Анализ законодательной практики защиты прав и свобод личности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – показать, что выражением отношений между личностью и государством служит институт прав и свобод человека и гражданина.
Задача, которую я ставлю в этой работе – дать ответ на следующие вопросы:
что такое личность в современном понимании;
в чем проявляется связь личности и конкретного государства (институт гражданства);
в чем выражается взаимосвязь личности, государства и права;
что такое правовой статус личности;
что такое права и свободы человека и гражданина, их понятие и классификация;
каково содержание прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Ведение 3
1. Теоретико - методологические основы взаимосвязи государства и
личности в работах отечественных и зарубежных ученых 5
1.1 Особенность правового положения гражданина в государстве 5 1.2 Взаимосвязь личности, государства и права 8

2. Анализ законодательной практики защиты прав и свобод
личности в Российской Федерации 15
2.1 Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина
в Российской Федерации
2.2 Роль государства в обеспечении реализации прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации 21
2.3 Взаимная ответственность личности и государства в Российской
Федерации 25
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и личность..doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Ведение            3

1. Теоретико - методологические  основы взаимосвязи государства  и 

    личности в  работах отечественных и зарубежных  ученых   5

1.1 Особенность правового положения гражданина в государстве 5  1.2 Взаимосвязь личности, государства и права     8


2. Анализ законодательной  практики защиты прав и свобод 

    личности в  Российской Федерации       15

2.1 Понятие и классификация прав и свобод человека и гражданина

                в Российской Федерации

2.2 Роль государства в обеспечении реализации прав и свобод человека

                и гражданина в Российской Федерации     21

2.3 Взаимная ответственность личности и государства в Российской

                 Федерации          25

Заключение           39

Список использованных источников и литературы     43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Тема данной работы: государство и личность. Этот вопрос я считаю актуальным потому, что он не только чисто теоретический, но имеет и практическое выражение: ведь он очень тесно связан с проблемой прав и свобод человека и гражданина. А к этой сфере в последние десятилетия приковано внимание не только российской общественности, но и отечественных ученых-юристов.

Цель работы – показать, что выражением отношений между  личностью и государством служит институт прав и свобод человека и гражданина.

Задача, которую я ставлю в этой работе – дать ответ на следующие вопросы:

  • что такое личность в современном понимании;  
  • в чем проявляется связь личности и конкретного государства (институт гражданства);
  • в чем выражается взаимосвязь личности, государства и права;
  • что такое правовой статус личности;
  • что такое права и свободы человека и гражданина, их понятие и классификация;
  • каково содержание прав и свобод человека и гражданина.

Замечу, что целью моего исследования не является максимально подробный и полный анализ прав, свобод и обязанностей личности, свойственных обитателю цивилизованного демократического государства «европейского» или «западного» типа. Вопрос прав и свобод личности в данной работе будет рассматриваться, как составной элемент правового статуса личности, и, следовательно, как юридическое выражение взаимодействия государства и личности.  

В отечественной научной  литературе (той, что появилась в  последние годы) тема государства  и личности сводится, в основном, исключительно к вопросу прав и свобод человека и гражданина; и даже к вопросу правового государства и гражданского общества, что, на мой взгляд, делает тему несколько размытой.

При написании работы я использовал учебные пособия по дисциплине теория государства и права таких авторов, как: С. А. Комаров, А. В. Малько. В. Н. Хропанюк, Н. И. Матузов и других. Также я использовал учебник «Права человека» под редакцией Е. А. Лукашевой и другую литературу, в том числе: справочную (Толковый словарь русского языка).

Правовая база данного  исследования, это, прежде всего, в первую очередь, Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 год), Декларация прав и свобод человека и гражданина (Россия, 1991 год), Конституция Российской Федерации (1993 года); и различные акты федерального законодательства (Уголовный кодекс РФ, Федеральные законы «О гражданстве РФ» 1991 года, «Об образовании» 1992 года, «О медицинском страховании граждан РФ» 1993 года, «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года и другие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретико  - методологические основы взаимосвязи  государства и личности в работах отечественных и зарубежных ученых

 

       1.1 Особенность правового положения гражданина в государстве

 

       Взаимодействие  личности и государства еще со времен возникновения городов – государств, становление государственности на том, далеком от нас, этапе цивилизации, привело к появлению понятия «гражданин».

        В большинстве  случаев слово «гражданин» понимается  как лицо, принадлежащее территориально и юридически конкретному государству с республиканской формой правления. Кроме фигуры гражданина, заключающей в себе взаимные права и обязанности государства и личности, историческая практика и наука выделяют и фигуру подданного. Это социальная характеристика личности, находящаяся, как правило, в отношениях «подчинения – власти» с определенным типом государства, главным образом империей.

Возникнув в далекие  времена завоеваний и покорений  одних народов другими, когда  главной формой отношения личности к государству был сбор и уплата дани, фигура подданного характеризовала, как правило, монархические, абсолютистские формы правления. Термин «подданство» выражал отношения между персонифицированным государством в лице императора (монарха) и личностью. Сейчас эти понятия фактически равнозначны, и в ряде монархий (например, в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство».

        Итак, гражданин – это личность  в ее взаимодействии с государством, характеризующаяся системой прав, обязанностей, ответственности.

       Что касается употребления слов «человек» и «гражданин»  применительно к правам и свободам, то разница в том, что права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от  того,  являются они гражданами государства,  в котором живут, или нет,  а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются  за  лицом  только в силу его принадлежности к государству (как правило, это политические права).

С понятием «гражданин»  органически связано понятие  «гражданство».    «Гражданство – это особый статус, который  предполагает юридическое признание  государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение  его в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства»1.

Гражданство – предмет  науки государственного (конституционного) права. Теория государства и права  выделяет и изучает в этой сфере  некоторые самые общие черты  взаимодействия гражданина и государства.

        Состояние гражданства определяется  некоторыми правовыми системами  по принципу «крови» (происхождение  от родителей – граждан государства), или по принципу «почвы» (месту  рождения). Оно может в некоторых  случаях возникать и при исполнении юридических процедур приема в гражданство, прекращаться – в процедурах выхода из гражданства.

Состояние гражданства  предполагает как определенные права, так и обязанности.

С одной стороны, гражданство  представляет собой одновременно и  политическую принадлежность к данному государству, и состояние подвластности, поскольку на гражданина распространяется суверенная власть не только на территории данной страны, но и за ее пределами. С другой стороны, из состояния гражданства вытекает право гражданина на защиту его прав и законных интересов со стороны соответствующих органов того государства, к которому он принадлежит, обязанности государства перед гражданином.

        По законодательству большинства  стран никто не может быть  принудительно лишен гражданства или права изменить его. Государство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, находящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации (1991 года). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и др., регулируются законами о гражданстве. Закон о гражданстве в России принят в 1991 году и в последствии неоднократно дополнялся.

        Итак, гражданство проявляется как  взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. «Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; прежде всего государство обязуется всегда социально и юридически защищать гражданина где бы он ни находился, в какую бы беду ни попал. Такая обязанность возникла у Российского государства перед теми миллионами ее граждан, которые   после    распада  СССР  оказались  за  пределами  России,  в  других государствах. Но и единичного своего гражданина, оказавшегося за рубежом в беде, Российское государство обязано защищать через консульские службы, иным путем, вплоть до военного в крайних случаях»1.


        На основании ст.62 Конституции  РФ гражданин РФ может иметь  гражданство иностранного государства  (двойное гражданство) в соответствии  с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина России иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. И, в свою очередь, каждое из государств должно предоставлять этому гражданину свою защиту.

        Гражданин имеет крупные обязанности  перед своим государством - законопослушания, защиты государства. Он должен  оберегать доброе имя государства,  его целостность, работать на  то, чтобы помогать его процветанию и т.д. И это не позиция так называемых государственников, приписывающих себе идеи патриотизма, державности. Это нормальные обязанности гражданина перед государством, условие процветания и гражданина и государства.

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной  службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльности (не случайно измена государству или Родине может быть вменена только гражданам страны).

Взаимные обязательства  государства и личности носит  персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого, власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

Подводя итог сказанному, термин «гражданин» означает принадлежность личности к государству, определенное взаимодействие гражданина и государства. Иными словами, гражданин – это личность в ее взаимодействии с государством, характеризующаяся системой прав, обязанностей, ответственности.

1.2 Взаимосвязь личности, государства и права


Категория «личность» имеет для правоведения исходно – ключевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. Сущность личности укоренена в ее теле, то есть внешних физических формах организма человека, как материальном носителе личностного начала. Думать иначе – значит абсолютизировать сознание человека в качестве единственного носителя личностного начала.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений. Как видно, на современном этапе развития нашего общества необходимо, чтобы участниками общественной жизни были не люди-«винтики», а личности, субъекты, реализующие возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими.

Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные  возможности их реализации – одно из необходимых условий формирования демократического типа личности.

Очевидно, задачи заключаются  в том, чтобы право, законы, по возможности, своевременно и адекватно отражали объективные тенденции развития общества, новые потребности и запросы личности.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Известно, что в послереволюционный период в России государство трактовалось, как особая организация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса.

Такое понимание государства  было своеобразным фундаментом для формирования административно-командной системы – системы управления обществом. «В этих условиях государство и соответствующая ему административно-командная система не были демократическими образованиями. Они не включали граждан в процессы своего функционирования. В названных структурных образованиях господствовала воля разнообразных «бюро»; в них не было самих механизмов реализации воли людей – граждан страны. Для административно-командной системы была полностью приемлемой «усредненная» личность, то есть не отличающаяся инициативностью и вместе с тем исполнительная и послушная. Бюрократическая регламентация формирует у людей жизненный принцип социального иждивенчества, безынициативности, отрицательного отношения к творческим людям. Разумеется, причина такого внешнего пассивного приспособления к жизненным обстоятельствам лежит не только в авторитарных методах социального управления, но и в низком уровне политической, правовой культуры людей, в их нежелании брать на себя личную ответственность из-за страха перед возможными осложнениями».1

Информация о работе Анализ законодательной практики защиты прав и свобод личности в Российской Федерации