Экспортный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:02, реферат

Краткое описание

Совершенствование системы экспортного контроля является одной из самых актуальных задач, стоящей как: перед Российской Федерацией, так и другими странами-участниками международных режимов по экспортному контролю.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………….4
1.1. Понятие и сущность системы экспортного контроля……………….4
1.2. Особенности функционирования системы экспортного контроля...6
1.3. Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля РФ……………………………………………………………………..9
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ……….21
2.1. Нормативно-правовая база…………………………………………..21
2.2. Ответственность за нарушения экспортного контроля……………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Экспортный контроль.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

На Министерство торговли возложены такие регулирующие функции:

  • выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;
  • разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;
  • осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
  • сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;
  • координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономического развития, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;
  • осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

За рубежом также производится регулирование ВЭД на государственном уровне, на уровне предприятий и, что особенно важно, большие успехи достигнуты и на межгосударственном уровне, в странах Европейского сообщества. Прежде всего, это относится к инвестиционной политике и таможенной деятельности. В этих странах выработан довольно жесткий подход к поставкам сырья и, наоборот, либеральный, стимулирующий подход к готовой продукции.

При осуществлении  ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую  политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.

В странах с  развитой рыночной экономикой отсутствует  государственная монополия на внешнюю  торговлю, тем не менее, высшие государственные  законодательные органы (парламенты, национальные собрания, конгрессы) определяют внешнеэкономическую политику стран, издают законы о регулировании торговли, ратифицируют государственные договоры.

Правительственные органы занимаются регулированием и  реализацией ВЭД. В настоящее время в мире создано большое число международных организаций, осуществляющих регулирование разнообразных аспектов взаимодействия участников ВЭД из разных стран. При этом важно учесть, что большинство стран мира используют в своей практике основные правила, положения, различные нормативы и регламенты, выработанные этими международными организациями с целью развития международного экономического сотрудничества.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру  делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы (таблица 1). Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт. 

 

Таблица 1

Методы регулирования  экспорта и импорта товаров

Методы

Инструменты

Регулирует

Тарифные

Таможенные  пошлины

Импорт

Нетарифные

Количественные

Квотирование

Импорт

 

Лицензирование

Импорт/экспорт

 

Добровольное  ограничение

Экспорт

Скрытые

Государственные закупки

Импорт

 

Требование  о содержании местных компонентов

Импорт

 

Технические барьеры

Импорт

 

Налоги и  сборы

Импорт

Финансовые

Субсидии

Экспорт

 

Кредитование

Экспорт

 

Демпинг

Экспорт


 

  

Тарифные методы регулирования. Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая  в целях регулирования импорта  и экспорта, с помощью которой  государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу страны.

Главным инструментом в руках государства при регулировании  внешней торговли является использование  тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо  выделяются протекционистская и  фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная  функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть  бюджета страны.

Кроме вышеназванных  функций таможенный тариф, влияя  на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары, и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный  тариф в ряде случаев может  быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической  реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Таможенный  тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых товарам, перемещаемым через таможенную границу страны. Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза и вывоза.

Основные цели таможенного тарифа РФ:

  • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
  • защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: антидемпинговые, специальные, компенсационные.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях  ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в страну.

Специальные пошлины  применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и  на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным  производителям подобных или непосредственно  конкурирующих товаров; как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационные пошлины применяются в случаях  ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или  косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Говоря об импортных  пошлинах, следует иметь в виду, что все страны защищают национальное производство с помощью таможенного обложения импортных товаров. Таможенные пошлины формируются на основе разницы между мировыми и национальными ценами. В развитых странах уровень импортных таможенных пошлин относительно низок, в менее развитых и развивающихся - при высоких национальных издержках - таможенные пошлины на импортные товары достаточно высоки. В РФ, в условиях экономической нестабильности, в последние годы внутренние цены росли, в то время как мировые цены оставались стабильными, либо снижались. В этих условиях не было предпосылок для снижения импортных пошлин, напротив, их повышение вполне оправдано состоянием отечественного производства. В России сейчас довольно высокие ставки импортных пошлин, хотя по многим товарам они недостаточны для защиты национальных производителей.

Нетарифные  методы регулирования. Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы  и механизмы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок). Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

При использовании  административных (нетарифных) средств  нарушается рыночный механизм, сокращается  ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Нетарифные  методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической  и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

По классификации  ООН нетарифные методы регулирования  разбиты на следующие группы:

  • прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт;
  • введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;
  • антидемпинговые меры;
  • добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну.

Эти группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

  • таможенные формальности;
  • технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);
  • санитарные и ветеринарные требования;
  • стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;
  • сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение  внешней торговли и относятся  больше к административным бюрократическим  процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю.

Информация о работе Экспортный контроль