Физические лица, как участники таможенно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Важным вопросом при анализе поставленного перед работой вопроса является вопросы правоспособности и дееспособности физических лиц как участников таможенных правоотношений. Правоспособность участников таможенного правоотношения является весьма важным и актуальным вопросом современности. Общеправовой статус физического лица регулирует Конституция РФ и части 1 ГК РФ. В основе положений таможенного кодекса лежат положения Конституции и Гражданского кодекса РФ.
Таможенная политика может осуществляться государством и его соответствующими органами исключительно на четких и подробно изложенных юридических основаниях.

Вложенные файлы: 1 файл

Декларир. товаров.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ   
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  университет сервиса и экономики»

Сыктывкарский филиал

 

Кафедра: «Экономики и менеджмента»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: Декларирование товаров  

Тема: Физические лица, как участники таможенно-правовых отношений

 

 

Выполнил:_____________________________________студент     5 (5,5)     курса

           (дата  сдачи, подпись студента)

 

                                               Специальность: 080705 «Менеджмент организации»

 

 

                                     Терехов Евгений Николаевич

                                                                                                           (ф.и.о. студента)                           

                                                          

                                                                                                                  

 

 

 

 

Проверил:                                                                          к.п.н., доцент Телегин В.А.

                                                                                                                   (ф.и.о., звание преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2013

 

 

 

 

 

Введение

Важным вопросом при  анализе поставленного перед  работой вопроса является вопросы  правоспособности и дееспособности физических лиц как участников таможенных правоотношений. Правоспособность участников таможенного правоотношения является весьма важным и актуальным вопросом современности. Общеправовой статус физического лица регулирует Конституция РФ и части 1 ГК РФ. В основе положений таможенного кодекса лежат положения Конституции и Гражданского кодекса РФ.

Таможенная политика может осуществляться государством и его соответствующими органами исключительно на четких и подробно изложенных юридических основаниях. В то же время инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенной деятельности непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат юридические правила, однозначно и непосредственно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по соглашению сторон.

Это связано, прежде всего с двумя основными обстоятельствами: Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

У разных субъектов таможенных правоотношений дееспособность возникает  по-разному; главным условием ее возникновения  является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Таможенное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности физических лиц как участников таможенного отношения в зависимости от различных критериев:

1) возраста (ответственность  физических лиц за нарушения  таможенного законодательства наступает при достижении лицом 16 лет);

2) должностного положения  (государственно-властные полномочия  могут осуществлять только уполномоченные  специальными правовыми нормами  субъекты);

3) правового режима  осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены, так могут быть закрыты таможенные посты.

В соответствии с действующим  законодательством любое лицо имеет  право на перемещение товаров  через таможенную границу таможенного союза. В отношении применения таможенных платежей, взимаемых с физических лиц, существуют некоторые особенности. Прежде всего, это связано с применением в отношении физических лиц льготного, упрощенного  порядка. Физические лица перемещают товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, в упрощенном, льготном порядке.

Предметом изучения являются физические лица как участники таможенных правоотношений.

Объектом изучения являются общественные отношения связанные с перемещением физических лиц через таможенную границу.

      Целью контрольной работы является рассмотреть ФЛ – как участников таможенно-правовых отношений. Для этого нужно решить следующие задачи:

  • изучить  особенности таможенно-правовых отношений;
  • дать классификацию права и обязанностей ФЛ;
  • рассмотреть порядок перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами в соответствии с законодательством ТС;
  • выявить основные направления повышения эффективности таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами.

 

1. Статус физических  лицах - как участников таможенно-правовых  отношений

    1. Понятие, содержание и особенности таможенно-правовых отношений

 

Таможенное правоотношение Рассолов М.М. определяет как отношение по поводу правового регулирования таможенного оформления товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного и валютного контроля и др.. Е.А. Достанко утверждает, что таможенное право как комплексная отрасль права исследует общественные отношения, связанные с деятельностью таможенных органов как внутри страны, так и на международном уровне. Правоотношения таможенного характера проявляются не только внутри государства, но и во внешней торговле, и они всегда осложнены присутствием иностранного элемента, поскольку современная практика осуществления внешнеэкономических связей имеет дело с двумя уровнями регулирования: национальным и международным.1

Регулирование таможенных отношений с помощью права  осуществляется посредством установления определенных таможенно-правовых норм, то есть путем установления правил поведения субъектов таможенных отношений и применения норм таможенного права. Нормы таможенного права регулируют взаимоотношения таможенных органов, граждан, организаций, их взаимные права и обязанности и, вследствие этого, придают данным регулируемым отношениям особый таможенно-юридический характер - характер таможенно-правовых отношений; субъекты указанных отношений выступают в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей.

Любая норма таможенного  права претворяется на практике только посредством таможенно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов) этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицам право требовать их реализации, руководить данными действиями, таможенное право устанавливает специфические таможенно-правовые коммуникации между участниками правоотношений, то есть таможенно-правовые отношения между людьми. Следовательно, к таможенно-правовым отношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах таможенного права и регулируются ими.

Таможенные отношения  в рамках права характеризуются  совокупностью следующих специфических  признаков: наличием специальных субъектов  таможенной деятельности; наличием специальных объектов таможенной деятельности; опосредованностью через таможенные правоотношения указанных субъектов и объектов.

Таможенные правоотношения подразделяются на активные таможенные действия (например, активное выражение  участником правоотношения намерения о перемещении товаров), пассивные таможенные действия (например, пассивное выражение указанного намерения), посредническую таможенно-правовую работу (например, деятельность таможенных представителей), вспомогательные таможенные действия (принятие какого-то предварительного решения), а также на организационные правоотношения (допустим, определение компетенции таможенного органа). Основаниями возникновения таможенных правоотношений могут выступать положения Конституции РФ, законы,  указы Президента РФ, правовые акты Парламента и Правительства РФ, приказы ФТС.

В области таможенного  права правоотношения могут подразделяться и на другие виды, в частности, в  зависимости от особенностей правового  регулирования таможенных отношений (в административном аспекте), можно выделить две группы таможенно-правовых отношений:

а) отношения, непосредственно  выражающие основную формулу таможенного  воздействия («субъект - объект» таможенных отношений), в которой отчетливо  проявляется властная природа государственно-таможенной деятельности. Это собственно властеотношения;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного таможенного  воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его  осуществлением.

Названные группы таможенно-правовых отношений характеризуются как основные и не основные таможенные связи. Первые прямо выражают сущность таможенной деятельности, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся таможенно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда - исполнение». Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями ФТС, между должностными лицами - руководителями и подчиненными им по службе работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, и т.п.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере таможенной деятельности, но не имеют своим прямым назначением непосредственное таможенное воздействие субъекта на объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, работающими в сфере таможенного контроля, но не связанными между собой соподчиненностью. Так, ФТС России может вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных международно-правовых вопросов и т.п.

В теории таможенного  права выделяют также субординационные и координационные таможенно-правовые отношения. Субординационные построены  на авторитарности юридических волеизъявлений субъекта таможенных отношений. Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует. При этом делается ссылка на отношения, например, между не соподчиненными (ФТС - таможня) органами. Такой подход был бы приемлемым, если бы содержание координации (то есть согласования) трактовалось однозначно. Но для этого достаточных оснований не имеется. Координация входит в перечень основных проявлений государственно-таможенной деятельности, то есть фактически совпадает с ее юридически-властными проявлениями. Так, Правительство РФ координирует деятельность таможенных органов России, которыми руководит Президент РФ. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов по таможенному делу, то есть в форме юридически-властных волеизъявлений.

Интерес представляет классификация  таможенно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные отношения в наибольшей степени выражают суть таможенно-правового регулирования и типичных для таможенной деятельности субординационных связей между субъектом и объектом таможенного дела. Их называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридические полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у таможенного поста).

При характеристике таможенно-правовых отношений невозможно ограничиться приведенными категорическими утверждениями и выводами, так как практически проявления таможенной вертикальности многозначны. Соответственно в сфере таможенного права можно обнаружить несколько вариантов таможенно-правовых отношений, которые по всем своим основным показателям относятся к числу вертикальных. Об этом, в частности, свидетельствуют многие признаки, характерные для такого вида урегулированных таможенно-правовыми нормами общественных отношений:

  • а) безоговорочность тезиса о неравенстве сторон в таможенных отношениях как показателя вертикальности данного вида правовых отношений;
  • б) неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны («объект таможенных отношений») другой («субъект таможенных отношений»). Отсюда - бытующая формула «власть-подчинение», используемая, как правило, для характеристики таможенно-правовых отношений именно вертикального типа (ФТС - таможня);
  • в) подчиненность (соподчиненность) в таможенно-правовых отношениях обычно не имеет четко выраженного проявления. Например, гражданин или негосударственное формирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены таможенным органам;
  • г) многие таможенно-правовые отношения вертикального типа возникают между несоподчиненными их участниками. Но и в подобных случаях одна из сторон (ФТС) в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные для исполнения организационно не подчиненной ей другой стороной данного правоотношения (низовые таможенные органы);
  • д) субъекты таможенных отношений в соответствии с требованиями соответствующих правовых норм вправе адресовать свои юридические волеизъявления гражданам, объединениям, которые ни в какой подчиненности у названных субъектов не находятся.

Информация о работе Физические лица, как участники таможенно-правовых отношений