Управление в таможне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

За последние годы работник превратился из «досадной, но необходимой статьи расходов» в основной источник прибыли. В рамках этого подхода человек стал рассматриваться в качестве важнейшего элемента капитала организации, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышение квалификации, создание благоприятных условий деятельности − как особый вид инвестиций. Это в полной мере относится и к органам таможенной службы. Таможня, как и любой другой таможенный орган, − государственная структура. В течение своей профессиональной жизни человек, как правило, занимает не одну, а несколько должностей. Профессиональная карьера и есть такая последовательность должностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. ПЕРСОНАЛ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ОРГАНИЗАЦИИ 2
1.1. Содержание и значение управления персоналом организации 2
Глава 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 16
2.1. Организационная структура Нижегородской таможни 16
2.2. Принципы отбора кадров в Нижегородскую таможню 21
Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 33
3.1. Изменение кадровой политики таможенных органов 33
3.2. Совершенствование системы подбора и подготовки кадров 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Управление в таможне.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

Порядок отбора кандидатов на службу в Нижегородскую таможню.

Основная же задача кадровых структур таможни как штатных менеджеров заключается в планировании человеческих ресурсов организации, естественно, на основе «спущенного сверху» штатного расписания, то есть службе персонала необходимо определить потребности таможни в кадрах (с количественной и качественной стороны), выбрать источники ее удовлетворения, разработать определенные методы отбора и систему требований, предъявляемых к принимаемым сотрудникам, обеспечить формирование резерва пополнения, проанализировать практику этой работы с целью ее дальнейшего совершенствования.

К штатным менеджерам, пожалуй, следует отнести и появившегося недавно в штате таможни психолога. Он находится в непосредственном подчинении у заместителя начальника таможни по личному составу, но пока не имеет своего подразделения.

Кроме того, он осуществляет мероприятия по психологической адаптации сотрудников к условиям таможенной службы. Для этого в наличии у психолога специальный инструментарий для выполнения задач по профессионально-психологическому отбору − это банк психодиагностических тестов (методик) для изучения индивидуально-психологических особенностей личности. Этот инструментарий позволяет получить оценки тех или иных психических особенностей кандидатов в соответствии с целями профотбора, для их должностной расстановки, прогнозировать социальное поведение личности в различных условиях деятельности.

Сравним данные по пополнению кадров Нижегородской таможни в 2010 и 2011 годах и проанализируем их (см. табл. 2.2).

Анализируя данные табл. 2.7, можно сказать, что в 2011 году производился более тщательный отбор кандидатов − с высшим образованием принято на 22,6% больше, чем в 2010 году. В 2011 году у руководства таможни и кадровых служб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. В 2008 - 2010 гг. приходилось укомплектовывать кадрами развивающуюся структуру таможни в короткие сроки. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возрасте от 30 до 40 лет − сократилось на 13,2%; что же касается сотрудников в возрасте старше 40 лет, то в 2011 году их в таможню не принимали.

Таблица 2.2

Динамика пополнения кадров Нижегородской таможни в 2010 -2011 гг.

п/п

Показатели

Количество принятых

2010 г.

2011 г.

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

 

Всего

95

 

41

 

1

Образование:

а) высшее

б) среднее специальное

в) среднее общее

 

62

15

18

 

62,5

15,8

19,0

 

36

3

2

 

87,8

7,3

4,9

2

Возраст:

а) до 30 лет

б) от 30 до 40 лет

в) старше 40 лет

 

50

38

7

 

52,6

40,0

7,4

 

30

11

0

 

73,2

26,8

-

3

Специфика образования:

а) экономист

б) юрист

 

15

5

 

15,8

5,3

 

5

2

 

12,2

4,8


Данные по принятым экономистам  и юристам оставляют желать лучшего. В 2011 году количество принятых сотрудников с экономическим и юридическим образованием даже снизилось: по принятым экономистам − на 3,6 пункта, по принятым юристам − на 0,5 пункта. Вновь принятые сотрудники особенно не ухудшили качественный состав персонала Нижегородской таможни (см. табл. 2.2).

Если сравнить данные таблицы 2.8 за 2010 и 2011 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 2011 году количества экономистов в составе персонала таможни − даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 2011 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5% от общей численности (сравним: в 2010 году их количество было равно 39,3%). А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.

Для вновь принятых сотрудников  Таможенным кодексом определена возможность установления испытательного срока − до одного года. Организация, управление и оптимизация процесса прохождения испытательного срока новыми сотрудниками − важные задачи кадровой политики в таможне. Именно в течение испытательного срока необходимо не только обеспечить возможность  получения  вновь принятым сотрудником уверенных знаний правовых, нормативно-методических и специальных вопросов таможенного дела, но и сформировать его сознание в соответствии с нормами таможенной этики, то есть нормами государственного человека, стоящего на защите экономических интересов страны. Выполнение вышеуказанных задач невозможно без планомерного комплексного подхода к решению, как со стороны кадровых подразделений таможни, так и ее общественных структур − Совета наставников и аттестационной комиссии, которая иначе еще называется учебно-методической.

 

 

Таблица 2.3

Динамика качественного  состава персонала Нижегородской таможни в 2010 -2011 гг.

№ п/п

Показатели

Списочная численность

2010 г.

2011 г.

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

Чел.

В % от общего кол-ва принятых в этом году

 

Всего

412

 

428

 

1

Образование:

а) высшее

б) среднее специальное

в) среднее общее

 

201

11

107

 

48,8

2,7

25,9

 

220

11

110

 

51,4

2,6

25,7

2

Возраст:

а) до 30 лет

б) от 30 до 40 лет

в) старше 40 лет

 

189

198

25

 

45,9

48,1

6,0

 

191

185

52

 

44,6

43,2

12,2

3

Специфика образования:

а) экономист

б) юрист

 

 

49

22

 

 

11,9

5,3

 

 

54

21

 

 

12,6

4,9

4

Стаж работы в таможенных органах:

а) до 1 года

б) от 1 года до 2 лет

в) от 2 до 5 лет

г) свыше 5 лет

 

 

117

133

162

0

 

 

28,4

32,3

39,3

-

 

 

68

79

276

5

 

 

15,9

18,5

64,5

1,1


 

заместителем начальника таможни по работе с личным составом, так как он имеет возможность организовать взаимодействие всех структур, представленных в ней.

Рассмотрим более подробно мероприятия, составляющие содержание каждого из предложенных этапов, и порядок их выполнения.

1. Первоначальный этап.

Данный этап испытательного срока вновь принятого сотрудника начинается с момента подписания начальником таможни приказа о приеме на работу в одно из структурных таможенных подразделений и продолжается до зачисления его слушателем курсов первичной профессиональной подготовки в течение трех месяцев. Главную роль в адаптации новичка на рабочем месте играет наставник. Поэтому особо важное значение приобретает правильный подбор начальником подразделения и Советом наставников его кандидатуры, а также личные качества и ответственный подход к делу самого наставника.

Назначение наставника производится приказом начальника таможни  из числа резерва на основании  рапорта с данными на предлагаемого  к назначению. На основании рапорта, согласованного с Советом наставников, издается приказ по таможне о данном назначении. Далее работа наставника строится согласно Положения о наставничестве таможни по индивидуальному плану ознакомления подшефного с вопросами внутреннего распорядка службы, правилами и мерами безопасности,  а  также  основными  статьями  Таможенного кодекса

 

I этап





 



 

 


II этап


 



 

 


 

 


III этап


 



 

Схема 2.3. Этапы профессиональной подготовки вновь принятого сотрудника таможни в период прохождения  испытательного срока.

 

После выполнения всех пунктов плана первоначальный этап испытательного срока считается законченным, и согласно схеме сотрудник включается в состав группы слушателей курсов отдела подготовки кадров таможни.

2. Обучение на курсах первичной профессиональной подготовки на базе отдела подготовки кадров.

Цель второго этапа  заключается в обучении вновь  принятых сотрудников правовой и нормативно-методической основам таможенного дела, устройству и способам применения технических средств таможенного контроля и связи, в наработке практических навыков применения полученных знаний в повседневной работе. Данный этап продолжается три месяца и включает в себя:

- курс теоретического обучения (1 месяц) со сдачей комплексного итогового экзамена;

- практическую стажировку слушателей на объектах таможни (1 месяц);

- стажировку сотрудника непосредственно на своем рабочем месте (1 месяц).

Организация второго  этапа обучения и контроль за ходом  его выполнения осуществляется отделом  подготовки кадров совместно с Советом наставников и учебно-методической комиссией. После выполнения всех перечисленных мероприятий второй этап считается завершенным.

3. Заключительный (предаттестационный) этап испытательного срока вновь принятого сотрудника включает в себя подготовку к аттестации. Основной задачей этого этапа является обобщение приобретенных теоретических знаний по вопросам таможенного дела и практических навыков по процедуре контроля для самостоятельной работы молодого сотрудника в любом оперативном подразделении таможни.

На Нижегородской таможне непосредственно перед аттестацией существует практика проверки готовности инспектора к принятию самостоятельных решений при работе с подконтрольными лицами, перемещающими товары через таможенную границу, на заседании учебно-методической комиссии. Опрос сотрудников производится по билетам, охватывающим все разделы таможенного дела. Результаты квалификационного экзамена оформляются зачетным листом. При положительном результате вновь принятый сотрудник с рекомендациями допускается до аттестации. На этом процесс становления молодого сотрудника как работника таможенных органов считается завершенным.

При анализе системы профессиональной подготовки кадров отметим тот факт, что опять же основная нагрузка ложится на плечи линейных менеджеров − непосредственных руководителей подразделений. Отдел подготовки кадров, как один из штатных менеджеров, обязан организовать обучение персонала и его стажировку и аттестацию. Но и преподаватели, и члены учебно-методической комиссии − это линейные менеджеры, их выбирают, как правило, из среднего звена управления − начальников отделов, из заместителей и главных инспекторов.

По окончании испытательного срока вновь принятый сотрудник, все еще именуемый в таможне «новым», поскольку даже положительные результаты учебы и стажировки − еще не гарантия такого же успеха при выполнении настоящей работы, выпускается в «свободный полет». Дальнейшее развитие его служебной карьеры будет, в основном, зависеть только от него: от его отношения к выполнению служебных обязанностей, от его интеллектуальных способностей, от взаимоотношений с руководителями и коллегами, от стажа работы в таможне и, естественно, от воли случая.

 

Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1. Изменение кадровой  политики таможенных органов

 

Работа с персоналом в таможне требует постоянного совершенствования, так как именно в этом заложены большие потенциальные возможности повышения эффективности работы служащего таможни, а значит достижения им высокого профессионального мастерства и, как следствие, более высокого уровня на служебной лестнице. Но так как директивы по всем направлениям деятельности таможни поступают из Государственного таможенного комитета, трудно говорить о совершенствовании работы с персоналом в отдельно взятой таможне. Этот процесс находится в прямой зависимости от совершенствования кадровой политики в таможенной системе в целом.

Самой важной задачей, требующей скорейшего решения, особенно в условиях постоянного дефицита государственного бюджета, является коренная реструктуризация таможенных органов и, соответственно, изменение организационно-штатной политики. Метод формирования организационно-штатной структуры таможенных органов по принципу «новое направление − новое управление» для управленческого звена и «новое направление − новый отдел» для таможен себя исчерпал. Хотя надо отметить, что на этапе становления этот путь структуризации таможенной системы позволил добиться главного − в кратчайшие сроки организовать таможенный контроль по всем видам таможенных режимов. Однако в нынешних условиях такой подход играет уже тормозящую роль. Последующее развитие таможенного дела реально может происходить только за счет внедрения научных форм организации труда и совершенствования таможенных технологий.

Структура таможенной системы, в том числе и таможни, чрезвычайно разветвлена. При наличии в таможне 30-40 подразделений (отделов, групп и служб) система становится трудноуправляемой, разобщенной, она подвержена параллелизму и взаимному дублированию. Начальнику таможни довольно сложно обеспечить реализацию принципа единоначалия в управлении и реализации единой таможенной политики сверху донизу. Следствием этого является нерациональная расстановка кадров. Так как таможенная система − это система многоуровневая, значит в ней множество начальников и их заместителей, кроме них есть еще руководители групп и главные инспекторы, которые зачастую исполняют роль заместителей начальников отделов. Статистические исследования показывают, что в среднем в любой таможне на 6-7 сотрудников приходится один функционер, что ведет к отвлечению огромного числа людей непосредственно от таможенного контроля и к установлению нагрузки на инспекторский состав, а отсюда − к немалым материальным издержкам и к усложнению управления таможенной структурой. Карьера в такой системе приобретает формальный оттенок: рост в должности и в звании не приводит к росту профессиональному.

Информация о работе Управление в таможне