Анализ законодательства РК о некоммерческих организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ законодательства РК о некоммерческих организациях и выработка предложений по повышению эффективности его применения и совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, признаки и правоспособность некоммерческой организации как юридического лица на основе законодательства о некоммерческих организациях;
2. рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций на основе законодательства о некоммерческих организациях и выработать предложения по повышению эффективности такого нормативного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3

1. ОСОБЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………..………...4
1.1Понятие и форма некоммерческих организаций…………………………...4
1.2 Правоспособность юридического лица………………………………….…8

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ……………………………………..15
2.1 Учреждение………………………………………………………………….15
2.2 Общественные объединения…………………………………………… .... 17
2.3 Иные виды некоммерческих организаций………………………………... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kurrab_nekom_yur_litsa.docx

— 62.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3

 

1. ОСОБЕННОСТИ  НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………..………...4

1.1Понятие и форма некоммерческих организаций…………………………...4

1.2 Правоспособность юридического лица………………………………….…8

 

2.  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ  ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  И ИХ ОСОБЕННОСТИ……………………………………..15

2.1 Учреждение………………………………………………………………….15

2.2 Общественные объединения…………………………………………… .... 17

2.3 Иные виды некоммерческих организаций………………………………... 23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      В течение последних пятнадцати лет был принят целый ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность таких юридических лиц как некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, в том числе общественных объединений, религиозных организаций, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, национально-культурной автономии, профсоюзов, объединений работодателей, различных саморегулируемых организаций, адвокатских сообществ и др.

       В то же время основополагающий  в рассматриваемой сфере нормативный  правовой акт - закон  "О некоммерческих  организациях", устанавливая возможность  создания другими федеральными  законами некоммерческих организаций  в различных организационно-правовых  формах, не дает при этом четкого  представления о базовом гражданско-правовом  статусе некоммерческой организации.

    Целью курсовой работы является анализ законодательства РК о некоммерческих организациях и выработка предложений по повышению эффективности его применения и совершенствования.

     Для достижения указанной цели  необходимо решить следующие  задачи:

1. рассмотреть понятие, признаки и правоспособность некоммерческой организации как юридического лица на основе законодательства о некоммерческих организациях;

2. рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций на основе законодательства о некоммерческих организациях и выработать предложения по повышению эффективности такого нормативного регулирования.

      Объектом курсовой работы выступают  гражданские правоотношения, одним  из участников которых являются  некоммерческие организации, функционирующие  в различных организационно-правовых  формах.

1. ОСОБЕННОСТИ  НЕКОМЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Понятие и форма некоммерческих организаций

 

Одним из видов юридических лиц, предусмотренных законодательством, являются некоммерческие организации. В зарубежном праве чаще всего используется понятие неправительственной организации. Но для казахстанского права указанное понятие неприемлемо в силу того, что некоммерческие организации могут быть созданы на базе как государственной, так и частной собственности. В соответствии со ст. 34 ГК некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

      Юридические лица делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие. Каждый вид делится на формы юридических лиц (ст. 34 ГК). Их называют ещё «организационно-правовые формы» (п.4 Постановления Верховного Совета РК от 27 декабря 1994 г. «О введении в действие Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Общая часть), Закон РК от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях»).

    Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, может быть создано в форме учреждения, общественного объединения, акционерного общества, потребительского кооператива, общественного фонда, религиозного объединения и в иной форме, предусмотренной законодательными актами (п. 3 ст. 34 ГК).

     Таким образом, в отличие от перечня коммерческих организаций, перечень некоммерческих организаций не является закрытым. Однако новые формы могут быть установлены только законодательными актами. Сами стороны изобретать какие-то особые формы не могут.

 
 
       Иные организационно-правовые формы некоммерческой организации закреплены ст. 17 Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 г. «О некоммерческих организациях» (далее: Закон о некоммерческих организациях): нотариальные палаты, коллегии адвокатов, торгово-промышленные палаты, палаты аудиторов, кооперативы собственников квартир и другие некоммерческие организации1.

Осуществление деятельности не связанной с целью извлечения и получения чистого дохода, распределения этого дохода между участниками – есть деятельность некоммерческих организаций. Как правило, такая деятельность направлена на решение насущных вопросов, социальных задач или проблем. Так как эта деятельность затрагивает общественные интересы – она неизбежно регулируется законодательством. Что впрочем, только укрепляет деятельность некоммерческих организаций, статус и возможности. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи. Словом, в целях направленных на достижение общественных благ. Для организации и регулирования таких видов деятельности существуют организационно-правовые формы некоммерческих организаций: учреждение; религиозные объединения;  общественные объединения; общественные фонды; потребительские кооперативы; объединения индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза). Следует отметить, что при широком выборе организационно-правовых форм их объединяет два главных признака – некоммерческие цели создания и  не распределение прибыли между участниками.

       Некоммерческие организации – это организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль (доходы) между членами и участниками организации.

     Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

        Как видно из данной нормы перечень целей, ради которых могут создаваться некоммерческие организации не является исчерпывающим. Единственное условие, которое требует законодатель для формулировки целей создания некоммерческих организаций - достижение общественных благ, и это, безусловно оправдано, так как невозможно предусмотреть все общественные отношения, которые могут складываться в сфере некоммерческого сектора.

     Некоммерческая организация признается юридическим лицом, если она имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде2.

      Некоммерческие организации являются юридическими лицами и, следовательно, обладает всеми признаками юридического лица, т.е. имущественной обособленностью, организационным единством, имущественной ответственностью, выступают в гражданском обороте от собственного имени.

       В соответствии с Гражданским кодексом некоммерческая организация имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество. Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от имущества ее учредителей (участников). Такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении (т.е. на основе вещного права). В связи с этим в юридической литературе иногда делается вывод о том, что не может быть признана юридическим лицом организация, у которой нет имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Однако с подобным выводом согласиться нельзя - у некоммерческих организаций может не быть имущества, закрепленного за ней на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, поскольку помещения предоставлены ей в безвозмездное пользование, а денежные средства отсутствуют. Поэтому при обособлении имущества другим способом (не на основе вещного права) организация может быть признана юридическим лицом. Внешнее проявление имущественная обособленность находит в наличии самостоятельного баланса или сметы.

        Организационное единство проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его участниками. Благодаря этому, становится возможным превратить желание множества участников в единую волю юридического лица в целом. Организационное единство находит свое отражение в учредительных документах некоммерческой организации, ни один участник не застрахован от нарушения или ущемления его прав и законных интересов, так и некоммерческие организации, выступая участником гражданского оборота, подвергается риску нарушения ее прав и законных интересов третьими лицами. Для защиты и восстановления нарушенного положения некоммерческая организация вправе обратиться в суд, поэтому законодатель наделяет некоммерческую организацию самостоятельно и от своего имени представлять свои интересы в суде3.

 

1.2 Правоспособность юридического лица

 

В отличие от лиц физических, говоря об организациях, закон не упоминает какой-либо их «дееспособности». Это вызвано самой сущностью юридических лиц, которые становятся «дееспособными», то есть способными своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их с момента государственной регистрации. Поэтому, в свете статьи 35 ГК, термин «правоспособность» подлежит расширительному толкованию, поскольку в его содержание входят все элементы дееспособности.

Юридические лица имеют различный объем правоспособности.  
       В теории гражданского права выделяют общую (универсальную) и частичную (специальную, целевую) правоспособность.

В юридической литературе Казахстана возник спор о том, в какой степени эти положения применимы к юридическим лицам. Р.А. Маметова считает, что все юридические лица обладают специальной правоспособностью. С.И. Климкин, возражая против этого, утверждает, что специальной правоспособностью обладает только государственные предприятия и некоммерческие организации, а коммерческие организации обладают общей правоспособностью4.

Как всегда, наиболее верное понимание проблемы обнаружил Ю.Г. Басин. Как он справедливо отмечает, прежде действовавшее законодательство запрещало всем юридическим лицам совершать не разрешенные им сделки, т.е. сделки, не соответствующие установленным целям их деятельности (ст. 27 Гражданского кодекса Казахской ССР). Нарушение данного правила вело к недействительности подобных сделок (ст. 48 старого ГК). Общепринятым поэтому было мнение, что юридические лица в отличие от граждан, обладавших общей правоспособностью, наделялись правоспособностью специальной.

С принятием Гражданского кодекса Республики Казахстан положение радикально изменилось. Коммерческие юридические лица могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, кроме тех, что прямо запрещены в общей форме или специально для каких – либо видов юридических лиц. Запреты могут содержаться в законодательных актах или учредительных документах. В остальных случаях коммерческое юридическое лицо вправе совершать любые, не запрещённые законом сделки, даже если они не отвечают видам деятельности, зафиксированным учредительными документами (п.1 ст. 35 ГК). Следовательно, коммерческие юридические лица, как правило, обладают общей и равной правоспособностью. 
     Другое положение с некоммерческими юридическими лицами. Поскольку они вправе совершать лишь то, что предусмотрено их уставами, их правоспособность является специальной5.

В литературе правоспособность организаций называют еще их правосубъектностью. Прекращение правоспособности связано с моментом завершения ликвидации юридического лица, т.е. с моментом внесения об этом записи в Государственный регистр юридических лиц.

Предмет деятельности некоммерческой организации - это то на что направлена эта деятельность. Если предметом такой деятельности являются виды деятельности, то, следовательно, на них должна быть направлена деятельность некоммерческой организации, но, тогда получается, что предметом своей деятельности некоммерческая организация имеет свою же деятельность.

      Такое определение предмета деятельности  является тавтологичным, т.е определяет то же через то же и тем самым не несет никакой новой информации об употреблении изучаемого термина. Выходит то, что в логике называют – порочная ошибка, состоящая в том, что в определении скрытым образом вводится само определяемое понятие.

      В этой связи оправдана позиция  В. Н. Сидорова, который считает, что  правильнее назвать "виды деятельности" не "предметом", а "средствами  деятельности". Ведь средства  деятельности это то, при помощи  чего достигается результат, конечная  цель всякой деятельности. Вместе  с тем, с теоретической точки  зрения понятие "предмет деятельности" можно трактовать как возможную "сферу деятельности" юридического  лица. Кроме того, на практике  возникает вопрос, должен ли быть  исчерпывающим (законченным) перечень  видов деятельности поименованных  в уставе некоммерческой организации  или же допустима формулировка "иные виды деятельности"6.

Принято выделять общую (универсальную) и частичную (специальную, целевую) правоспособность юридических лиц. Смысл этого деления в следующем: обладая универсальной правоспособностью, организации вправе заниматься любыми не запрещенными законодательными актами видами деятельности. Таким правом, а значит и универсальной правоспособностью обладают, по общему правилу, все коммерческие организации, за исключением государственных предприятий.

Информация о работе Анализ законодательства РК о некоммерческих организациях