Таможенный контроль как составляющая таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Цели выполнения данной курсовой работы – это рассмотрение таможенного контроля как составляющей таможенного дела. В связи с поставленными целями были обозначены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы представления о таможенном контроле, в том числе раскрыть понятие и сущность таможенного контроля, правовой статус органов таможенного контроля.
2. Раскрыть формы таможенного контроля, а именно: проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенный досмотр, учёт товаров и транспортных средств, устный опрос должностных и физических лиц, проверка системы учёта и отчётности, осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов и иные формы таможенного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ…………….…………………………….…….…5
1.1. Понятие и сущность таможенного контроля.……………………….…....5
1.2. Правовой статус органов таможенного контроля……………………......8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………………………12
2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей……………………………………………………………………………...12
2.2. Таможенный досмотр………………………………………………….….15
2.3. Учёт товаров и транспортных средств…………………………………..24
2.4. Устный опрос должностных и физических лиц………………………...25
2.5. Проверка системы учёта и отчётности…………………………………..25
2.6. Осмотр территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов…………………………………………………………….26
2.7. Иные формы таможенного контроля…………………………………….28
ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТЫ И СВЕДЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ………………………………………………...30
3.1. Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций….……30
3.2. Сведения, указываемые в таможенных декларациях…………………...33
3.3. Сертификат и иные разрешительные документы государственных органов……………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……41
СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенный контроль как составляющая таможенного дела.rtf

— 408.86 Кб (Скачать файл)

Положения о ГТК России должно утверждаться Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьёй 8 Таможенного кодекса РФ. Ныне действующее Положение о ГТК утверждено постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. №65. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется ГТК России.6

Таможенные органы представляют  собой  единую  систему,  в  которую входят Государственный  таможенный  комитет  Российской  Федерации (ГТК РФ), региональные таможенные управления Российской Федерации,  таможни  Российской Федерации,  таможенные посты Российской Федерации.  В сфере таможенного контроля в ГТК РФ создано управление по таможенному контролю,  которое  планирует работу  таможенных  органов  по осуществлению таможенного контроля и организует в этих  целях  взаимодействие  с  пограничными  войсками,  санитарно-карантинными, ветеринарными  и другими государственными органами.  В управлении разрабатываются рекомендации относительно зон таможенного  контроля, жалобы  на действия должностных лиц таможенного органа.  В составе управления три отдела:  отдел по созданию и развитию  таможенной  инфраструктуры, отдел по  организации  контроля  в  неторговом  обороте,  отдел  по организации контроля в торговом обороте.

Также в управлении создан отдел валютного контроля,  который руководит деятельностью подчинённых ему отделов,  групп валютного контроля в таможенных органах,  созданных на местах. В отделе валютного контроля осуществляется контроль за содержанием валютных пунктов,  проверка контрактных и  платёжных документов,  собирается  информация  о нарушениях валютного законодательства.7

Региональное таможенное  управление по вопросам таможенного контроля организует и контролирует производство нижестоящими органами  таможенного контроля. Оно  проверяет  правильное  и единообразное применение правил таможенного контроля.8

Таможни по  вопросам  таможенного контроля обеспечивают правильное применение таможенных  режимов  при  перемещении  товаров  и  транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации,  организуют, координируют и контролируют проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов,  проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей,  таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной  формой  таможенного  контроля,  учёта товаров и транспортных средств.9

Таможенные посты, входящие в единую систему, осуществляют свою деятельность непосредственно под руководством  таможни  или  под  руководством регионального таможенного  управления,  в случае непосредственного подчинения управлению по вопросам таможенного контроля. Таможенные посты осуществляют контроль за  соблюдением  всеми  юридическими  и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела.10

Таможенный контроль  осуществляется отделами таможенного контроля и таможенными постами в местах их расположения и иных местах, определяемых законодательством о  таможенном деле.  Так,  Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрено создание зон таможенного контроля,  под которым  понимается территория  вдоль таможенной границы,  в местах таможенного оформления, в местах нахождения таможенного органа и  иных  специально  определённых местах, например, таможенные склады, склады временного хранения. .

Кодексом также определены таможенные режимы,  которые находятся  в зоне таможенного  контроля,  в  соответствии  с которыми осуществление производственной и коммерческой деятельности,  перемещение товаров,  транспортных средств через  границу таких зон и в их пределах допускаются только с разрешения таможенных органов и под их контролем.

Можно сделать вывод,  что только таможенные органы, как органы государственной исполнительной  власти,  имеют  право  осуществлять   таможенный контроль в  Российской  федерации  на  основе  действующего законодательства в сфере таможенного дела.

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Проверка документов и сведений, необходимых для

таможенных целей

Таможенный контроль  проводится  в определённых формах,  указанных в Таможенном Кодексе РФ. Формы таможенного контроля регламентируются Главой 35 статьями 366-377 Таможенного Кодекса РФ.

Используются такие формы, как:

  1. Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
  2. Таможенный досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр.
  3. Учёт товаров и транспортных средств.
  4. Устный опрос физических лиц и должностных лиц.
  5. Проверка системы учёта и отчётности.
  6. Осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов  и  других  мест,  где  могут  находится товары и транспортные средства, подлежащие  таможенному  контролю,  либо  осуществляется  деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
  7. Иные формы,  предусмотренные Таможенным кодексом  и другими актами законодательства  РФ по таможенному делу,  либо не противоречащими законодательным актам РФ.

Таможенный контроль  осуществляется  путём  проверки  документов  и сведений, необходимых для таможенных целей.11

Цели при таможенном контроле  определяются  по  тем  документам  и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль.

Указанные документы должны содержать сведения,  позволяющие  идентифицировать товары и транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование  российского  получателя  товаров,  наименование  перевозчика, краткие сведения о транспортном средстве,  такие как:  вид,  название,  номер и другое. К сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его  качество.

Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в  случае,  если  лицо перемещает свой  товар  для  ведения  внешнеэкономической  деятельности в тех режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.

В случае, если лицо, перемещающееся через таможенную границу РФ, не имеет товар или багаж, или имеет его, но он предназначен для личного пользования, то в этом случае осуществляется льготный порядок пересечения таможенной границы. Лицо заполняет таможенную декларацию формы Т-6,  где  указывает,  с какой целью он выезжает за границу Российской Федерации,  количество мест багажа, если он есть, валюту и валютные ценности. Количество товаров и их вес не должны превышать ограничений.

В некоторых случаях,  в целях выполнения законодательства Российской Федерации, на  некоторые  товары требуются разрешительные документы:  от Управления Министерства  культуры  Российской  Федерации,  от  Государственного комитета Российской  Федерации по связи и информации,  от Госатомнадзора,  от Минздрава Российской Федерации,  от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,  от Министерства внутренних дел, от Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора,  от Банка России и других  государственных органов.

Поданные документы  должны  быть  подлинными,  иметь  достоверные сведения и правильно документально оформлены. Должностные лица таможенного органа, принявшие документы,  внимательно проверяют их на основании таможенного законодательства  и  иных  нормативных  актов,  а  также с использованием специальных технических средств. 

Для проверки  подлинности таможенных документов применяются такие технические средства таможенного контроля,  как наблюдательная лупа,  микроскоп, ультрафиолетовый фонарь (он используется для идентификации подлинности надписей, меток, знаков, оттисков печатей и штампов, банковских  билетов и других документов).  Также  используется прибор “Версия-М” для идентификации водяных знаков,  обнаружения следов химического вытравливания  и  механического воздействия на документы.  Он позволяет исследовать документы в ультрафиолетовых, “косых” лучах на просвет.  Для экспертной проверки банкнот и ценных бумаг используется  прибор “Эксперт”.  Прибор “ДВС-02” используется для линованного определения подлинности,  подсчёта количества  и  общей  суммы  долларов США. Для   проверки  достоверности  сведений  и  правильного  документального оформления ГТК,  региональные таможенные управления издают приказы,  указания, разъяснения по оформлению и проверке разрешительных документов.  Присылают копии этих документов,  копии печатей организаций,  управлений,  которые ставятся на документах,  а также подписи должностных лиц, имеющих право подписывать эти документы.  Высылают списки государственных  органов,  имеющих право выдавать разрешительные документы, или списки иных учреждений или организаций

На основании  международных соглашений с участием Российской Федерации, некоторые учреждения и организации  стран  дальнего  и  ближнего  зарубежья также имеют право выдавать разрешительные документы. Достоверность сведений также может проверяться путём запроса в  любой другой правоохранительный  орган Российской Федерации, налоговый или иной контролирующий орган Российской Федерации.

 

2.2. Таможенный досмотр

Таможенный досмотр регламентируется статьей 372 Таможенного Кодекса Российской Федерации.

Наиболее важной  и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр.  Таможенный досмотр проводится  на  основании  Таможенного кодекса РФ, приказов ГТК РФ №203 от 04.04.96 г.12, №21 от 18.01.94г., приказа ПТУ №150 от 27.06.96 г.13  Таможенный досмотр  делится  на  обязательный,  который устанавливается нормативными актами ГТК и на досмотр,  производимый по  усмотрению  начальников таможни и начальников таможенных постов.

В обязательном порядке таможенный досмотр производится в отношении товаров, подлежащих обложению акцизным налогом:  заявленных в товаросопроводительных документах как различного  вида  безалкогольные  напитки,  продукты питания, табак,  стекло,  обувь  и другие товары,  близкие по наименованию к акцизным товарам,  в отношении лиц,  ранее допустившими  нарушения  процедуры внутреннего таможенного транзита,  а также товаров,  перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.

В других  случаях,  досмотр  производится  по усмотрению начальников таможенных постов, на основании сведений, указываемых в товаросопроводительных и транспортных  документах,  а  также  в  период  основного  таможенного оформления.

Таможенный досмотр - это административное действие,  заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств,  в  целях  установления законности их  перемещения  через таможенную границу,  соответствие проверяемых товаров данным,  заявленным в таможенной декларации,  соответствие товаров нормам,  установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками, выявление скрытых от таможенного контроля,  либо перемещаемых без разрешительных документов предметов,  а также предметов,  являющихся контрабандой, определения  наименования  и  кода  по  ТНВЭД  товарная  номенклатура внешнеэкономической деятельности,  определение  стоимости,  количества и качества.

Досмотр производится  путём вскрытия тары и установки товаров,  установления их наименования, подсчёта количества, а при необходимости и качества товара, путём  проверки  всех  мест,  полостей и конструктивных особенностей в транспортных средствах и предметах,  с целью обнаружения тайников,  хранилищ, в которых  могут быть спрятаны предметы контрабанды.  Для этого применяются прощупывание, прокалывание,  разборка конструктивных деталей,  узлов и агрегатов, нарушение  целостности  всего или части предмета и т.п.  Главный принцип, используемый при производстве досмотра - его выборочность.

При выполнении  таможенного досмотра таможенные органы применяют следующие методы  его  осуществления:  идентификационный  досмотр  (внешняя идентификация товара),  досмотр  с пересчётом количества грузовых мест без их вскрытия, со вскрытием всех грузовых мест,  досмотр с  пересчётом  количества предметов в грузовых местах, досмотр с замерами и определением характеристик товаров без взятия проб и образцов  на  экспертизу  (со  взятием),  направленный досмотр (по выявлению тайников сокрытий контрабанды), повторный таможенный досмотр (до выпуска товаров и после его выпуска).

Особенно детально  необходимо рассмотреть метод идентификационного досмотра. Идентификационный досмотр  проводится  в  отношении  всех  партий, ввозимых из  дальнего  зарубежья  товаров,  помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения.  Товары из стран СНГ  досматриваются  выборочно, по решению начальника таможни.  Не подлежат этому виду контроля товары, перемещаемые физическими лицами в упрощённом, льготном порядке.

Идентификационный таможенный досмотр проводится после подачи грузовой таможенной декларации в упрощённом порядке с целью установления  фактического соответствия  товаров  их описанию и количеству,  заявленному декларантом товаров в основных и дополнительных листах грузовой  таможенной  декларации, определения страны происхождения товаров. При проведении идентификационного таможенного досмотра решение о выпуске товаров может  приниматься только  уполномоченными  сотрудниками  отделов  таможенного оформления и контроля, отвечающими за документальное оформление,  не участвующими  в  таможенном досмотре, и только при наличии акта таможенного досмотра       

Идентификационный таможенный  досмотр  проводится   на   основании письменных поручений (см.  приложение №1).  Письменные поручения регистрируются в журнале учёта актов таможенного досмотра.  Должностное лицо таможенного органа,  получив  поручение  на  проведение  идентификационного досмотра, осуществляет фактический досмотр товаров и транспортных средств.

Результаты досмотра, отражаемые в акте таможенного досмотра, в обязательном порядке должны содержать:

  • практическое описание товаров (наименование, из какого материала изготовлены, что из себя представляют, цвет, запах и прочее);
  • описание маркировки, нанесённой на товар и его упаковку, определяющей страну происхождения  этих  товаров;
  • количественные  характеристики  товаров (вес, количество мест, количество товаров в дополнительных единицах измерения и так далее ).

Информация о работе Таможенный контроль как составляющая таможенного дела