Анализ практики работы администрации Курчатовского района с обращениями граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа практики работы Администрации Курчатовского района с обращениями граждан сформулировать рекомендации по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать понятие и классификацию обращений граждан.
Изучить порядок работы с обращениями граждан.
Выявить особенности работы с обращениями граждан.
Исследовать организацию работы с обращениями граждан в Администрации Курчатовского района.
Проанализировать практику работы с обращениями граждан в Администрации Курчатовского района.
Сформулировать рекомендации по совершенствованию работы Администрации Курчатовского района с обращениями граждан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………….
1. Нормативно-правовые основы организации работы с обращениями граждан в Российской Федерации……………….
1.1 Понятие и классификация обращений граждан в Российской Федерации………………………………….
1.2 Принципы организации работы с обращениями и жалобами граждан………………………………………
1.3 Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления Российской Федерации………
2. Практика работы с обращениями граждан в Администрации Курчатовского района г. Челябинска………………….
1.1 Организация работы с обращениями граждан в Администрации Курчатовского района г. Челябинска………………..
2.2 Практика работы с обращениями граждан в Администрации Курчатовского района г. Челябинска…………………..
2.3 Направления совершенствования работы с обращениями граждан в Администрации Курчатовского района г. Челябинска…
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы……………………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 85.19 Кб (Скачать файл)

Коллективное обращение - письменное обращение двух или более граждан, содержащее частный интерес, или  же обращение, принятое на собрании, митинге, которое подписано организаторами этого собрания или митинга.

Петиция - разновидность коллективного  обращения граждан в органы государственной  власти и органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или изменения действующего законодательства. Они подаются в  органы власти от имени участников собрания (схода), конференции, митинга  выборными лицами, обладающими представительскими полномочиями.

Обращения граждан могут быть выражены как в письменной, так и в  устной форме. Устные обращения поступают  во время личного приема руководителями государственных органов или  органов местного самоуправления, а  также через «телефоны доверия», «горячие линии», «прямые эфиры» на радио и телевидении. Так, например, в 2009 г. в приемную Правительства  РФ обратилось 6980 человек, из них 693 - для  получения разъяснений и передачи письменных обращений. Следует отметить, что активность граждан в 2010 г. значительно  возросла: уже за первые два месяца этого года в приемную Правительства  РФ обратилось более 2 тыс. человек.

Устные обращения рассматриваются  только в тех случаях, когда содержащиеся в них факты и обстоятельства вполне очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены. Ответы на такого рода обращения даются, как правило, в устной форме. Если обстоятельства или факты, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, то оно регистрируется и ставится на контроль, а результаты его рассмотрения сообщаются заинтересованным лицам в установленном порядке и в определенные сроки.

Для письменных обращений граждан  законодательство Российской Федерации  устанавливает определенные требования: они должны содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым они адресованы, изложение  существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства. Существенным требованием  является указание фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и наличие  личной подписи обратившегося гражданина. Отсутствие этих необходимых реквизитов влечет за собой признание обращения  анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются также обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь  и достоинство других лиц.

Федеральный закон не содержит прямых указаний на то, что гражданин может  пользоваться помощью представителей. Вывод о допустимости участия представителей можно сделать только с учетом ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», согласно которой адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию, а так же общих принципов отечественного законодательства. Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 3) позволяет подачу жалоб, заявлений и обращений как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива (абз. 2 ч. 11 Инструкции).

В связи с этим следует законодательно закрепить, что при подаче обращения  и его рассмотрении гражданин  имеет право пользоваться услугами законного представителя, адвоката; знакомиться с материалами проверки обращения и получить письменный или устный ответ на него.

Таким образом, право граждан на обращения и порядок работы органов  государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым конституционным правом каждого  гражданина. Важно отметить, что  работа с обращениями граждан  для самих органов государственной  власти и местного самоуправления также  является актуальной, так как позволяет  собирать информацию о текущем положении  дел.

По типу обращение может быть предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из типов обращения  обладает своей спецификой.- По форме  допустимы как письменные, так  и устные обращения. Адресатом письменного  обращения может быть государственный  орган, орган местного самоуправления или должностное лицо данных органов. Адресатом же устного обращения  выступают только государственные  органы или органы местного самоуправления.

 

1.2 Принципы организации  работы с обращениями и жалобами  граждан

Все государственные органы, органы местного самоуправления и организации  должны обеспечивать необходимые условия  для осуществления права граждан  обращаться в указанные органы и  организации с предложениями, заявлениями  и жалобами.

К важнейшим принципам рассмотрения обращений граждан следует отнести  законность, демократичность, доступность  и равенство граждан при обращении.

Также к основным принципам в  работе с обращениями граждан  можно отнести гласность, контроль за современностью и полнотой рассмотрения обращений, безвозмездность.

Под законностью следует понимать соответствие деятельности государственных  органов, органов местного самоуправления и должностных лиц при рассмотрении обращений граждан комментируемому  Закону и иным нормативным актам, принятие решений по вопросам, поставленным в обращении, в точном соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доступность обращений означает возможность  без каких-либо препятствий направить  обращение в компетентный орган  или должностному лицу.

Требования демократичности и  равенства граждан при обращении  тесно связаны. Они означают, что  не должно устанавливаться никаких  предпочтений при приеме и рассмотрении обращений граждан, все вопросы  должны решаться демократическим путем  в целях защиты прав, свобод и  законных интересов граждан и  общества в целом.

Кроме того, многие авторы относят  к содержанию принципа доступности  открытость работы органов публичной  власти обществу, невозможность отказать в принятии обращения по формальным обстоятельствам.

Свободная реализация гражданином  права на обращение означает недопустимость установления каких-либо препятствий, введения цензов (имущественных, оседлости, службы в армии и т.д.). Гражданин  может направлять в любые государственные  органы, органы местного самоуправления и любым должностным лицам  любое по содержанию обращение.

Свободное осуществление своего права  непосредственно связано с добровольностью  его осуществления. Никто не должен принуждать гражданина к обращению  в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным  лицам.

Однако при реализации гражданином  конституционного права в полной мере применим принцип недопустимости нарушения при этом прав и свобод других лиц.

За рубежом в определении  принципов рассмотрения обращений  граждан имеется значительная специфика. Так, в Великобритании единая процедура  слушания дел по жалобам в трибуналах не установлена, однако требуется соблюдение принципов, так называемого «естественного правосудия», поскольку, как это  неоднократно фиксировалось в судебных решениях, рассмотрение жалоб и споров всегда связано с исследованием  и оценкой доказательств и  мотивов действий. Такими принципами считаются гласность, присутствие  жалобщика при разборе его  дела, состязательность, возможность  быть выслушанным и представленным юристом, право ознакомиться с мотивированным решением и обжаловать его.

В юридической литературе можно  встретить и другие принципы реализации права граждан на обращение: принцип  предсказуемости и принцип пропорциональности (соразмерности).

Принцип предсказуемости заключается  в логичной и последовательной правотворческой  и правоприменительной деятельности органов публичной власти, соответствии этой деятельности концепции правового  государства.

Принцип пропорциональности (соразмерности) означает возможность ограничения  прав и свобод личности в строго исключительных случаях, при условии, что такие ограничения не являются чрезмерными.

Рассмотрение обращений граждан  должно осуществляться на безвозмездной  основе. Недопустимо прямое или косвенное  взимание платы за реализацию гражданином  своего права. Так, статья 18 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указывает, что жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной  пошлиной.

В этом плане в полной мере проявляется  специфика исковых заявлений  и иных жалоб в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, а  также некоторых других заявлений. По общему правилу при подаче искового заявления уплачивается государственная  пошлина в предусмотренном законом  размере. Регистрация сделок и многих иных юридических фактов также сопровождается уплатой госпошлины. Любое не предусмотренное  законом взимание платы за рассмотрение обращений граждан будет считаться  нарушением их прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, - взяткой.

При соблюдении перечисленных принципов  работа с обращениями граждан  будет своевременной, системной  и качественной.

Результатом поиска информации в виде обращения гражданина в органы государственной  власти, органы местного самоуправления является получение соответствующих  сведений в виде письменного ответа по существу обращения.

Как видно, право на доступ к информации о деятельности органов государственной  власти - это субъективное право, а  там где есть субъективное право, неизбежно присутствует юридическая  обязанность как его противоположный  полюс.

Право на доступ к информации может  быть реализовано только через исполнение обязанности по ее предоставлению.

января 2009 года Государственная Дума одобрила проект федерального закона «Об обеспечении доступа к  информации о деятельности государственных  органов и органов местного самоуправления», который вступает в силу с 1 января 2009 года.

Данный закон актуален, но недостаточно продуман концептуально, не отработан  процедурно, страдает очевидными юридико-техническими изъянами.

Какие вопросы должен решить этот закон? Прежде всего, установить, каким образом каждый гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства и лицо без гражданства может реализовать свое право на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы, а также иной информации, к которой есть общественный интерес, т.е. интерес любого заинтересованного лица (лиц), связанный с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивости развития общества.

В Рекомендации №(2002)2 Комитета Министров  государствам - членам Совета Европы «О доступе к официальным документам»  указывается, что обеспечение широкого доступа к официальным документам на принципах равенства и в  соответствии с четкими правилами:

позволяет людям получать адекватное представление и формировать  критические суждения о состоянии  общества, в котором они проживают, и органах власти, которые ими  управляют, способствуя тем самым  вовлечению осведомленной общественности в дела, представляющие всеобщий интерес;

укрепляет действенность и эффективность  функционирования органов власти и  помогает поддерживать их единство, противодействуя  опасности коррупции;

способствует утверждению легитимности административных властей как общественных органов и укреплению доверия  к ним со стороны населения.

Проанализируем цели, которые ставит данный закон. В соответствии с пояснительной  запиской к закону «основными целями закона являются обеспечение открытости деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан Российской Федерации и  структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления».

Определяющим в этой цели является обеспечение не права каждого  на получение информации, а права  органов власти рассказать о себе. Именно право, а не обязанность. Это  следует из текста закона. Удивительно  и то, что использование информационных технологий рассматривается при  этом как цель, а не как средство достижения цели.

В концепции закона можно выделить несколько проблем.

Во-первых, это вопрос определения  вида информации, к которой необходимо обеспечить доступ. В отношении ограничения  этого права в мире существуют два альтернативных подхода:

разрешено все, что не запрещено  законом (согласно Конституции РФ право  может быть ограничено федеральным  законом в определенных целях  и случаях);

разрешено то, что разрешено законом (конструкция тоталитарного государства).

Закон реализует третий вариант: разрешено  то, что разрешено подзаконным  актом.

С одной стороны, в ст. 5 презюмируется принцип открытости и общедоступности информации, ограничение рассматривается как исключение из того принципа, причем исключение (отнесение информации к государственной или к служебной тайне) устанавливается федеральным законом (ст. 6). С другой стороны, в ст. 9 приводится перечень информации, которая может быть размещена в информационно-коммуникационных сетях, а перечни информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обязательной для размещения в информационно-коммуникационных сетях, утверждаются государственными органами и органами местного самоуправления (ст. 10). Возможность получения по запросу общедоступной информации, не размещенной в сети, теоретически существует, однако неясно, почему она не размещается для всеобщего сведения.

В переходных положениях (ст. 28) закон  предусматривает, что до принятия Федерального закона «О служебной тайне» «отнесение отдельных сведений о деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления к информации, доступ к которой ограничен, осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации». «Законодательство о служебной тайне» исчерпывается актами Правительства Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1994 г. №1233 «О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти») и Президента Российской Федерации (Указ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»), не закрывающими имеющийся правовой пробел, тем более что ограничения конституционных прав граждан могут быть установлены только федеральными законами.

Информация о работе Анализ практики работы администрации Курчатовского района с обращениями граждан