второго этапов.

 

3.3 Международное сотрудничество  в области стандартизации

 

В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация, роль которой состоит в следующем: обеспечивается взаимозаменяемость элементов сложной продукции; сближается уровень качества товаров, производимых в разных странах; осуществляется содействие взаимообмену научно-технической информацией, международной торговле; обеспечивается научно-технический прогресс участников международных организаций.

Принципами международной стандартизации являются:

1) комплексность - заключается  в систематизации и оптимальной  увязке комплекса факторов, обеспечивающих  требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД);

2) опережающее развитие - это развитие стандартизации  с учетом изменения во времени  показателей качества объектов  стандартизации. Опережающая стандартизация  заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время;

Информация о работе Государственная и международная стандартизация