Таможенный контроль. Основные формы, принципы и задачи его проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании публично-правовых отношений, возникающих в рамках перемещения товаров и транспортных средств через Таможенную границу Таможенного союза.
В связи с этим требуется разрешение следующих задач:
- исследование публично-правовых отношений возникающих из таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами и их правовой режим, а также проанализировать специфику правоотношений, возникающих из таможенного контроля товаров и транспортных средств в современных условиях;
- анализ особенностей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещенных физическими лицами в общем и выяснить все тонкости правоотношений сторон при этом возникающих, а также провести анализ законодательства в области таможенного контроля товаров и транспортных средств в современных условиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Административно-правовой механизм таможенного контроля…………………………………………………………………….6
1.1. Классификация видов таможенного контроля………………………6
1.2. Порядок проведения таможенного контроля по
Таможенному кодексу Таможенного союза……………………………..10
2. Порядок осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров……………………………………………………………13
2.1. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля
товаров, ввозимых на таможенную территорию России………………...13
2.2. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля
товаров, вывозимых с таможенной территории России…………………19
3. Проблемные вопросы таможенного контроля товаров и
транспортных средств ……………………………………………..............29
3.1. Проблемные вопросы таможенного контроля товаров и
транспортных средств происхождения третьих стран,
перемещающихся по единой таможенной территории
Таможенного союза при наличии временных изъятий из Единого таможенного тарифа……………………………………………………….29
3.2. Совершенствование административно-правового механизма таможенного оформления и таможенного контроля
автотранспортных средств, перемещаемых через
границы Таможенного Союза……………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы……………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

│                               │ │перемещения или способа перемещения    │

│                               │ │товаров.                               │

│                               │ │В зависимости от осуществления         │

│                               │ │таможенных процедур и структуры        │

│                               │ │таможенного процесса                   │

└───────────────────────────────┘ └───────────────────────────────────────┘

 

Рисунок 1. Критерии классификации видов

таможенного контроля

 

В зависимости от субъектов, подпадающих под таможенный контроль, можно выделить: таможенный контроль физических лиц (личный досмотр), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля и пр.). Так, в соответствии со ст. 117 ТК ТС исключительной формой таможенного контроля, применяемой в отношении физических лиц, является личный досмотр, который может быть проведен при наличии соответствующих оснований и в порядке, установленном таможенным законодательством. Однако следует согласиться с О. Анганзоровым, который отмечает вероятность возникновения трудностей в практике применения процедуры личного досмотра, поскольку нет юридической формулировки понятия данного вида таможенного контроля5. Помимо этого, в Таможенном кодексе ТС нет четкого определения порядка проведения личного досмотра (в частности, не указаны пределы досмотра для обнаружения скрытых в одежде, на теле досматриваемого лица товаров, не предусмотрено проведение принудительного личного досмотра в случае отказа досматриваемого лица от досмотра и т.п.), а имеется лишь отсылочная норма о форме акта проведения личного досмотра6.

В зависимости от характера  осуществления: документальный и фактический  таможенный контроль.

Согласно Приказу ГТК  России от 28 ноября 2003 г. N 13567 под документальным таможенным контролем понимается проверка документов и сведений, а под фактическим - таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

С точки зрения осуществления  таможенных процедур и структуры  таможенного процесса можно выделить:

- таможенный контроль, связанный с осуществлением таможенного  оформления;

- таможенный контроль, связанный с помещением товаров  под определенную таможенную процедуру.

Многие из вышеперечисленных  видов контроля представляют поэтапный, сложный комплекс контрольных действий, выходящий за рамки таможенного  оформления товаров и транспортных средств. В связи с этим осуществление  данных видов контроля регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами ФТС России8. Подобное можно отметить и в отношении помещения товаров под различные таможенные процедуры9.

Таким образом, выделение  критериев, в соответствии с которыми проведена классификация видов таможенного контроля, позволяет устранить ошибки в практике применения норм таможенного законодательства и деятельности околотаможенной инфраструктуры, а также добиться единообразного понимания и применения таможенных правил.

 

1.2. Порядок проведения таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза

 

ТК ТС содержит значительное количество нововведений и изменений. Помимо изменений в аппарате понятийном, Кодекс предусматривает новое принципиально регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных процессов таможенных изменяются их смысловое наполнение и правовая природа, что перестройки потребует организации деятельности органов таможенных Российской Федерации10.

Перемены ожидают и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль. ТК ТС практически воспроизводит определение таможенного контроля, содержащееся в ТК РФ , корректирует его действия под условия Таможенного союза. Статья 4 ТК ТС закрепляет, что таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Решением Межгосударственного  Совета экономического Евразийского сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17 утвержден План мероприятий по введению в действие ТК ТС, которым определяется перечень международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, которые необходимо разработать и принять для реализации положений ТК ТС.

Согласно п. 2 ст. 95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

товаров, в том числе  транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;

деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в отдельных рамках таможенных процедур;

таможенной декларации, сведений и документов о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;

лиц, пересекающих таможенную границу.

Как и прежде, проведение таможенного контроля отнесено к компетенции исключительно таможенных органов. Вместе с тем ст. 103 ТК ТС определяет особенности проведения таможенного контроля на таможенной границе .

Статья 110 ТК ТС закрепляет формы таможенного контроля. В нее вошли девять из десяти форм таможенного контроля, предусматриваемых ТК РФ: устный опрос; проверка документов и сведений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; получение объяснений; таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий.

К числу принципиально новой формы таможенного контроля можно отнести только учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Согласно ст. 120 ТК ТС таможенные органы учет ведут товаров , находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций , в том числе с использованием информационных технологий и систем. Формы и порядок учета товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Подводя общий итог регулирования правового таможенного контроля по Таможенному кодексу Таможенного союза, хочется отметить, что в нем заложены действенные и эффективные меры, направленные на обеспечение соблюдения как таможенного национального законодательства, так и таможенного законодательства Таможенного союза. Вместе с тем, для реализации положений ТК ТС ,предстоит большая работа по принятию ряда решений Комиссии Таможенного союза, международных соглашений, а также по приведению российского законодательства в соответствии с нормами ТК ТС.

 

 

 

 

2. Порядок осуществления  таможенного оформления и таможенного  контроля товаров  
2.1. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля

товаров, ввозимых на таможенную территорию России

 

В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"11 таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

В Российской Федерации  применяются меры таможенно-тарифного  регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

В соответствии со ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза – далее ТК ТС, таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование  в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

При ввозе товаров  предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с  их прибытием на ТТ ТС, помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с  таможенной процедурой таможенного  транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

В соответствии с п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через  таможенную границу, подлежат таможенному  контролю в порядке, установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС.

Прибытие товаров на ТТ ТС осуществляется в местах перемещения  товаров через таможенную границу (далее - места прибытия) и во время  работы таможенных органов в этих местах (п. 1 ст. 156 ТК ТС).

Перевозчик обязан уведомить  таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем  представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости  от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается законодательством государств - членов ТС (п. 1 ст. 158 ТК ТС).

В местах прибытия могут совершаться следующие таможенные операции (ст. 160 ТК ТС):

- разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров, а также  замена транспортного средства, доставившего товар на ТТ ТС, на другое транспортное средство (п. 1);

- операции, связанные  с временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3). Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить их в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом (п. 4 ст. 160 ТК ТС)).

Помещение товаров под  таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. п. 1, 3 ст. 174 ТК ТС).

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска  товаров, и сроки их представления  устанавливаются ТК ТС. Документы, необходимые  для выпуска товаров, могут быть представлены в электронной форме (п. п. 2, 4 ст. 176 ТК ТС).

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. п. 2, 3 ст. 179 ТК ТС).

ТК ТС предусматривает  две формы декларирования - письменную и электронную.

Виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная  декларация;

4) декларация на транспортное  средство.

В целях таможенного  регулирования в отношении товаров установлены 17 видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск), временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, беспошлинная торговля, уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона, свободный склад, специальная таможенная процедура (п. 1 ст. 202 ТК ТС).

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. При этом лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую (п. п. 1, 2 ст. 203 ТК ТС).

Информация о работе Таможенный контроль. Основные формы, принципы и задачи его проведения