Таможенные союзы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность создания Таможенного союза России с другими государствами, безусловно, сохранилась. Более того, как не покажется парадоксальным, финансово-экономический кризис даёт даже ещё больше оснований для интеграции постсоветского пространства, нежели «свободное плавание» в благоприятные годы. Сейчас во многом есть заинтересованность как стран СНГ в помощи России, так у России появляется шанс хотя бы на экономической основе интегрировать и объединить под своей эгидой страны постсоветского пространства, страны Содружества. Поэтому, в общем и целом, идея Таможенного союза, безусловно, весьма важна. Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Вообще если говорить о таможенном союзе (именно в нашей стране), можно выделить основную задачу. Основной задачей Таможенного союза является упразднение таможенных ограничений во взаимной торговле и принятие единого таможенного регулирования в отношении третьих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

     И наоборот, отказ Украины от участия в интеграционных процессах ЕврАзЭС повлек ухудшение условий торговли и производственной кооперации.

     Дополнительная проблема заключается в том, что по завершении формирования Таможенного союза режим свободной торговли между Россией и Украиной будет пересмотрен по той простой причине, что Россия прекратит быть субъектом переговоров. Субъектом переговоров станет Таможенный союз в целом. И в случае, если наши стороны не договорятся, Украина окажется за пределами отношений свободной торговли с Россией. Это будет означать, что в силу общего принципа недискриминации мы не сможем Украине предлагать никакие товары, включая энергоносители по ценам, ниже цены экспорта наших товаров в Европейский Союз.

     Если предположить, что Украине придется получать газ по европейской цене, нетрудно посчитать, что в этом случае за зоной рентабельности окажутся ведущие отрасли украинской экономики, которые сегодня генерируют максимальную прибыль, являются локомотивами экономического роста на Украине. Это, прежде всего, металлургический, химико-металлургический комплекс, машиностроение, металлообработка — они являются очень энергоемкими. Эти отрасли по сложившимся техническим условиям, имея изношенное оборудование, устаревшие фонды, не могут выдержать конкуренцию с Европейским Союзом и с другими странами в случае, если придется платить за энергию по европейской цене.       Прекращение работы химико-металлургического комплекса, который дает больше трети валютной выручки Украине повлечет за собой существенное ухудшение платежного баланса. Одновременно с ростом расходов по импорту свертывание отношений свободной торговли с Россией существенно ухудшит доступ украинских товаров на российский рынок и увеличит издержки кооперации производства, повлечет существенное снижение конкурентоспособности и экспорта украинской продукции. Это вызовет ухудшение платежного баланса по украинскому экспорту примерно в 2 раза, спровоцирует дальнейшую девальвацию гривны и соответствующее падение реальных доходов населения.  

2.5. Стратегия интеграции  Таможенного союза  России с другими  государствами   в мировой экономике 

     На встрече глав государств в Алматы 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

     С учетом уже сформированной договорно-правовой базы Таможенного союза формирование ЕЭП может вестись одновременно по всем основным направлениям при условии синхронного принятия взаимных обязательств сторон и соответствующей корректировки их национальных законодательств.

     Согласно принятым решениям, в 2010 г. планируется устранить Таможенные и технические барьеры во взаимной торговле, а также иные ограничительные меры экономического характера, включая экспортные пошлины, защитные и эквивалентные им меры. Тем самым будет сформирован общий рынок товаров.

     Для того чтобы этот рынок начал полноценно функционировать необходимо обеспечение равного и свободного доступа к транспортным услугам и к энергетическим ресурсам. Такой доступ предполагает предоставление национального режима предприятиям и гражданам государств-членов Таможенного союза на территориях Сторон. Свободный доступ также означает отсутствие административных барьеров, прозрачные рыночные условия ценообразования и доступность предоставления услуг.    Для его обеспечения планируется: предоставить национальный режим в доступе к услугам железнодорожного и трубопроводного транспорта, ввести общие правила установления тарифов и обеспечить механизмы их установления; открыть внутренние водные пути для перевозчиков-резидентов Сторон на условиях национального режима; открыть воздушное пространство для авиакомпаний-резидентов Сторон на условиях национального режима, установив единые требования к безопасности, регистрации и лицензирования в этой сфере; установить единые требования к автомобильным перевозкам и автотранспортным средствам; предоставить национальный режим, в том числе по ценам, покупателям-резидентам Сторон энергоносителей для целей внутреннего потребления в пределах Таможенного союза; организовать биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами с равными условиями доступа для предприятий Сторон; ввести общие правила формирования тарифов на газ и электроэнергию.

     Планируется отменить институт исключительного права для оказания транспортных услуг и поставок энергоносителей, установив единые требования к операторам в видах деятельности с ограниченным участием. Это будет означать завершение формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

     Функционирование общего рынка товаров предполагает обеспечение свободного доступа к деятельности в сфере оптовой и розничной торговли для предприятий-резидентов Сторон, устранение ограничений в сфере оптовой и розничной торговли товарами, производимыми на территории Таможенного союза, унификацию правил оптовой и гармонизацию правил розничной торговли и защиты потребителей. Устранение технических барьеров в торговле предусматривает взаимное признание разрешительных документов в сфере технического регулирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля и унификацию этих требований. Для этого необходимо обеспечить взаимное признание аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, и установление единых технических регламентов (стандартов) и норм регулирования в этих сферах. Также планируется предоставление национального режима предприятиям-резидентам Сторон при участии в государственных закупках и гармонизация правил их проведения.

     Выполнение перечисленных выше условий будет означать формирование полноценного общего рынка товаров, для защиты которого должны будут применяться единые правила и нормы, предусмотренные соглашениями, подписанными в рамках создания Таможенного союза.

     Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям-резидентам Сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности, устранение организационных монополий и гармонизацию национального законодательства.

     На первом этапе эту работу предполагается выполнить для услуг в области оптовой и розничной торговли, транспортных и экспедиторских услуг, финансовых, страховых и банковских услуг, информационных услуг (связь и телекоммуникации). На следующем этапе — для образовательных, инжениринговых, юридических, строительных, жилищно-коммунальных, медицинских и услуг геологоразведки. По отношению ко всем остальным видам услуг, за исключением услуг в сфере обеспечения национальной безопасности и государственных услуг, эта работа будет закончена позже.

     Формирование общего рынка услуг включает установление единых требований по доступу на рынок услуг Таможенного союза третьих стран, что требует согласования позиций Сторон по услугам на переговорах по присоединению к ВТО. Для этого формируются общие подходы к ограничению доступа на рынок услуг со стороны третьих стран и утверждаются соответствующие директивы единой переговорной делегации Сторон.

     Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности.

     Формирование общего рынка труда предусматривает свободное передвижение рабочей силы в зоне ЕЭП, урегулирование правового статуса граждан одного государства, постоянно проживающего на территории другого государства-участника ЕЭП, обеспечение свободного доступа к получению образования, признание дипломов высшего и среднего образования, единообразного применения правил и требований к трудовым ресурсам и режиму доступа на рынок труда.

     Формирование общего рынка капитала наряду с обеспечением взаимного доступа на рынок финансовых, банковских и страховых услуг предусматривает гармонизацию норм валютного регулирования, создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, создание единой платежно-расчетной системы и формирование общего валютного рынка. Реализация перечисленных выше направлений формирования ЕЭП позволит создать общий рынок товаров, услуг, труда и капитала. Для завершения формирования ЕЭП потребуется обеспечение гармонизации, вплоть до унификации, норм регулирования экономики, а также формирование институтов проведения единой экономической политики.

     Согласно уже принятым решениям, будет проведена унификация норм таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, норм таможенного регулирования, норм санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля. В планах обеспечение унификации норм банковского надзора, финансовой и бухгалтерской отчетности, а затем — косвенных налогов, включая НДС и акцизы, норм технического регулирования, а также гармонизации законодательства в сфере государственных закупок.

     Для достижения поставленных целей предполагается сформировать процедуры стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития государств, предусматривающие выбор и реализацию общих приоритетов, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ. При этом процедуры разработки этих программ и контроля за их выполнением должны быть максимально упрощены. Планируемый в скором времени переход к согласованной макроэкономической политике предусматривает установление общих ориентиров по основным макроэкономическим показателям, включая уровень инфляции, ставку рефинансирования, дефицит бюджета.

     Формирование ЕЭП требует от его участников координации действий во всех основных сферах деятельности, определения четких направлений, целей, механизмов реализации и этапности («дорожной карты») ее формирования. Создание основных нормативно-правовых конструкций ЕЭП с учетом повышения зрелости интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС позволит реально продвинуться к реализации цели построения ЕЭП. 

2.6. Таможенный союз: альтернативный путь к интеграции в мировую экономику 

     В условиях современной глобализации жизнеспособность развития государства во многом зависит от количества конкурентных преимуществ, которыми обладает национальная экономика. Одной из главных негативных сторон глобализации является жесткая конкурентная среда, в которой оказываются экономики стран-участниц, вне зависимости от того, производит ли страна передовую микроэлектронику или же, например, вершиной инновационной мысли является отверточно-сборочное производство. Таким образом, отсутствие или низкий уровень конкурентных преимуществ будет способствовать закреплению периферийной модели экономики. Поэтому крайне актуален вопрос жизнеустойчивости и конкурентоспособности государства в наши дни.

     После распада СССР, на фоне таких политических шагов как переговоры о вступлении РФ в ВТО и создание Таможенного союза ЕврАзЭС, проблема интеграции в мировую экономику особенно актуальна для России. В этой части необходимо проводить грамотную политику, если стратегической целью является развитие и процветание страны, а не деградация и социально-экономический упадок. Ведь как отмечает американский экономист, лауреат нобелевской премии, Джозеф Стиглиц – глобализация принесла пользу только тем странам, которые приняли её на своих собственных условиях и придали ей собственный постепенный темп и порядок.

    В девяностые годы прошлого века в России начались масштабные рыночные преобразования. Экономика СССР конца восьмидесятых годов требовала проведения масштабной модернизации. Однако концепция модернизации так и не была разработана. Выбор реформаторов пал на так называемую шоковую терапию, которая была основана на доктрине рыночного фундаментализма. Таким образом, была принята доктрина «Вашингтонского консенсуса», суть которой сводилась к трем ключевым принципам: либерализация, приватизация и макроэкономическая стабилизация через административное планирование количества денег. Такая концепция предусматривает максимальное ограничение роли государства как активного субъекта экономического влияния и сведение его функций макроэкономического регулирования  контроля за динамикой показателей денежной массы. В целях осуществления такого контроля систематически урезаются социальные расходы, прекращается финансирование науки, сворачиваются государственные инвестиционные программы, не финансируются государственные закупки, задерживается зарплата и т.д.

     Подобная политика повлекла за собой затяжной экономический спад, который, к сожалению, не был преодолен и в 2000-е годы. Тотальная приватизация предприятий и других объектов государственной собственности сказалась на промышленности России. Любопытно, что в период 1940-1946 годов объемы промышленного производства в Советском Союзе упали на 24%. В период 1990-1999 годов объемы промышленного производства в России сократились почти на 60% даже больше, чем ВВП (54%).

     Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения производства и инвестиций. К 1998 г. уровень производства в России сократился по сравнению с 1990 г. на 42,5 %, а инвестиции в основной капитал на 79%. Хотя с 1999 года наблюдается устойчивый рост ВВП, сегодня он едва дотягивает до дореформенного уровня. При этом рост ВВП в 2000-е годы в основном происходил за счет ренты от добычи и экспорта энергоресурсов и роста торговли.

     Известно, что чем конкурентоспособнее экономика, тем больше ее доля в мировом экспорте, а в структуре экспорта больше высокотехнологической продукции и меньше сырья. На мировых рынках высокотехнологической продукции Россия занимает менее 0,3% – это более чем на два порядка меньше, чем США, на порядок меньше, чем Мексика, втрое меньше чем Филиппины. Заметим, что доля СССР составляла около 18%. После его распада развитие отечественной высокотехнологической промышленности попросту прекратилось.

Информация о работе Таможенные союзы России