Взаимодействия международного и внутригосударственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить вопросы взаимодействия международного и внутригосударственного права.
Для достижения цели работы были поставлены конкретные задачи.
Задачи работы:
1. Рассмотреть теории соотношения международного и внутригосударственного права в современных условиях.
2. Изучить механизм взаимодействия норм международного и внутригосударственного права.
3. Определить место и роль общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в правовой системе Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди проблем правовой науки, привлекающих внимание исследований, важное место  принадлежит проблеме соотношения  международного и национального (внутригосударственного) права. Хотя ее разработке освящено немало исследований, однако ее актуальность не только не снизилась, но даже возросла.

В наше время над человечеством  навис дамоклов меч глобальной ядерной  катастрофы. Хранимые государствами  тысячи ядерных зарядов с достаточной  степенью вероятности могут выйти из-под контроля - при этом нельзя исключить и случайность. Крайне остро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм. И это далеко не все глобальные проблемы, угрожающие человеческой цивилизации. Впервые в истории встал вопрос о выживании человечества.

Особенность названных проблем  в том, что они являются глобальными  и могут быть решены лишь совместными  усилиями государств. Международное сообщество должно стать сообществом спасения человечества. Для этого необходим более высокий уровень управления социальными процессами как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное совершенствование управления выдвинулось на первый план. В результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные организации, право. Особое значение приобретает взаимодействие международного и внутреннего права государств.

Объектом настоящего исследования выступает взаимодействие и соотношение норм международного и национального права. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научна и учебная литература.

Цель работы – изучить вопросы  взаимодействия международного и внутригосударственного права.

Для достижения цели работы были поставлены конкретные задачи.

Задачи работы:

1. Рассмотреть теории соотношения  международного и внутригосударственного  права в современных условиях.

2. Изучить механизм взаимодействия  норм международного и внутригосударственного права.

3. Определить место и роль  общепризнанных принципов и норм  международного права и международных  договоров в правовой системе  Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие  как методы анализа, синтеза аналогии.

 

  1. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

    1. Сходные и отличительные черты международного и внутригосударственного права

 

В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и  внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

Сходства между международным  и внутригосударственным правом заключаются в том, что они:

- представляют собой совокупность юридических принципов и норм - обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

- обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли - институты  - нормы);

- используют практически одни и те же юридические конструкции и определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.1

Среди отличительных черт принято  выделять:

1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;

2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;

3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;

4) субъекты права. Субъектами  внутригосударственного права являются: государство, государственные органы  и должностные лица, субъекты  федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица  и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.2

Итак, международное право можно  определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых  субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международно-правовая система права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Материальным системообразующим  фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Международно-правовой системе присуща характерная для нее структура. Под структурой понимается внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Иными словами, это внутренняя форма системы, определенная упорядоченность ее частей. Устойчивость целого зависит от устойчивости связей между его частями. От характера связей зависит характер системы в целом.

Нормы международного права создают  права и обязанности только для  субъектов международного права.

Органы государственной власти и иные субъекты, находящиеся на территории государства, непосредственно нормам международного права не подчиняются.

Реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляется путем вхождения норм международного права в нормы внутригосударственного права.

Сам процесс вхождения норм международного права в национальное законодательство называется имплементацией. Способы  вхождения именуются трансформацией. В широком смысле трансформация  представляет собой способ осуществления  международного права посредством издания государством внутренних нормативных актов (законов, актов ратификации и публикации международных договоров, административных постановлений, распоряжений и т.п.) и обеспечение исполнения им своего международного обязательства или в интересах использования им своего международного правомочия. Таким образом, норма международного права не преобразуется, она сохраняет свой статус. А вот ее содержанию, правилу поведения придается статус нормы национального права. Собственно, речь идет об имплементации международной нормы при помощи национального права.

Трансформация может быть общей  и индивидуальной.

При общей трансформации государство  устанавливает, что все или только определенные виды принятых им международно-правовых норм являются частью национального права страны.

При индивидуальной трансформации  необходимо в каждом случае вводить  международные нормы в национальное право страны специальным актом.

В некоторых странах, например в  Великобритании, в отношении обычного международного права применяется общая трансформация, а в отношении договоров - индивидуальная. В России в отношении международных договоров применяется индивидуальная трансформация (Государственной Думой РФ издается специальный закон о ратификации).

В доктрине международного права различают несколько способов трансформации:

а)     прямую рецепцию - когда  норма международного права без  изменения заимствуется национальным законодательством. Нередко этот способ именуется инкорпорацией, т.е. включением;

б)    бланкетную рецепцию - когда норма международного права не заимствуется, но на нее делается соответствующая;

в)     собственно трансформацию - когда норма международного права  изменяется путем создания словесной  национальной транскрипции (переводится  на другой язык) и закрепляется в национальном нормативном акте, но ее смысловое значение при этом не претерпевает значительных изменений.

Таким образом, международно-правовая система опирается на комплекс целей  и принципов, обладает характерной  для нее структурой, определенными  методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции.

Международно-правовая система - сравнительно новое явление. В прошлом существовали разрозненные комплексы норм, регулировавшие либо локальные отношения (союзные договоры), либо общие отношения, обеспечивая в них элементарные правила (дипломатические привилегии). Общих целей и принципов, определяющих характер взаимодействия, международное право не содержало, относилось одинаково к целям мира и целям войны. Критерием была практика, прежде всего великих держав. Международное право было беспредельно диспозитивным. Два или несколько государств могли в своих взаимоотношениях отменить действие практически любой международно-правовой нормы.3

 

    1. Основные аспекты проблемы соотношения международного и внутригосударственного права

 

Основными аспектами проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, по мнению И.И. Лукашука, являются:

1) самостоятельность систем международного  и внутригосударственного права  по отношению друг к другу;

2) влияние внутригосударственного  права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права, с одной стороны, и влияние международного права на национальное право отдельных государств, с другой, т.е. фактическое взаимодействие систем;

3) иерархическое соотношение между  нормами национального законодательства4.

Существующая взаимозависимость  международно-договорных и внутригосударственных  юридических норм не говорит о  приоритете одного правопорядка над  другим5. Эта взаимозависимость основывается на принципах соотношения международного и внутригосударственного права, представляющих собой независимые и самостоятельные системы права, которые в то же время находятся в тесной связи между собой и взаимно влияют друг на друга6. Да и как иначе, если в целом международное публичное право - это такое социальное образование, которое занимает равное положение с любой национальной системой7.

В процессе этого взаимодействия первичным, по мнению Г.И. Тункина, является влияние  национального права на международное. Признание такого приоритета, однако, не означает, по его мнению, признания верховенства первого над вторым. Просто внутренняя политика, как правило, является определяющей по отношению к внешней. Первичность внутреннего права и вытекает из первичности внутренней политики над внешней8.

Но приоритетное влияние внутригосударственного права не свидетельствует о том, что международно-договорные нормы в чем-то вторичны. В этом убеждает то обстоятельство, что государства должны выполнять свои международные обязательства независимо от того, отвечает такое выполнение нормам национального права или нет.9

Другими словами, первичность означает, что в процессе создания норм международного права государства исходят из принципов и норм своего национального  права и не идут на создание норм международного права, которые противоречат основам их социального и политического строя, закрепленным, как правило, в их конституциях.

В связи с этим вряд ли можно  согласиться с Д.Б. Левиным в  том, что вопрос о влиянии национального  права на международное право "составляет не юридический, а социологический аспект проблемы соотношения международного и внутригосударственного права"10. Думается, прав Р.А. Мюллерсон, который, не отрицая социологический аспект данного вопроса, подчеркивает юридический аспект "в силу того, что влияние международного права на национальное право осуществляется главным образом как помощь последнего при осуществлении норм первого"11.

 

2. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

2.1. Механизм процесса  взаимодействия международной и национальной правовых систем

 

Процессы взаимодействия международного и внутригосударственного права  взаимны и взаимообусловлены. Как  международное право оказывает  влияние на внутригосударственное, так и внутригосударственное  право оказывает влияние на международное. Рассмотрим механизм этих процессов более подробно.

Внутреннее право уделяет все  большее внимание решению вопросов взаимодействия с международным  правом. При этом оно также исходит  из того, что определение методов  реализации международных обязательств на национальном уровне относится к компетенции государства.

Основы взаимодействия определяются конституционным правом. Анализ этого  права и практики его применения подтверждает, что механизм действия внутреннего права непригоден для  регулирования международных отношений так же, как международное право не способно регулировать внутриобщественные отношения. Поэтому выражение "непосредственное действие норм международного права" в правовой системе страны носит условный характер, означая, что содержащиеся в этих нормах правила подлежат непосредственному применению после придания им соответствующей юридической силы внутренним правом.12

Информация о работе Взаимодействия международного и внутригосударственного права