Взаимодействие исполнительной власти с законодательной и судебными властями. Система сдержек и противовесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:14, реферат

Краткое описание

Органы исполнительной власти включают Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, иные федеральные органы исполнительной власти; правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе РФ; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов и других административных образований. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация Конституции, законов, указов президента, решений вышестоящих органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют исполнительно - распорядительными органами.

Содержание

1. Общая характеристика исполнительной власти.

2
2. Функции исполнительной власти.

4
3. Органы исполнительной власти

7
4. Взаимодействие исполнительной власти с законодательной и судебными властями. Система сдержек и противовесов.

12
5. Заключение

14
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Исполнительная власть.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1. Общая характеристика  исполнительной власти. 2
2. Функции исполнительной  власти. 4
3. Органы исполнительной  власти 7
4. Взаимодействие исполнительной  власти с законодательной  и судебными властями. Система сдержек  и противовесов. 12
5. Заключение 14
Список литературы 16

 

 

1. Общая характеристика  исполнительной власти.

    Принцип разделения властей закреплен Конституцией РФ 1993 года  в главе об основах конституционного строя. Он гласит: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы этих властей самостоятельные.

    Рациональность  и эффективность в управлении государством достигается главным  образом при помощи системы сдержек  и противовесов.

    Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет правительство. Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он является главой государства, объединяя все власти, способствуя согласованному и эффективному функционированию.

    "Исполнительную власть следует определить весьма просто: она охватывает всю государственную деятельность, которая не относится ни к законодательной, ни к судебной власти." – считает профессор А.Н. Соколов.

    Органы  исполнительной власти включают Правительство  РФ, федеральные министерства и ведомства, иные федеральные органы исполнительной власти; правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе РФ; глав администраций краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов и других административных образований. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация Конституции, законов, указов президента, решений вышестоящих органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют исполнительно - распорядительными органами.

    Под органом исполнительной власти как  ветви государственной власти следует  понимать политическое учреждение, созданное  для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным;

    а) организационно - он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением,

    б) функционально - его главное назначение - осуществление управленческой, исполнительно - распределительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально - культурной, административно - политической и других сферах жизни общества;

    в) юридически - органы имеют свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого - либо иного органа.

    Изучая  современную картину функционирования исполнительной власти, необходимо отметить, что в Конституции 1993 года нет достаточно полного системно - структурного определения исполнительной власти. К.С. Бельский считает, что "подобное определение составителям Конституции РФ не удалось потому, что они не имели четкого представления о функциях исполнительной ветви государственной власти. Понятие "исполнительная власть" оказалось подмененным понятием правительство РФ". Можно сказать, что авторы Конституции пошли от обратного и признали, что исполнительная власть есть вся государственная власть за вычетом той, которую они предоставили Президенту, Федеральному Собранию и судебной власти.

    Факторы, влияющие на развитие государства и  его основных ветвей власти, а также  задачи и способы государственного воздействия на процессы социального  развития через государственные структуры можно сгруппировать по нескольким направлениям.

    I. Факторы национального (внутригосударственного) характера.

    1) Резкое изменение территории  государственного пространства, в  котором сформировалась и реализовалась  вся инфраструктура общества на протяжении нескольких веков истории России, искусственный разрыв экономических связей, нарушение условий и как следствие - потеря источника трудовой занятости населения.

    2) Изменение национально - экономического  и социально - культурного развития страны, что повлекло и смену имиджа гражданина России (появление пропаганды о "захватнических", чертах российского менталитета взамен братского отношения к многонациональному складу населения СССР).

    3) Стремительность миграционных процессов,  нарушившая устойчивость материальной, кадровой основы управления, повышение ответственности государства за судьбы больших групп населения. Усиленное внедрение синдрома "неразвитости", "слабой развитости" общественных институтов, сознания и способностей граждан России привело к увеличению разрыва между исполнительной властью и гражданским обществом, снижению управляемости и необходимости включения в систему управленческих решений социопсихологических мотивов.

    4) Ослабление государственной власти, коррумпированность, недостаточность финансирования, все это ведет к отрыву местного самоуправления от системы государственной власти.

    5) Отсутствие стратегии и политики построения системы государственного управления в условиях экономических реформ, привело к одностороннему движению в функциях исполнительной власти - "освобождению" от ответственности государственных органов власти за результат развития экономики.

    6) Происходит одновременно критический  процесс восприятия иностранных  инвестиций и перекладывание  федеральных расходов на образование, науку и обновление технологий на субъектов федерации.

    II. Внешние факторы - нарастание международного, интернационального регулирования проблем приводит в столкновение со взглядом на роль государства как исключительно властного инструмента разрешения проблемы общества и преувеличивающего значимость самостоятельного решения проблем.

    III. Третья группа факторов связана с самой системой государственной власти в целом. Источниками этих  обстоятельств является неустойчивость (отсутствие методологии организации) государственной власти.

    Таким образом, можно сказать, что само понятие исполнительной власти многогранно  и полностью не определено. Даже Конституция не дает четкого и  внятного определения, что неизбежно  сказывается на развитии права в  России и функционировании системы органов, относящихся к исполнительной власти. Само по себе понятие исполнительная власть появилось в России сравнительно недавно (в законодательном закреплении), в 1993 году была сформулирована и организована система органов исполнительной власти, которую мы видим сегодня.

    Исполнительная  власть не сводится к совокупности органов. Это сложная социальная система со своими составными частями. В этом качестве необходимо упорядочить  и укрепить связи между всеми  элементами, что позволит ограничить растущее влияние в стране "неформальной" власти на государственные дела и преодолевать стремления к монополизации ресурсов в корыстных интересах со стороны представителей властных структур. Необходимо признать тот факт, что преобразования в разных сферах государственной и общественной жизни влекут изменения роли и функций государства.

2. Функции исполнительной  власти.

    Под функциями исполнительной власти следует  определить ведущее направление  в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.

    Каждая  функция исполнительной власти имеет  свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.

    Структурная сложность и особенности исполнительной ветви власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций - первом и втором.

I.Первый уровень функций исполнительной власти.

    Первый  уровень охватывает те функции, которые имеют глобальные значения для жизни общества.  Основное назначение государства - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние, воплощается в функциях исполнительной власти. Каждая из функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов исполнительной власти.

    1. Первая основная функция - функция охраны общественного порядка и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Известно, что общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность - фундамент нормальной социальной жизни всех граждан и деятельности всех государственных, общественных и частных учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает о себе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушением санитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на других сторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.

    Охрана  общественного порядка органам  исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.

    Другой  стороной рассматриваемой функции  является национальная безопасность, которая определяется как состояние  защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.

    2. Вторая важнейшая функция исполнительной власти – управленческая. Представляет собой деятельность по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительства РФ" от 22 декабря 1992 года достаточно выразительно подчеркивает организационно - управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти. Данная деятельность Правительства РФ является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнении закона.

    Государственное управление как деятельность органов  исполнительной власти выступает одновременно и как распорядительная деятельность. То есть органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители закона, воли законодательного или вышестоящего по вертикали органа, но как органы, обладающие властными полномочиями, предпринимающие управленческие действия по собственной инициативе, реагирующие посредством властных решений на перемены в управленческой ситуации.

    Следует подчеркнуть, что исполнительная ветвь  власти имеет дело с таким объектом управления, который характеризуется  быстрыми изменениями, появлением новых проблем, возникновением критических ситуаций. Этим объясняется наделение органов исполнительной власти правом издавать предписания для нижестоящих органов - подзаконные нормативные и индивидуальные акты.

    Распорядительную  деятельность органов исполнительной власти нельзя противопоставлять исполнительной, в государственном управлении исполнения и повеления следует рассматривать как две стороны одной медали: исполняя законы, орган исполнительной власти своими предписаниями приводит в движение всю административную машину. Государственное управление - это положительная, организующая и творческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих руководство хозяйственным, социально - культурным, и административно - политическим строительством.

    3. Функция защиты прав и свобод  граждан - особая функция исполнительной  власти, особенность ее существования  - не "массовость" (как в других  функциях), а скорее индивидуальность, личностный подход. На этой системе  построена деятельность многих органов исполнительной власти, в частности органов социального обеспечения, здравоохранения, милиции.

Информация о работе Взаимодействие исполнительной власти с законодательной и судебными властями. Система сдержек и противовесов