Таможенный союз Евразийского экономического содружества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – перспективы развития Таможенного союза.
Исходя из поставленной цели, выделяю следующие задачи:
 рассмотреть этапы и сроки формирования Таможенного союза
 рассмотреть перспективы Таможенного союза
 выделить достоинства и недостатки Таможенного союза
 выявить возможности расширения Таможенного союза

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕГО ВЫГОДЫ В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ
1.1 Таможенный Союз ЕврАзЭс: сложный старт…….……………………...….4
1.2 Таможенный союз «на троих»………………………………………….….…6
1.3 Выгоды Таможенного союза…………………………………………………7
1.4 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза……………………………………………………....8
ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ВСЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
2.1 Цели и задачи таможенного союза…………………………………………23
2.2 Достоинства и недостатки Таможенного союза…………………….……..25
2.3 Возможности расширения Таможенного союза…………………...………28
2.4 Евразийский союз: стратегия будущего……………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

SOYuZ1.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕГО ВЫГОДЫ В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ

1.1 Таможенный Союз ЕврАзЭс: сложный старт…….……………………...….4

1.2 Таможенный союз «на  троих»………………………………………….….…6

1.3 Выгоды Таможенного союза…………………………………………………7

1.4 Международно-правовое  обеспечение таможенного регулирования  в рамках Таможенного союза……………………………………………………....8

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ВСЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

2.1 Цели и задачи  таможенного союза…………………………………………23

2.2 Достоинства  и недостатки Таможенного союза…………………….……..25

2.3 Возможности  расширения Таможенного союза…………………...………28

2.4 Евразийский союз: стратегия  будущего……………………………………31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение истории создания Таможенного союза является крайне актуальным вопросом в сфере таможенного дела.

Создание Таможенного союза проходило в несколько этапов:

  • предварительный (с 01.10.2009 по 01.01.2010)
  • первый (с 01.01.2010 по 01.07.2010)
  • второй (с 01.07.2010 по сегодняшний день)

Предметом моего исследования является создание Таможенного союза Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, тесно связанного с улучшением экономики данных стран.

Цель исследования – перспективы развития Таможенного союза.

Исходя из поставленной цели, выделяю следующие задачи:

  • рассмотреть этапы и сроки формирования Таможенного союза
  • рассмотреть перспективы Таможенного союза
  • выделить достоинства и недостатки Таможенного союза
  • выявить возможности расширения Таможенного союза

Методологической основой является исторический метод анализа вопросов относящихся к экономической оценке потенциала Таможенного союза.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕГО ВЫГОДЫ В ПРАВОВОМ РАКУРСЕ

 

1.1 Таможенный Союз ЕврАзЭс: сложный старт 

 

При всей востребованности интеграционной тематики, говорить об успехе  интеграции на постсоветском пространстве не приходится. Несмотря на  то, что современные экономики стран СНГ два десятилетия назад составляли экономику одного государства – СССР, практически ни один из интеграционных проектов не продвинулся дальше первого-второго  этапов экономической интеграции. 

Роль России в интеграционных  процессах на постсоветском пространстве уникально. Непременным условием жизнеспособности любого интеграционного проекта является присутствие в   интеграционной «цепочке»  субъекта мировой экономики.   До сегодняшнего дня таким статусом на постсоветском пространстве обладает только  Российская Федерация.   Объективно, именно на  РФ возлагается обязанность регулирования развития интеграционных  процессов в регионе, которые, в свою очередь,  должны использоваться  в интересах модернизации своей экономики и обеспечения своей национальной безопасности. Между тем, как уж отмечалось  выше,    говорить об успехе интеграции на постсоветском пространстве не приходится. 

История проблемы

Проблема развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве берет свое начало с момента распада СССР. На первом этапе, в 1991 -1996 гг.  стремление к  интеграции  у руководства молодых независимых государств проявлялись в виде попыток сохранить  единое   экономическое пространство, так как прекращение  экономических связей оказывало неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства вновь созданных республик (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.).  Созданное Содружество независимых государств (СНГ) предоставило переговорную площадку для  создания механизма, способного  оградить  экономику региона от полной дезинтеграции, а затем выйти в ряде случае на первый этап экономической интеграции.

В первой половине 90-х гг. страны СНГ испытывали соблазн, с одной стороны сохранить кооперационные связи между предприятиями бывших союзных республик, воспользоваться рынками соседей для  сохранения собственного производства. С другой стороны, в государствах региона быстро формировались национальные экономические модели, не способствующие  развитию реальной экономической интеграции.

Примерно с 1996–1997 гг. усилилась тяга к сближению на иных основах, с учетом сформировавшихся политико-экономических реалий. Стало понятно, что универсальный подход, который объединил бы весь бывший Советский Союз, невозможен, зато появилась идея разноскоростной интеграции. Практическим следствием ее воплощения стали нескольких интеграционных инициатив: прежде всего – Единое экономическое пространство (ЕЭП) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). К концу 1990-х гг. был запущен проект, претендующий на политико-экономический статус: Союзное Государство России и Белоруссии. На рубеже веков контуры подлинного военно-политического альянса стала обретать Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ).

Основываясь на опыте европейской  интеграции,  интеграционный процесс принято делить на основные четыре этапа: зона свободной торговли. Таможенный союз, единое экономическое пространство и экономический, включая валютный, союз. Однако большинство интеграционных проектов не продвинулось дальше второго этапа экономической интеграции (Таможенный союз в рамках Союзного Государства России и Белоруссии). Развитие проекта союзного государства, единственного, предполагающего полноценную политическую интеграцию, было заблокировано в 2002–2006 гг.

1.2 Таможенный союз «на троих»

 
 В истории евразийской интеграции особо надо выделить следующий момент -  подписание в 2007г. договора о создании трехстороннего, с участием России, Казахстана и Беларуси, Таможенного союза. За короткий срок сторонами-участниками была проведена колоссальная работа. Менее чем за три года разработан и принят единый Таможенный кодекс трех стран, создан наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза. Согласовано более 11 тысяч товарных позиций для применения унифицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной территории. Безусловно, были и определенные трудности: они связаны с периодом адаптации экономических субъектов трех стран к унифицированным таможенным тарифам и импортным пошлинам. Были и еще есть отдельные нестыковки между национальными таможенными администрациями, которые методично устраняются работой Комиссии Таможенного союза во главе с талантливым экономистом С.Ю.Глазьевым. 
 Появление Таможенного союза означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории. Разрешительные документы, например, ветеринарные для товара сельскохозяйственного происхождения, признаются компетентными органами друг друга. Проще говоря, Таможенный союз расширил до Бреста и Владивостока границы рынка сбыта для производителей всех трех стран. Это будет стимулировать экономическую активность и повышать товарооборот. Только одно соглашение по выравниванию железнодорожных тарифов позволит увеличить грузооборот между нашими странами на 30 процентов. 
 Второй плюс - восстановление экономического пространства бывшего СССР как единого организма. Тем самым, научно-технический и производственный потенциал предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, будет объединен. Это очень важный шаг к модернизации наших стран! И, наконец, третий плюс - большой внутренний рынок. Создание Казахстаном, РФ и Беларусью Таможенного союза открывает для зарубежных инвесторов рынок с населением в 165 млн. человек и суммарным валовым внутренним продуктом (ВВП) почти $2 трлн. Все это реальные плюсы, прежде всего, для всех простых казахстанцев, россиян и белорусов.

 
1.3 Выгоды Таможенного союза

 
 Только в первом полугодии 2011г. на треть вырос общий товарооборот трех стран. Прогнозируется, что по итогам года он достигнет уровня 100 миллиардов долларов, что на 13 % больше прошлогоднего показателя. Причем наиболее быстро растут объемы приграничной торговли между Казахстаном и Россией – более чем на 40 %. А торговый отношения между ранее не граничившими странами Белоруссией и Казахстаном имеют «взрывной рост» -   белорусско-казахстанский оборот вырос в пять раз по отношению к прошлому году. И это всего за пять лет! Европейский союз же к аналогичному уровню интеграции шел 40 лет.

Причины этого успеха лежит в том, что степень интеграции бывших союзных республик в отдельных направлениях до сих пор выше, чем даже ныне в ЕС. Во времена СССР те же Россия, Белоруссия и Казахстан десятилетиями развивались как единый организм с общим народнохозяйственным комплексом. Экономики бывших союзных республик взаимно дополняли друг друга, а тысячи производственных связей образовывали индустриальные  цепочки с полным циклом - от сырья до готовой продукции и от фундаментальной науки до массовых товаров. Евразийская интеграция сегодня - это целенаправленная политика на воссоздание большого экономического пространства в новых рыночных условиях. 
 Еще одна параллель – Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС реализует задачу сходную с той, которую знаменитый экономист Фридрих Лист решал в XIX веке для Германии. Напомню, что Ф. Лист предлагал объединить разрозненные Пруссию, Германию и Австрию в большое экономическое пространство. А в результате получилось «германское экономическое чудо». Будем надеяться, что скоро мы станем свидетелями нового «евразийского чуда». По расчетам ученых РАН, государства-участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15 % прироста ВВП к 2015г. Это предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, что также позволит нашим государствам выйти из сырьевой ловушки на путь инновационного развития.

 

1.4 Международно-правовое обеспечение таможенного регулирования в рамках Таможенного союза

 

Развитие мировой экономики в условиях финансового кризиса, начало которого мы относим ко второй половине 2008 года, ускорило процессы по формированию Таможенного союза (ТС) Евразийского экономического сообщества (ЕвраАзЭс), а также активизировало деятельность входящих в него государств (России, Республики Беларусь и Республики Казахстан) по международно-правовому обеспечению в рамках Таможенного кодекса.

Исторически, как правильно отмечают исследователи, этому предшествовало образование Таможенного союза между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в 1995г. 
Позже к Союзу присоединились Киргизская Республика (1996г.), Республика Таджикистан (1999г.), предполагалось также экономическое объединение с единой таможенной территорией. Впоследствии, используя международно-правовые документы, а также накопленный опыт таможенного и торгового регулирования государств - участников СНГ, в рамках ЕврАзЭс было инициировано формирование нового Таможенного союза (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан).

В октябре 2008 года после вступления международных договоров в законную силу была сформирована Комиссия Таможенного союза ЕврАзЭс трех государств. Рабочим органом Комиссии ТС стал Секретариат во главе с академиком РАН С.Н.Глазьевым, который на первом заседании 4 февраля 2009 года предложил государствам-участникам в течение текущего года завершить формирование Единого таможенного тарифа товаров, ввозимых на их территории, принять в окончательной редакции Таможенный кодекс Таможенного союза ЕврАзЭс и Статус Суда.

Законодательная деятельность в области таможенного регулирования в Российской Федерации затронула изменения в сфере особенностей исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным, и иные положения. С учетом изменений, вступивших в законную силу с 1 октября 2009 года, а в части финансового обеспечения таможенных платежей банковской гарантией - с 1 января 2010 года, Таможенный кодекс Российской Федерации стал соответствовать международным стандартам.

При разработке данных соглашений был учтен как национальный, так и зарубежный опыт регулирования отношений по таможенному контролю. К тому же активно разрабатываются акты, служащие правовой и организационной основой для осуществления сотрудничества и обмена опытом и информацией (в том числе оперативной) между таможенными службами государств - участников Таможенного союза, что позволит более эффективно противодействовать нарушению таможенного законодательства.

С 16 ноября 2009 года Россия законодательно закрепила условия, сроки и процедуры прохождения таможенной декларации товаров для вывоза за пределы таможенной территории страны, определила ставки таможенных пошлин и порядок их выплаты. Тем самым Россия не только реализовала международные требования для вступления страны в ВТО, но и подтолкнула государства СНГ для устранения подобных законодательных погрешностей в таможенной сфере.

Так, ранее действовавший Закон Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» очень часто упрекали в несовершенстве и противоречии таможенных норм международным правилам и стандартам. С тем чтобы таможенное законодательство страны соответствовало международным стандартам, с 1 мая 2003 года, а в завершенном виде - с 1 января 2004 года, стал действовать новый Таможенный кодекс, который с изменениями, внесенными в последующие годы, приобрел международно-правовой статус.

С нашей стороны отметим, что также эффективно усовершенствовалось и таможенное законодательство Республики Беларусь.

Таможенный кодекс Республики Беларусь 1998 года не соответствовал международным стандартам, поэтому 7 декабря 2006 года Палата Представителей официально приняла новый Таможенный кодекс, который после одобрения Советом представителей и подписания его Президентом А. Лукашенко вступил в законную силу с 1 июля 2007 года и с изменениями и дополнениями последних лет также приобрел международно-правовой статус.

Информация о работе Таможенный союз Евразийского экономического содружества