Теоретико — правовая характеристика таможенного контроля в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 09:27, дипломная работа

Краткое описание

Согласно пп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР) в целях обеспечения таможенного законодательства Таможенного Союза (далее - ТС), и каждого отдельно из государств - членов ТС, т.е. исключительно таможенные органы уполномочены на его производство.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 51.81 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретико — правовая характеристика таможенного контроля в Российской федерации.

§1. Таможенный контроль: понятие и общие положения.

 

Согласно пп. 31 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (далее - СУР) в целях обеспечения таможенного законодательства Таможенного Союза (далее - ТС), и каждого отдельно из государств - членов ТС, т.е. исключительно таможенные органы уполномочены на его производство.

Таможенный контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу, в том числе соблюдение мер не тарифного регулирования, при перемещении товаров и транспортных средств, под определённый таможенный режим.

 Основными задачами  таможенного контроля являются:

- установление законности  перемещения через таможенную  границу товаров и транспортных  средств;

- обнаружение товаров, запрещенных  к ввозу, вывозу товаров, перемещение  которых через таможенную границу  допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предоставление их незаконного перемещения;

- выявление товаров и  транспортных средств, перемещаемых  через таможенную границу без  документов;

- определение тарифного  наименования товара согласно товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), его цены, количества и качества.

К целям таможенного контроля относятся:

- определение соответствия  досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

- определение соответствия  досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими  регламентирующими перечнями и  списками;

- контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;

- классификация товаров  по ТН ВЭД;

- определение стоимости, количества, качества.

Начало таможенного контроля при ввозе товаров и транспортных средств - с момента пересечения ими таможенной границы Таможенного Союза. Таможенный контроль вывозимых товаров и транспортных средств начинается с момента принятия таможенной декларации. Таможенный кодекс ТС допускает проведение таможенного контроля и после выпуска товаров и транспортных средств.

При выпуске экспортируемых с территории Таможенного Союза товаров и вывозимых за пределы территории Таможенного Союза транспортных средств таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Таможенного Союза.

Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами.

Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:

- таможенный контроль, осуществляемый  по прибытии товаров и транспортных  средств в таможенный пункт;

- таможенный контроль, осуществляемый  в процессе движения транспортного  средства;

- сплошной таможенный  контроль, имеющий место, когда используются  все формы контроля, установленные Таможенным кодексом Таможенного Союза;

На практике различают следующие виды таможенного контроля:

- таможенный контроль  товаров;

- таможенный контроль  транспортных средств.

Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль импортных (ввозимых), экспортных (вывозимых) и транзитных товаров.

Поскольку при осуществлении таможенного контроля большое значение имеют отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного контроля товаров можно считать таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или не сопровождаемого багажа.

В зависимости от характера участия в осуществлении контроля таможенных органов сотрудничающих стран выделяются:

1) двусторонний таможенный  контроль, при котором таможенный  досмотр раздельно осуществляют  таможенные органы каждой из  стран;

2) односторонний таможенный  контроль, когда таможенный досмотр  проводят таможенные органы только  одной из стран;

3) совместный таможенный  контроль, имеющий место в случае  проведения таможенного досмотра  одновременно таможенными служащими  обоих государств.

Таможенный контроль может быть однократным или повторным.

Однократный таможенный контроль имеет место, если таможенная граница пересекается только в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Если товары и транспортные средства в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды, они подпадают под повторный таможенный контроль.

Для проведения повторного таможенного контроля не всегда требуется факт неоднократного пересечения таможенной границы. Если, морское (речное) судно заграничного плавания прибыло в порт назначения, как правило, оно не подлежит повторному таможенному досмотру, если таковой уже был произведен при проходе пограничного таможенного пункта. Однако при наличии достоверных данных о совершении таможенного правонарушения таможенный орган вправе повторно досмотреть судно во время его стоянки в пределах портовых вод. Аналогичное правило действует и в отношении других видов транспортных средств.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза, и, одновременно, создать условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивая соблюдение таможенного законодательства, принимая необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимая таможенные пошлины, налоги, выполняя ряд других функций, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного Союза и непосредственно связанных с целями таможенного контроля.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля. При этом следует отметить, что неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами пограничного, санитарно - карантинного, фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.

Осуществление таможенного контроля строится на системе принципов:

  1. Принцип законности - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного Союза. Иными словами, законность означает неукоснительное соблюдение требований таможенного законодательства всеми субъектами правоотношений, складывающихся в процессе таможенного контроля. В рамках реализации данного принципа все таможенные органы и их должностные лица не могут устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Таможенного союза.
  2. Принцип минимальной необходимости требований таможенных органов. Их требования, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Деятельность таможенных органов в данном направлении не должна быть излишне бюрократизирована, что может явиться фактором, тормозящим внешнеторговые процессы.
  3. Принцип выборочности означает, что таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что физические и юридические лица могут не исполнять требования, установленные нормативными актами.
  4. Принцип оперативности выражается в сравнительно коротких сроках для производства форм таможенного контроля. Как правило, проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.
  5. Принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных государств предполагает взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний подконтрольных субъектов, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информированию и консультированию по отдельным проблемам.
  6. Принцип гуманности заключается в недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Если же неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля были причинены убытки, они подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
  7. Основным принципом таможенного контроля, на современном этапе, является его проведение на основе управления рисками

Принцип управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства. Такие нарушения должны:

  • иметь устойчивый характер;
  • быть связанными с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • подрывать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • затрагивать другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

В основные задачи системы управления рисками включаются:

  • создание единого информационного пространства;
  • разработка методик по выявлению рисков, определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков, а также ущерба от них;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений в области таможенного дела;
  • разработка и проведение мероприятий по минимизации рисков. Данная система должна позволить таможенным органам сосредоточить внимание на приоритетных направлениях работы и ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза1. При выборе форм и объектов таможенного контроля используется СУР. СУР представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами зарубежных стран. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР, закрепленные в данной концепции, базируются на Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации.2 С 2003 года данная система стала активно внедряться в российскую практику таможенного администрирования.

При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.

Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.

 

 

 

 

 

 

§2. Правовое регулирование таможенного контроля в Российской Федерации.

 

Развитие интеграционных процессов в современных условиях обусловливает расширение внешнеэкономических связей государств как важнейшего фактора экономического роста, усиления взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйств, формирования международных хозяйственных комплексов. При этом национальные экономики становятся более открытыми вследствие дальнейшего развития системы интернациональной кооперации и международного разделения труда.

Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции и, как следствие, необходимость либерализации внешнеэкономической деятельности, устранения административных, финансовых и иных барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и, соответственно, несовпадающими или противоречащими интересами. Поэтому важнейшей задачей каждого государства является осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с целью создания защиты национального производства, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, повышения ее конкурентоспособности.

Используя соответствующие властные полномочия (административные и финансовые механизмы), государство определяет стратегические направления экономического развития, а также порядок, правила, формы и условия осуществления экономической деятельности (для хозяйствующих субъектов создается определенный правовой режим ведения финансово-хозяйственной деятельности), с целью придания определенной направленности экономическим процессам, исходя из особенностей функционирования экономики и национальных интересов.

Следует отметить, что важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями является механизм таможенного регулирования. Являясь по своей природе средством регулирования товарных потоков, указанный механизм также представляет собой действенный инструмент инвестиционной и валютной политики. Рациональное использование данного института позволяет обеспечить существенные преимущества и выгоды отраслям отечественной экономики.

Информация о работе Теоретико — правовая характеристика таможенного контроля в Российской федерации