Виды политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава I. Государственно-политический режим, понятия и признаки…….…….5
1.1 Государственно-политический режим и его разновидности………………..5
1.2 Виды государственного политического режима………………..……………8
1.3 Современные подходы к определению понятия «политический режим»………………………………………………………………….….……….12
Глава II. Классификация государственно-правовых режимов………...……….15
2.1 Демократический государственно-политический режим….…………….…16
2.2 Авторитарный государственно-политический режим……….…..........……23
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим…………………..…..28
2.4 Сравнение общих характеристик основных политических режимов……...36
Заключение…………………………………………………………………..……..40
Список литературы…………………………………………………...……...…….41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 84.28 Кб (Скачать файл)

2) Политическая власть  носит легитимный характер и  осуществляет свои функции в  соответствии с принятыми законами. Основной принцип 


(14)Мельвиль А.Ю. Политология: Учебник – МГИМО, Проспект, 2011. Стр. 134

политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено  все, что не запрещено законом, а  представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";

3) Для демократического  режима характерно разделение  властей (отделение друг от  друга законодательной, исполнительной  и судебной власти). Парламент  наделен исключительным правом - издавать законы. Высшая исполнительная  власть (президент, правительство)  имеет право законодательной,  бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен  правом, определять соответствие  издаваемых законов конституции  страны. В условиях демократии  три ветви власти уравновешивают  друг друга;

4) Демократический режим  характеризуется правом народа  влиять на выработку политических  решений (путем одобрения или  критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской  деятельности, участия в предвыборных  кампаниях). Политическое участие  народа в выработке принимаемых  решений гарантируется конституцией  страны, а также международными  правовыми нормами;

5) Важной характеристикой  демократического политического  режима является политический  плюрализм, предполагающий возможность  образования двух- или многопартийной  системы, конкуренция политических  партий и их влияние на народ,  существование на законных основаниях  политической оппозиции как в  парламенте и вне его;

6) Демократический политический  режим характеризуется высокой  степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила  и принципы взаимоотношений государства  и граждан.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет  осуществлять власть самим народом  без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции  государственных структур, другие имеют  консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных  институтов прямой формы демократии их влияние на механизмы принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение  воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести  то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными  институтами) для выражения интересов  граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и  т.п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания  у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений  вследствие непрофессионализма большинства  «правителей» и т.д.15

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам  исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что  она дает больше возможностей (по сравнению  с институтами прямой демократии) для 


(15)Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория Государства и Права: учебное пособие.-М.:ЕАОИ,2007. Стр.102

принятия эффективных  решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально  организует политическую систему и  т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие  черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства  граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Разумеется, и демократический  режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает  условие для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых  негативных конкретно-исторических форм.

Следует также иметь в  виду, что демократический режим  появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает  высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки  народу, другим социальным силам, соглашаться  на компромиссы в организации  и осуществлении государственной  власти.

Кроме того, демократический  режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством  современное состояние цивилизации  с его глобальными проблемами, противоречиями, возможными кризисами.

«Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует  общедемократические права и  свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззаконья и т.д.»16

Существуют условия формирования и функционирования демократического политического режима такие, как:

  1. Политические, которые характеризуются развитостью гражданского общества, стабильностью политической власти, существованием и функционированием политических партий и движений как мощных рычагов влияния на общественно-политические и социальные процессы, наличием политического плюрализма;

 

  1. Экономические условия предполагают наличие: высокого уровня индустриального и экономического развития в целом, высокой степени урбанизации, развитости массовых коммуникаций, а также существование рыночной конкурентной экономики и, наконец, плюрализм форм собственности;

 

  1. Внешнеполитические условия обусловлены: прямым военным, политическим, экономическим, культурно-информационным воздействием, влиянием примера демократических государств, а также стабильными дружественными отношениями с другими государствами и отсутствием военной угрозы.

 

  1. Социальные условия заключаются в относительно высоком уровне благосостояния граждан, в сглаживание социального неравенства, в рассредоточение в обществе различных социальных благ (декомпозиция социального неравенства), в социальном плюрализме и в наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, предпринимателей.

 


(16)Кулпатов В.Л. Теория Государства и Права, СГЮА, 2011. Стр.24

  1. Культурные условия предполагают: грамотность населения (его образованность в целом), гражданскую политическую культуру и демократические традиции.
  2. Религиозные условия предполагают наличие религии с установками на индивидуальную свободу, равенство, трудолюбие, отрицание церковной иерархии (протестантизм).

При характеристике демократического режима важно дать оценку демократического типа личности. Какой же должна быть эта личность? Эта личность, которую  характеризуют:

1) полифоничность мышления;

2) толерантность (терпимость  к инакомыслию);

3) конструктивность и  созидательность, терпимое отношение  к существующей власти;

4) раскрепощенность, отсутствие  зацикленности;

5) многомерность восприятия;

6) потребность в самореализации;

7) осознанный выбор пути;

8) достижение целей уже  сейчас с ориентацией на будущее.

Мы уже знаем, что из себя представляет демократический  государственно-политический режим, но мы не знаем, какие существуют гарантии функционирования этого режима. Такие  гарантии, как:

  1. Система контроля со стороны гражданского общества за   деятельностью государственных органов и аппарата.
  2. Ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью.
  3. Своевременное полное политическое информирование граждан.
  4. Ограничение срока пребывания в представительных органах власти.
  5. Упрощение отзыва депутатов и смены чиновников.

Хотелось бы отметить, что  без демократического политического  режима в государстве невозможно полное и всестороннее соблюдение прав и свобод человека. Именно на это  в демократическом обществе направленно  функционирование всех элементов политической системы.

Демократического общества не может быть без законодательства, устанавливающего гарантии соблюдения общепринятых прав человека, без наличия  эффективных механизмов их защиты, в том числе без нормально  функционирующей подлинно независимой  судебной системы, без равенства  всех граждан перед законом и  судом, независимо от имущественного и  социального положения. Любое по-настоящему демократическое общество стремиться построить правовое государство.

Истинно демократическое  государство ограниченно в возможности  вмешательства в частную жизнь  граждан, деятельность их объединений. Гражданам должна быть предоставлена  большая степень свободы в  выборе форм и механизмов осуществления  своих гражданских прав (более  того это касается экономических, культурных, а также социальных прав). Необходимым  признаком демократического политического  режима является развитое гражданское  общество.

Разновидностью демократического режима является режим либеральный. Он формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. При этом создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, и не всегда действует правовой режим.17

 


(17)Воронина И.А. Теория Государства и Права:  Учебное пособие –    Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. Стр.131

2.2 Авторитарный  государственно-политический режим.

Авторитарный режим - это  система правления, при которой  власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии  народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает  индивидуальный политический деятель  из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если этим лицом  является королевская семья - в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией. Многие ученые считают  авторитарный режим промежуточным  между демократией и тоталитаризмом.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения  и насилия армии. В отличие  от демократического режима власти, где  репрессивный аппарат действует  в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок  ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни  народа. В таких условиях рядовые  граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия  в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические  институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме "Государство - это я", высказанном  Людовиком XIV.

Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические  связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Информация о работе Виды политических режимов