Эволюция российского таможенного тарифа и основные направления его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и проанализировать таможенные тарифы и основные направления его развития.
На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать понятие и составляющие элементы таможенных тарифов;
- выявить функции таможенного тарифа;
- рассмотреть виды и способы формирования таможенных тарифов;
- рассмотреть таможенный тариф современной России, выявить пути оптимизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4
1. Понятие и признаки таможенного тарифа………………………………5
2. Функции таможенных тарифов…………………………………………
3. Таможенный тариф Российской Федерации…………………………..
3.1 Формирование таможенного тарифа в России……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

      Уже с конца 20-х  годов и особенно в начале 30-х  годов происходит полный отказ от экономических методов  управления, утверждаются командно-административные начала регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и таможенную сферу. Вследствие резкого сокращения оборота международного пассажирского сообщения, уменьшения числа участников внешнеторговых связей таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. Такая ситуация сохранялась вплоть до конца 80-х годов.

      Экономическая реформа, начатая в 1986 г., открыла  новый этап в развитии отечественной  таможенной системы. Таможенное дело стало  ориентироваться на свободный рынок. Существенные изменения в механизме таможенного регулирования приходятся на 1989 г., когда, вслед за отменой государственной монополией внешней торговли и расширением числа участников экспортно-импортных операций, было введено обязательное декларирование товаров и иного имущества, перемещаемого через границу. Именно тогда на таможню в качестве основной возлагается задача взимания таможенных пошлин, налогов, акцизных сборов, а также поручается ведение таможенной статистики.

      Либерализация или  протекционизм – извечный вопрос  внешнеторговой политики любого  государства, был, практически однозначно, решен с принятием 15 ноября 1991 года указа Президента РСФСР № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этим указом официально было положено начало формированию в России системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заложены основы реформирования данной области хозяйственных отношений, предоставлена практически для всех предприятий возможность беспрепятственного осуществления внешнеторговых операций и установлены общие рамки государственного вмешательства во внешнюю торговлю. В результате, по-существу, были изменены сами принципы работы этой сферы деятельности государства.

      В развитие названного  указа были приняты постановления  Правительства РФ от 15 января 1992 года № 32 «О таможенных пошлинах  на импортные товары», от 14 июня 1992 года N 396 «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд» от 14 марта 1993 года № 218 «Об особенностях поставок на экспорт нефти, газового конденсата и продуктов их переработки» и т.д. Являясь частью общего пакета взаимосвязанных норм, регулирующих переход к рыночной экономике, эти нормативные правовые акты определили основные направления и конкретные меры по либерализации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и открытию российской экономики для мирового рынка.

      С конца 1993 – начала 1994 года, когда  со всей очевидностью  стали проявляться  ошибки, допущенные  в результате чрезмерной либерализации  внешнеэкономической деятельности, акцент стал смещаться в сторону  разработки и внедрения в практику системы контроля за ее осуществлением. Государство начало активнее регулировать внешнеторговую деятельность, посредством разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая призвана заложить качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики в целом и отдельных ее отраслей с внешним рынком. Последовала целая череда различных по уровню нормативных правовых актов.

      Направленность  этих актов характеризовалась  попытками усиления контроля  за экспортом, установления справедливых торгово-экономических отношений с зарубежными государствами и их союзами, обеспечения таких объемов импорта, которые приводили бы к созданию конкурентной среды, а не к «подавлению» отечественных производителей. Однако недостаточный уровень и неустойчивость нормативно-правовой базы снижали эффективность действовавших нормативных правовых актов в решении поставленных задач. Тем самым, отчетливо проявилась необходимость принятия акта на уровне закона, который, с одной стороны, определил бы в ясной, стройной и лаконичной форме основы сложившейся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, решив тем самым задачу кодификации уже имеющихся нормативных положений в этой сфере, с другой стороны – необходимо было посредством включения в него положений о защитных мерах при импорте отразить элементы новизны.

      Федеральный закон  № 157-ФЗ «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности» был принят 13 октября 1995 года. В дальнейшем были приняты Таможенный кодекс РФ, внесены изменения в Закон «О таможенном тарифе».

      В нем были подведены  предварительные  первые итоги  сложного процесса формирования  внешнеэкономического комплекса, доставшегося  в наследство от советских  времен. Определены основы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности. Провозглашен отказ от приоритета административных методов регулирования, но при сохранении контроля государства за деятельностью российских экспортеров и импортеров в целях повышения эффективности одного из важнейших секторов народного хозяйства.

      В последние годы  правительство России и законодательные  учреждения проделали  значительную  работу по развитию и  укреплению  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности и  защите внутреннего рынка России.

      Большое внимание в современной России уделяется  вопросам улучшения условий доступа для российских товаров на внешние рынки. Осуществлялась целенаправленная деятельность по отмене дискриминационных ограничений в отношении российских товаров. Проводилась работа в направлении универсального признания России страной с рыночной экономикой. Предпринимались меры по дальнейшей гармонизации, сближению или взаимному признанию технических норм и стандартов.

      Таможенный тариф  России, как и все тарифы, выполняет  различные функции, в том числе фискальную и регулирующую. Фискальная функция сводится к обеспечению поступлений платежей в бюджет, которые в дальнейшем направляются на решение государственных задач. Можно полагать, что от приоритетности той или иной функции зависит и направление работы по повышению эффективности таможенно-тарифного механизма. Из анализа макроэкономических показателей, таких как доля таможенной пошлины в доходной части бюджета, уровень обложения экспортно-импортных операций и других можно сделать вывод о том, что в России преобладает именно фискальная направленность таможенного тарифа.

      Таможенный  тариф  РФ сегодня представляет собой  свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым  через таможенную границу РФ  и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.

Виды  и размеры ставок, равно как  и категории облагаемых пошлиной товаров, в настоящее время определяются Правительством РФ в Таможенном тарифе Российской Федерации.

      Общая структура  таможенного тарифа РФ представляет собой табличные данные, имеющие следующий вид: Код товара по ТН ВЭД России;   Наименование позиции; Дополнительные единицы измерения;  Ставка Таможенной пошлины.

      Все товары в  ТН ВЭД России классифицированы  по таким признакам как происхождение, вид материала (из которого изготовлен товар), назначение товаров, их химический состав, степень обработки (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция).

      По  структуре  классификация включает в себя: разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Каждой категории товаров соответствует свой девяти - десятизначный цифровой код. Неотъемлемой частью ТН ВЭД являются примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД.

      По  данным ФТС России, объем импорта  товаров в 2008 году составил 266,9 млрд. долларов США против 199,8 млрд. долларов США в 2007 году (прирост - 33,6%), в том  числе, из стран дальнего зарубежья  – 230,3 млрд. долларов США, из стран-участников СНГ – 36,6 млрд. долларов США. Индекс физического объема импорта из всех стран  составил 113,5 %, индекс контрактных цен - 117,8 %.

 

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таможенный  тариф, является одним из инструментов государственного регулирования ВЭД. По сути, варьирование ставок таможенных пошлин в тарифе, напрямую зависит  как от внутренней, так и от внешней  политики государства.

Развитие  таможенных тарифов происходит в  двух направлениях. С одной стороны  растет товарная дифференциация таможенных тарифов. Товарная номенклатура современных  таможенных тарифов насчитывает 9-11 тысяч товарных позиций. С другой стороны по каждой товарной позиции устанавливается две или большее число ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара. По этому признаку различают простые и сложные таможенные тарифы: простые (одноколонные) таможенные тарифы, предусматривающие одну ставку пошлины для каждого товара вне зависимости от страны происхождения; и сложные таможенные тарифы, устанавливающие по каждому товару две или большее число ставок пошлин. Обычно более высокая, автономная ставка пошлин применяется в отношении тех стран, которым не предоставляется РНБ. Более низкая договорная (конвенционная) ставка пошлин предоставляется странам, пользующимся РНБ.

      В современных  условиях многие элементы таможенного тарифа (товарная номенклатура, высота применяемых ставок пошлин, структура тарифа по высоте применяемых ставок пошлин и ряд других элементов) регламентируются международными договоренностями, действующими в рамках Всемирной торговой организации и Всемирной таможенной организации.

 

 


 



Информация о работе Эволюция российского таможенного тарифа и основные направления его развития