Таможенные союзы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность создания Таможенного союза России с другими государствами, безусловно, сохранилась. Более того, как не покажется парадоксальным, финансово-экономический кризис даёт даже ещё больше оснований для интеграции постсоветского пространства, нежели «свободное плавание» в благоприятные годы. Сейчас во многом есть заинтересованность как стран СНГ в помощи России, так у России появляется шанс хотя бы на экономической основе интегрировать и объединить под своей эгидой страны постсоветского пространства, страны Содружества. Поэтому, в общем и целом, идея Таможенного союза, безусловно, весьма важна. Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благоприятные условия для развития торговли, производства, способствуют укреплению не только экономических, но и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами. Вообще если говорить о таможенном союзе (именно в нашей стране), можно выделить основную задачу. Основной задачей Таможенного союза является упразднение таможенных ограничений во взаимной торговле и принятие единого таможенного регулирования в отношении третьих стран.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

     Подписание Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза 6 октября 2007 г. и Плана действий по  формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества на 2007-2009 г.г. определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

     Указанным Договором определено, что «таможенный союз» — форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

     В развитие этого основополагающего международного договора в кратчайшие сроки разработана и принята основа договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определяет необходимые для функционирования Таможенного союза институты, включая Комиссию Таможенного союза.

      25 января 2008 г. главами правительств были подписаны соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании; о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран; о единых правилах определения страны происхождения товаров; о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза; о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза; о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

     12 декабря 2008 г. главами правительств были подписаны международные договоры, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии Таможенного союза, а также принят целый ряд соглашений в целях формирования правовой базы Таможенного союза в части применения тарифных квот, тарифных льгот, единой системы тарифных преференций. Главами правительств также приняты соглашения о порядке декларирования товаров, о порядке таможенного оформления и таможенного контроля, а также о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

     9 июня 2009 г. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

     27 ноября 2009 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял решение о введении в действие с 1 января 2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии Таможенного союза полномочиями по их ведению.

     С 2010 года в Республике Беларусь и Республике Казахстан в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (включает более 11 тысяч товарных позиций).

При этом на переходный период предусмотрена  возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, а между Казахстаном и этими государствами — только на 38%, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям.

      Кроме того, предусматриваются благоприятные условия для развития на территории Таможенного союза промышленной сборки моторных транспортных средств, произведенных хозяйствующими субъектами государств — участников Таможенного союза при выполнении соответствующих критериев, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза. Это позволит развивать промышленную сборку автомобильной техники на единой таможенной территории, развивать производственную кооперацию в этой отрасли между субъектами хозяйствования Сторон и создавать новые рабочие места в автомобилестроительной промышленности государств–членов Таможенного союза.

     Тарифные льготы также будут предоставляться в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства — участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства — участника Таможенного союза в соответствии с его законодательством.

     Главы государств также решили считать необходимым создание единой таможенной территории Таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты.  19 декабря 2009 г. главы государств-членов Таможенного союза утвердили План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

     Таким образом, с 1 января 2010 года Таможенный союз начал функционировать. Завершение формирования единой таможенной территории планируется к 1 июля 2011 года, когда таможенный и иные согласованные виды государственного контроля будут перенесены с российско-казахстанской границы на внешний контур таможенной границы Таможенного союза. Формирование союза идет в соответствии с этапами и сроками, определенными Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 года. Согласно последнему, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный — до 1 января 2010 года, первый — до 1 июля 2010 года и второй — до 1 июля 2011 года.

     На предварительном этапе, который уже завершился, сформирована договорно-правовая база Таможенного союза. Этот этап завершился подписанием Таможенного кодекса Таможенного союза на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года; пакета соглашений в области санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля на Межгоссовете ЕврАзЭС на уровне глав Правительств 11 декабря в Петербурге; а также введением в действие с 1 января 2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном регулировании, а также едином нетарифном регулировании. А Комиссия Таможенного союза получила соответствующие полномочия по их ведению.

     Предусмотрен график разработки технических регламентов, которые позволят унифицировать требования безопасности продукции, включая санитарные, ветеринарные и фитосанитарные между нашими странами. Сегодня этот график содержит 32 технических регламента ЕврАзЭС. На Межгоссовете ЕврАзЭС 11 декабря 2009 года главами правительств будет утверждена новая редакция Графика, предусматривающая разработку 38 технических регламентов ЕврАзЭС, в том числе и о безопасности молока и молочной продукции.

     На переходный период — до принятия необходимых регламентов — в Таможенном союзе будут действовать соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, которые предусматривают взаимное признание разрешительных документов.

     Расхожим аргументом критиков формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС является, как некоторым кажется, скорость интеграционных процессов. Часто приходится видеть ссылки на опыт ЕС, который к настоящему времени является единственным успешным примером формирования регионального экономического союза. Этот процесс занял у европейцев почти полвека, при этом от момента создания Таможенного союза до построения ЕЭП прошло более полутора десятилетий. На этом основании делается вывод об излишней поспешности формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.

     В действительности между ЕС и ЕврАзЭС есть принципиальные объективные исторические и экономические различия, которые не позволяют использовать опыт Евросоюза в качестве шаблона для интеграции постсоветского экономического пространства. Самое существенное и очевидное из них заключается в том, что, в отличие от ЕС, экономика ЕврАзЭС формировалась как единый народнохозяйственный комплекс в рамках одного государства. Если европейские государства веками конкурировали и воевали друг с другом, то экономики государств ЕврАзЭС в течение последних двух столетий дополняли и поддерживали друг друга, а советский период развивались как единое целое.

     В отношении ЕврАзЭС правильнее говорить не о формировании, а о восстановлении ЕЭП, хотя и на принципиально новых принципах рыночной экономики. Соответственно и скорость этого процесса может быть намного выше, так как преодолеваемые препятствия носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Главными из них являются интересы части национальной бюрократии, лишающихся суверенной самостоятельности ведомств и монополий, стремящихся к ограничению конкуренции. Поэтому достаточно было политической воли глав государств, чтобы процесс интеграции был сдвинут с мертвой точки и запущен с резким ускорением. После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Восстановление производственной кооперации за счет отказа от таможенных барьеров оживит и выведет на качественно новый уровень ранее сложившиеся хозяйственные связи. Создание Таможенного союза означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик.  

2.2. Экономическая целесообразность 

     По расчетам ученых института народнохозяйственного прогнозирования РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долл. Государства-участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 году. Эти расчеты делались до глобального экономического кризиса. По отношению к нынешнему уровню ВВП его прирост в результате интеграционных процессов будет еще больше.

При этом другие оценки, которые делают наши коллеги, скажем, в экономических  институтах в Киеве, в Минске, дают примерно сходные результаты. Речь идет о возможностях повышения в  среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5–2 раза за счет восстановления кооперационных связей и общего экономического пространства.

     Результаты вариантных расчетов макроструктурной межотраслевой модели показали, что страновая ориентация внешнеторговой политики России оказывает существенное влияние на динамику российской экономики. Усиление направленности экономической политики России на всемерное развитие экономической интеграции со странами СНГ является важным дополнительным фактором экономического роста и создает значительные дополнительные возможности для преодоления сложившейся топливно-сырьевой направленности российской экономики. Ускорение развития обрабатывающих отраслей промышленности России, продукция которых, как правило, неконкурентоспособна на западных рынках, возможно лишь при условиях форсированного создания общего внутреннего рынка на постсоветском пространстве.

     Формирование единой таможенной территории создает условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Это понятно  и по здравому смыслу. К примеру, в любом сложном белорусском  изделии около половины стоимости  составляет российская комплектация. Аналогичным образом во многих российских машинах и оборудовании присутствуют белорусские комплектующие и казахстанские материалы. Поэтому снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников. Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется в транспортных очередях при  пересечении таможенной границы. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает российско-белорусскую границу. Для предприятий Казахстана устранение таможенной границы с Россией существенно облегчает доступ к российскому рынку и облегчает кооперацию с российскими и белорусским предприятиями.

     Для наших граждан Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном существенно облегчит трансграничные связи. Людям не придется заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе.

     Создание Таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта. Не к этой ли цели мы шли многие годы — созданию крупного общего рынка с едиными правилами игры, который изначально настроен на конструктивное сотрудничество? Пошаговое расширение этого рынка делает нашу экономику более устойчивой, способной к самосохранению в условиях глобального кризиса.

Информация о работе Таможенные союзы России