Акты применения права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучение понятия актов применения права.
Задачи данной работы рассмотреть виды актов применения права и требования к ним.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Акты применения права 5
2 Пробелы в законодательстве и способы их восполнения 11
Заключение 15
Глоссарий 17
Список использованных источников 18
Список сокращений 19
Приложения 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

2 Пробелы в законодательстве и способы их восполнения

 

В правоприменительной  деятельности иногда возникают ситуации, когда в действующем законодательстве отсутствуют юридические нормы, требующие правового регулирования определенных общественных отношений. Речь идет о проблемах применения норм права в позитивном праве.

Пробел в  законодательстве – это отсутствие конкретной юридической нормы, необходимой для правового регулирования общественных отношений.

Сферу общественных отношений, требующую правового регулирования, законодатель закрепляет по отраслям права. «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».2 Аналогичным образом закрепляется круг общественных отношений, требующих правового регулирования, и в других отраслях права.

Однако не всегда в реальной жизни в законодательстве можно найти юридическую норму, непосредственно регулирующую конкретное общественное отношение, т. е. подходящую под данный жизненный случай. Если таких правовых норм нет, то налицо пробел в законодательстве. Пробелы в законодательстве существуют в основном в результате появления новых общественных отношений, которые требуют правового регулирования и в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем. В некоторых случаях пробелы в законодательстве связаны с существующими недоработками законодательной техники.

Проблемы пробела в  законодательстве решаются по-разному  в разных правовых системах. Так, в системе общего права (англосаксонской) пробелы восполняются судебной практикой, судебным прецедентом. В континентальной системе права (романо-германской) пробелы в законодательстве устраняются путем принятия новых норм права.

В российском праве устранение пробела в законодательстве осуществляется путем принятия нормативного правового акта компетентным органом государственной власти. Однако не всегда возможно быстрое устранение пробелов в праве, так как они связаны с нормотворческой деятельностью государства. Но правоприменительные органы не могут отказаться от решения конкретного юридического дела по причине отсутствия в законодательстве правовой нормы. В тех случаях, когда нормотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения института аналогии. Применение института аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение правоприменительный орган принимает в соответствии с общими принципами права.

Аналогия закона имеет место тогда, когда для регулирования конкретных отношений спорного характера применяется норма закона, регламентирующая сходные правоотношения, т. е. если нет юридической нормы, прямо предусматривающей спорный случай, то необходимо отыскать правовую норму, регулирующую сходные со спорными отношения. Вот эта норма закона и используется в качестве правового основания при принятии решения по юридическому делу.

Применение аналогии права имеет место при обнаружении пробела в законодательстве, когда отсутствуют нормы права, регулирующие сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона, и юридические дела приходится разрешать, исходя из общих начал и смысла законодательства. При аналогии права общеправовые принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием при принятии юридического решения. Применение аналогии права предусматривается гражданским законодательством, где закреплено: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».3

При наличии пробела  в современном уголовном и  административном законодательстве правоприменительный орган (должностное лицо) должен отказать в возбуждении производства по делу. Специфика уголовной и административной ответственности состоит в том, что все составы преступлений и административных правонарушений исчерпывающим образом перечислены в уголовном и административном законодательстве. Если нет состава преступления или состава административного правонарушения, то нельзя привлечь гражданина к уголовной или административной ответственности по аналогии. Что касается частноправовых отношений, то гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно в силу общих начал и смысла гражданского законодательства. В гражданском праве нельзя отказать в правосудии, ссылаясь на отсутствие конкретной правовой нормы. Проблема пробела в гражданском законодательстве урегулирована в ст. 6 ГК РФ. Законодатель установил, что «в случаях, когда предусмотренные Гражданским кодексом отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)».4

Существуют два способа  решения этой проблемы. Во-первых, аналогия закона, т. е. решение дела на основе закона, регулирующего сходные правоотношения наряду с рассматриваемыми. Во-вторых, аналогия права. Если нет такого аналогичного закона, то права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства. В Гражданском кодексе Российской Федерации подчеркивается, что при этом должны быть учтены требования добросовестности, разумности, справедливости. Но тем не менее эти требования включаются в процесс преодоления пробелов в праве. Применение аналогии закона и аналогии права – это не восполнение пробела в законодательстве. В результате применения института аналогии пробел в законодательстве не устраняется, а преодолевается лишь в данном конкретном случае. Восполнение пробела осуществляется только компетентным нормотворческим органом путем издания нового нормативного правового акта либо дополнения существующего.

Заключение

 

Акт применения права  — это правовой акт компетентного  органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности  или меру юридической ответственности  конкретных лиц. Правоприменительные акты имеют ряд особенностей. 1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права.

Акты применения норм права классифицируются по субъектам принятия; характеру правового воздействия (регулятивные, правоохранительные, правонаделительные); юридической форме (указы, распоряжения, приказы); отраслевой принадлежности (по предмету правового регулирования); по юридическому значению (промежуточные, окончательные); характеру юридических последствий (правоконстатирующие, правоизменяющие, правопрекращающие); форме выражения (акты-документы, акты-действия).

Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.

Акты применения права  направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права  применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуального регулирования.

Реализация правоприменительных  актов обеспечена государственным  принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные исполнители. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Правоприменительные акты — документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной, резолютивной.

Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. По субъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов местногосамоуправления. По способу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально и единолично. По характеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон; охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности. По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными  и основными. По форме акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа, форму резолюции на других материалах дела, а в наиболее простых случаях – устный вид.

Акты применения должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Акт применения права

документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное письменное или устное решение компетентного  субъекта, принятое на основе нормы  права, обладающее юридическое  силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений

2

Законодательство

законы и кодексы Российской Федерации

3

Нормы права

общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные  государством и обеспеченные его  принудительной силой

4

Обязательность правоприменительного акта

свойство, которое обеспечивает наступление  предусмотренных им (или вытекающих из него правовых последствий

5

Правоприменительный акт

официальное властное предписание  компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правовое положение для единичного случая индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме

6

Применение норм права

форма реализации норм права, осуществляемая государством в лице своих органов  применительно к конкретным случаям жизни

7

Применение права

одна из форм государственной деятельности. Соответствующий государственный  орган в конкретном случае выступает  от имени государства, по его уполномочию

8

Судебное решение

акт процессуального творчества судей, направленный на разрешение конкретного гражданского дела по существу спора

9

Судебный акт

правоприменительный акт суда, разрешающий  уголовное, гражданское или административное дело по существу

10

Указ

правительственный акт, весьма разнообразный по своей юридической природе


 

Список использованных источников

     1

Гражданский кодекс Российской Федерации  часть 1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. от 06.04.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:  [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 15.04.2011.

2

Абдуллаев, М.И. Теория государства  и права. Учебник [Текст] / М.И.Абдуллаев. – М.: Финансовый контроль, 2008. – 410 с. – ISBN 5-314-00124-1.

3

Автурин, Ю.Е. Государство  и право. Учебник [Текст] / Ю.Е. Автурин. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 480 с. – ISBN 5-238-01164-6.

4

Алексеев, С.С. Теория государства  и права [Текст] /С.С. Алексеев. – М.: Статут, 2007. – 256 с. – ISBN 5-8354-0107-8.

5

Бастыркин, А.И. Теория государства  и права. Учебник [Текст] / А.И.Бастыркин. – М.: Ореол, 2007. – 288 с. – ISBN 5-9900335-2-4.

6

Борисов, Г.А. Теория государства  и права. Учебник [Текст] / Г.А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ,  2007. – 292 с. – ISBN 978-5-9571-0253-3.

7

Кабаев, В.К., Баранов, В.М., Толстик, В.А. Теория государства и права в схемах и определениях [Текст] / В.К. Кабаев, В.М.Баранов, В.А.Толстик. – М.: Юристъ, 2005. – 98 с. – ISBN 5-79-75-0103-1.

8

Мелехин, А.В. Теория государства  и права. Учебник [Текст] / А.В. Мелехин. – М.: Маркет ДС, 2007. – 640 с. – ISBN 5-7958-0139-9. 

9

Пиголкин, А.С. Теория государства  и права. Учебник [Текст] / А.С.Пиголкин. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 63 с. – ISBN 5-94879-145-9.

10

Топорин, Б.Н. Юридическая  энциклопедия [Текст] / Б.Н.Топорин. –  М.: Юристъ, 2001. – 798 с. – ISBN 5-7975-0429-4.

11

Хропанюк, В.Н. Теория государства  и права. Учебник [Текст] / В.Н. Хропанюк. – М.: «Омега-Л», 2008. – 384 с. – ISBN 5-978-5-370-00916-7.


 

Список сокращений

 

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

Приложения

А


1 Абдуллаев, М.И. Теория государства и права. – М.: Финансовый контроль, 2008. – С. 289.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 г. №51-ФЗ с изм. от 06.04.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3 Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 г. №51-ФЗ с изм. от 06.04.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

4 Там же, ст.6.




Информация о работе Акты применения права