Таможенный контроль. Основные формы, принципы и задачи его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании публично-правовых отношений, возникающих в рамках перемещения товаров и транспортных средств через Таможенную границу Таможенного союза.
В связи с этим требуется разрешение следующих задач:
- исследование публично-правовых отношений возникающих из таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами и их правовой режим, а также проанализировать специфику правоотношений, возникающих из таможенного контроля товаров и транспортных средств в современных условиях;
- анализ особенностей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами в общем и выяснить все тонкости правоотношений сторон при этом возникающих, а также провести анализ законодательства в области таможенного контроля товаров и транспортных средств в современных условиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Административно-правовой механизм таможенного контроля…………………………………………………………………….6
1.1. Классификация видов таможенного контроля………………………6
1.2. Порядок проведения таможенного контроля по
Таможенному кодексу Таможенного союза……………………………..10
2. Порядок осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров……………………………………………………………13
2.1. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля
товаров, ввозимых на таможенную территорию России………………...13
2.2. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля
товаров, вывозимых с таможенной территории России…………………19
3. Проблемные вопросы таможенного контроля товаров и
транспортных средств ……………………………………………..............29
3.1. Проблемные вопросы таможенного контроля товаров и
транспортных средств происхождения третьих стран,
перемещающихся по единой таможенной территории
Таможенного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа……………………………………………………….29
3.2. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля
автотранспортных средств, перемещаемых через
границы Таможенного Союза……………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п. 1 ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся12:

- вывозная таможенная  пошлина;

- ввозная таможенная  пошлина;

- НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

- таможенные сборы.

Объектом обложения  таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (п. 1 ст. 75 ТК ТС).

С 1 июля 2010 г. вопросы  определения таможенной стоимости регулируются Соглашением13, которым предусмотрены шесть способов определения таможенной стоимости14.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть стоимость сделки с этими товарами в максимально возможной степени. В случае невозможности определения таможенной стоимости данным способом могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей ст. 6 Соглашения (стоимость сделки с идентичными товарами). Таким образом, если невозможно применить метод определения таможенной стоимости сделки с ввозимыми товарами, используется второй метод, а если и он не подходит - третий (ст. 7 - стоимость сделки с однородными товарами) и т.д. (ст. ст. 8 - 10 Соглашения), то есть методы применяются не по выбору декларанта, а последовательно.

Согласно ст. 71 ТК ТС применяются  следующие виды ставок таможенных пошлин:

- адвалорные (установленные  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров);

- специфические (установленные  в зависимости от физических  характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик));

- комбинированные (сочетающие  оба названных вида таможенного  обложения).

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются  ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза15 (если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов ТС) (п. 2 ст. 77 ТК ТС).

Одним из видов таможенных платежей является таможенный сбор, который  взимается таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов ТС (п. 1 ст. 72 ТК РФ). Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов ТС (п. 2 ст. 72 ТК РФ). В Российской Федерации ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ16 - они фиксированы и зависят от таможенной стоимости товара. Например, при размере таможенной стоимости до 200 тыс. руб. включительно ставка сбора составляет 500 руб., а сбор за оформление партии товаров с таможенной стоимостью более 30 млн руб. составит 100 тыс. руб17.

Формы и порядок заполнения декларации на товары определяются Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, то есть они будут едиными на всей территории Таможенного союза. Указанным Решением предусмотрено, что форма декларации на товары и Инструкция о порядке заполнения декларации на товары вступают в силу с 1 января 2011 г. До их вступления в силу применялись предусмотренные законодательством государств - членов ТС формы (бланки) таможенных деклараций и порядок их заполнения.

Применение  таможенных сборов, включая порядок  и сроки их уплаты, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Порядок применения ставок для целей исчисления таможенных пошлин, налогов с 1 июля 2010 г. не изменился.

Статьей 79 ТК ТС в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых ТК ТС, международными договорами или законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, ТК ТС, как и ТК РФ, не предусматривает возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами18.

Таможенные пошлины, налоги по-прежнему перечисляются на счет Федерального казначейства. При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения от 20.05.201019 об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

 
2.2. Особенности таможенного оформления  и таможенного контроля

товаров, вывозимых с таможенной территории России

 

ТК ТС содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате, Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяются их правовая природа и смысловое наполнение, что потребует перестройки организации деятельности таможенных органов Российской Федерации20.

Перемены ожидает и  такой важнейший институт таможенного  дела, как таможенный контроль. ТК ТС практически воспроизводит определение  таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ, корректирует его под условия действия Таможенного союза. Статья 4 ТК ТС закрепляет, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Таким образом, новым  для понятия таможенного контроля является его направленность на обеспечение соблюдения также таможенного законодательства Таможенного союза. Содержание таможенного законодательства Таможенного союза раскрывается в ст. 3 ТК ТС и включает три вида документов. Во-первых, это ТК ТС. Таможенным регулированием в Кодексе охватывается широкий спектр таможенных правоотношений: отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. ТК ТС включает 8 разделов, 50 глав и 373 статьи.

Во-вторых, таможенное законодательство Таможенного союза включает международные  договоры государств - членов Таможенного  союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" вступил в силу перечень соглашений и протоколов, определяющих единые подходы таможенного регулирования21.

Третьим видом документов таможенного законодательства Таможенного  союза являются решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Данная комиссия учреждена тремя договаривающимися государствами - участниками Таможенного союза в соответствии с Договором от 6 октября 2007 г. "О комиссии Таможенного союза". Комиссия обладает статусом единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза, созданного для обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза с полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный для сторон характер.

Решением Межгосударственного  Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17 утвержден План мероприятий по введению в действие ТК ТС, которым определяется перечень международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, которые необходимо разработать и принять для реализации положений ТК ТС.

ТК ТС включает гл. 18 "Система  управления рисками", которая раскрывает понятийный аппарат, цели применения СУР, объекты анализа риска, задачи таможенных органов по оценке и управлению рисками. Статья 127 ТК ТС унифицирует и раскрывает ключевые понятия СУР: риск, анализ риска, индикаторы риска, профиль риска, оценка риска, области риска, товары прикрытия, товары риска и др22.

Согласно ст. 128 ТК ТС таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Целями применения СУР  являются:

обеспечение в пределах компетенции таможенных органов  мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

сосредоточение внимания на областях повышенного риска и  обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

выявление, прогнозирование  и предотвращение нарушений таможенного  законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств - членов Таможенного союза (имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы);

ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров  через таможенную границу.

Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

товаров, в том числе  транспортных средств, перемещаемых через  таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с  ТК ТС;

таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

деятельности лиц, связанной  с перемещением товаров через  таможенную границу, оказанием услуг  в сфере таможенного дела, а  также осуществляемой в рамках отдельных  таможенных процедур;

лиц, пересекающих таможенную границу.

Как и прежде, проведение таможенного контроля отнесено исключительно  к компетенции таможенных органов. Вместе с тем ст. 103 ТК ТС определяет особенности проведения таможенного  контроля на таможенной границе.

Серьезное нововведение содержится в ст. 99 ТК ТС, регулирующей таможенный контроль после выпуска  товаров. В отличие от годичного  срока по ТК РФ, ТК ТС устанавливает, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров  в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Статья 110 ТК ТС закрепляет формы таможенного контроля. В  нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых  ТК РФ: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий.

В то же время в ТК ТС появляются три новые формы таможенного контроля:

учет товаров, находящихся  под таможенным контролем;

проверка системы учета  товаров и отчетности по ним,

таможенная проверка.

К числу принципиально  новой формы таможенного контроля можно отнести только учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно п. 3 ст. 121 ТК ТС проверка системы учета товаров  как форма таможенного контроля проводится:

при применении специальных упрощений в соответствии с ТК ТС;

при условном выпуске  товаров;

в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного  дела;

в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета  таких товаров.

Наибольшую детализацию в ТК ТС получила такая новая форма таможенного контроля, как таможенная проверка, что подчеркивает особую роль данной формы в осуществлении таможенного контроля. Таможенной проверке посвящена ст. 122 ТК ТС, а также отдельная гл. 19 "Порядок проведения таможенных проверок". По своей правовой сущности данная форма контроля является аналогом предусмотренной ранее в ТК РФ таможенной ревизии, только значительно видоизмененной23.

Более широко в ТК ТС, по сравнению с ТК РФ, определяется предмет таможенной проверки. Так, ст. 376 ТК РФ закрепляла только два предмета проверки: факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении. Статья 122 ТК ТС не только дополняет перечень направлений проверки тремя новыми, но и оставляет данный перечень открытым, что вполне согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля.

Пункт 3 ст. 122 ТК ТС устанавливает, что при таможенной проверке таможенными  органами проверяются:

факт помещения товаров  под таможенную процедуру;

достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о  выпуске товаров;

соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

Информация о работе Таможенный контроль. Основные формы, принципы и задачи его проведения