Взаимодействия международного и внутригосударственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Для достижения цели работы были поставлены конкретные задачи.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теории соотношения международного и внутригосударственного права в современных условиях.
2. Изучить механизм взаимодействия норм международного и внутригосударственного права.
3. Определить место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

8. Принцип справедливости и соразмерности  мер юридической ответственности.

9. Баланс интересов при установлении  форм ее применения (юридической  ответственности).

10. Принцип уважения достоинства личности как равноправного субъекта во взаимоотношениях с государством.

11. Принцип недопустимости придания  обратной силы закону, ограничивающему  права граждан, вводящему или  ограничивающему налоги, влияющие  на уголовную наказуемость деяния.

12. Принцип запрета сверхформализма.

13. Принцип презумпции невиновности20.

Помимо этого, значительным упущением  авторов действующей Конституции  РФ, на наш взгляд, является существующий пробел, касающийся определения общих  целей и принципов внешней  политики государства.

 

3.3 Международные  договоры  в правовой системе   России

 

     Конституция  России в ряде случаев напрямую  предписывает руководствоваться  общепризнанными  принципами  и нормами международного права.  Таковыми являются положения   ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем Конституция РФ умалчивает о других случаях, когда было бы уместно вспомнить о нормах международного права. Так, к совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесено выполнение только международных  договоров, а не норм международного права вообще. Недостаточное внимание уделяется международному праву в нормотворческой деятельности разных уровней. Особенно важной представляется проблема правомочности субъектов Российской Федерации в решении  вопросов о правах и свободах человека на местном уровне. Важным аспектом такого рода отношений также является соблюдение основополагающих принципов  и правил, заключенных в международных  нормах.

     Помимо  этого, в Конституции России  не определен  и механизм контроля за соответствием  национального права международным  обязательствам страны. Конституционный  Суд РФ решает дела лишь о соответствии Конституции РФ "не вступивших в  силу международных договоров Российской Федерации". При этом ст. 15 располагается в первой главе Конституции РФ и, следовательно, входит в ряд основ конституционного строя России.

 

     Конституция  как основа правовой системы  государства  обладает высшей  юридической силой, приматом в  отношении всех остальных   норм. Международное право учитывает  особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Утверждая суверенное право каждого  государства свободно выбирать и  развивать свою правовую систему, оно  требует уважения к установленному конституцией правопорядку.

     Вместе  с тем свобода государства   в определении характера своей   правовой системы не является  неограниченной. Принцип суверенного  равенства  государств, закрепляя  их право на свободный выбор политико-правовой системы, в то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: "Каждое государство обязано выполнять  полностью добросовестно свои международные  обязательства". Добросовестное выполнение обязательств по международному праву  предусматривает, что при осуществлении  своих суверенных прав, включая право  устанавливать законы и административные правила, государства "будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву".

     Конституция  РФ 1993 г. затрагивает многие вопросы  международного права. Это и  права человека, вопросы территории  и границ, ратификация международных  договоров, дипломатические отношения  и многое другое. Одним из важных  нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных договоров Российской Федерации над ее внутренними законами.

     В  пункте 4 ст. 15 Конституции РФ сформулированы  две связанные между собой  конституционные нормы: о включении  общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров России в правовую систему  Российской Федерации и о приоритете применения правил международных договоров  РФ перед российскими законами. Федеральный  закон от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"35 законодательно закрепил в преамбуле положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Конституция РФ закрепила свою высшую юридическую силу и соответственно установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15). И хотя нормы международного права не упомянуты, положение о высшей юридической силе Конституции РФ распространяется на все нормы правовой системы страны.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Соотношение двух систем права определяется взаимодействием регулируемых ими  отношений. Первоначально международное  право не оказывало влияния на внутреннее право. Решающим было влияние  внутреннего права, как более  развитого. Проблема привлекла к себе внимание лишь в конце XIX в.

Можно сделать вывод, что, несмотря на сохраняющиеся разногласия в  вопросе о приоритете норм международного или внутреннего права, абсолютное большинство ученых единодушны в  одном: оценка международного и национального права как самостоятельных, но вместе с тем взаимосогласованных и взаимодействующих правовых систем стала общепризнанной. Такая точка зрения, на наш взгляд, является единственно верной. Поэтому как международный, так и российский внутригосударственные правотворческие процессы, говоря словами В.Г. Буткевич, "не накладываются друг на друга и не сталкиваются таким образом, чтобы появлялась необходимость определять преимущество одного из них. Они взаимодополняются и имеют каждый свою строго определенную направленность"21.

В заключение следует отметить, что, несмотря на все особенности национальных правовых систем, государства в целом  стремятся достаточно надежно контролировать воздействие международных норм на внутреннее право. Вместе с тем  в практике государств постепенно утверждается принцип благожелательного отношения к международному праву, в соответствии с которым считается предпочтительным такое толкование внутреннего права, которое соответствует принципам и нормам международного

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Ӏ. Официальные нормативные акты и документы

 

1. Конституция Российской Федерации,  принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года 9 с учетом поправок от 30.12.2008 г.) // Российская газета от 25.12.1993г.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П // "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 1995 г., N 5.

 

ӀӀ. Монографии и учебники

  1. Шестаков Л.Н. Международное право. – М.: Статут, 2012 г.. С. 28.
  2. Хужокова И.М. Международное право. – М.: Экзамен, 2012 г. С. 63.
  3. Бирюков М.М. Международное право. – М.: Велби, 2012 г.. С. 132.
  4. Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. – М.: Спарк, 2010 г.
  5. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2010 г.
  6. Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 2011 г. С. 70.
  7. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 2011 г. С. 207.
  8. Тункин Г.И. Основы современного международного права. М., 2010 г. С. 9-10.
  9. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 2010 г.. С. 10.
  10. Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 2012 г . С. 214.
  11. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 2011 г. С. 29.
  12. Ушаков Н.А. Международное право. – М.: Юристъ, 2012 г. С. 104.
  13. Захарова Л.Н. Международное право. – М.: Риор, 2012 г. С. 86.
  14. Шумилов В.М. Международное право. – М.: Велби, 2012.
  15. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2010.
  16. газета от 25.12.1993г.
  17. Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 2011 г.
  18. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: 2010 г.
  19. Малеев Ю.Н. Неизвестные, но общепризнанные // Международное право. 2011. N 1. С. 5 - 20.
  20. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2010 г.

1 Шестаков Л.Н. Международное право. – М.: Статут, 2012 г.. С. 28.

2 Хужокова И.М. Международное право. – М.: Экзамен, 2012 г. С. 63.

3 Бирюков М.М. Международное право. – М.: Велби, 2012 г.. С. 132.

4 Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. – М.: Спарк, 2010 г.

5 Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2010 г.

6 Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. М., 2011 г. С. 70.

7 Алексеев С.С. Структура советского права. М., 2011 г. С. 207.

8 Тункин Г.И. Основы современного международного права. М., 2010 г. С. 9-10.

9 Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 2010 г.. С. 10.

10 Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 2012 г . С. 214.

11 Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 2011 г. С. 29.

12 Ушаков Н.А. Международное право. – М.: Юристъ, 2012 г. С. 104.

13 Захарова Л.Н. Международное право. – М.: Риор, 2012 г. С. 86.

14 Шумилов В.М. Международное право. – М.: Велби, 2012.

15 Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право. 2010.

16 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета от 25.12.1993г.

17 Васильев А.М. О системах советского и международного права // Советское государство и право. 2011 г.

18 Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: 2010 г.

19 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. N 10-П // "Вестник Конституционного Суда Российской Федерации", 1995 г., N 5.

20 Малеев Ю.Н. Неизвестные, но общепризнанные // Международное право. 2011. N 1. С. 5 - 20.

21 Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 2010 г.

 


Информация о работе Взаимодействия международного и внутригосударственного права